
Петербургские профсоюзы по-прежнему вынуждены выбирать себе новое место жительства по принципу «худшее из зол». «Фонтанка» узнала, по какому адресу отправили трудящихся и почему Дому музыки вместе с Николаевским дворцом достается еще и обычная петербургская семья.
Как стало известно «Фонтанке», федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Дом музыки» под управлением Сергея Ролдугина, которое недавно получило в управление Дворец труда, попросило прежних обитателей освободить помещения. Например, профсоюзный учебно-методический центр, который безвозмездно арендовал у Ленинградской федерации профсоюзов 400 кв. м, получил письмо с требованием покинуть кабинеты до 17 июня. После этого в здании начнется ремонт, говорилось в сообщении.
Ранее власти города обещали не выгонять арендаторов дворца, пока им не найдут новые помещения. Сделать, впрочем, это сложно. Самой федерации и другим радеющим за права трудящихся, которые пока находятся в Николаевском дворце, нужно найти здание, где работать смогут в совокупности около 200 человек. По нормативам на рабочее место для каждого из них должно приходиться минимум 9 кв. м, неоднократно заявляли на совещаниях в Смольном представители ЛФП. Получается, нужны помещения суммарной площадью от 1800 кв. м, а таких в городе немного.
Какие здания предложил город федерации профсоюзов?
Один из предложенных вариантов — бывшее здание администрации Петроградского района, куда раньше его жители ходили записывать детей в садики и получать другие госуслуги. Здание на Петроградской набережной, 18, к. 3, лит. В, построено в 1902 году. Общая площадь составляет 3433,8 кв. м, но у города там есть только семь помещений общей площадью почти 1700 квадратов.
На днях здание осмотрели представители профсоюзов: на крыше нашли гнилые балки, следы протечек, а в потолке дырки.
Второй адрес — Синопская набережная, 30. Три тысячи квадратных метров ранее занимал Курчатовский институт, но, когда пришло время ремонта фасадов, решил съехать. По этому адресу профсоюзная делегация нашла колонии грибка и плесень на стенах. При этом на здание уже несколько претендентов: администрация Центрального района рассчитывает открыть там центр для людей серебряного возраста. На совещании с прокуратурой 30 мая, где обсуждался вопрос о переезде профсоюзов, чиновники отмечали, что центру тоже нужны немаленькие площади, а профсоюзы могли бы и потесниться в других локациях.
Три других адреса, которые предложили защитникам прав трудящихся, — Рижский, 23, Коломенская, 45, и Лиговский, 168, — тоже не подошли. Все они оказались площадью 300–400 метров, сидеть на головах друг у друга профсоюзные работники не хотят, говорит собеседник «Фонтанки». Он добавляет, что «Лиговский убитый, а Коломенская и Рижский плесневелые». По словам собеседника, федерация профсоюзов за несколько лет вложила в Николаевский дворец больше 500 миллионов рублей. «Да мы бы уже задание новое купили», — говорит источник.






Сложности пропускного режима
По его словам, требование по площади не прихоть. «У нас постоянно приезжают делегации, проходят конференции. На днях, например, приехали 100 человек из ЛНР, в том числе участники СВО. Они больше часа простояли на улице, потому что их не пустила новая охрана, которая получает распоряжения от Дома музыки». Собеседник отмечает, что договориться оказалось сложно только с Домом музыки, который получил возможность контролировать пропускной режим.
В самом Доме музыки «Фонтанке» сообщили, что просили пользователей здания за сутки информировать о тех, кого нужно пропустить. «В 10:00 2 июня некая Елена Рейхрудель (судя по сайту ЛФП, она — сотрудница аппарата профсоюзов. — Прим. ред.) направила в Дом музыки список участников семинара 2 июня с темой письма „02.01.2025“ (скриншот прилагается), где из 48 человек было 9 мужчин. Никаких звонков от организаторов с просьбой ускорить не вовремя поданную заявку не поступало. Список был обработан настолько быстро, насколько это возможно, в ущерб основной деятельности и режиму работы Дома музыки», — отметили в учреждении.
На вопрос о том, какие работы учреждение намерено проводить, там не ответили. «О сроках и видах ремонта арендаторы Николаевского дворца уведомлены средствами электронного документооборота», — лишь добавили в Доме музыки.
В федерации профсоюзов считают, что даже если бы они согласились на одно из предложенных зданий, съехать за две недели бы всё равно не успели. «У нас архив за десятки лет во дворце, музей, судьба которого не определена, и много другого имущества. Переезд — долгий процесс», — добавляют собеседники.
Дворец труда — комплекс из трех зданий, основное из которых — Николаевский дворец. Он был выстроен архитектором Штакеншнайдером в 1861 году для третьего сына Николая I, великого князя Николая Николаевича старшего, и его супруги, дочери принца Ольденбургского. После его смерти дворец был передан под женский институт великой княгини Ксении Александровны, сестры Николая II.
В здании Николаевского дворца, помимо ЛФП, располагались 29 отраслевых территориальных организаций профсоюзов — от Союза работников природоресурсного комплекса до объединения гражданского персонала ВС РФ. Ежегодно на содержание дворца уходило до 100 миллионов рублей, здания обслуживали 50 человек.
Как Дворец труда забирали у профсоюзов
О том, что изъятый из собственности Ленинградской федерации профсоюзов (ЛФП) по иску Генпрокуратуры Дворец труда передали в оперативное управление Дома музыки и Санкт-Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова стало известно в середине мая.
В июне прошлого года Генеральная прокуратура обратилась туда с иском об истребовании дворца из незаконного владения Ленинградской федерации профсоюзов. Организация отстаивала права на объект с помощью документов, в том числе советского периода, среди которых был декрет Ленина и справка управделами Петроградской трудовой коммуны. Как это было, «Фонтанка» писала здесь.
Помимо профсоюзов, по решению суда государству был передан и жилой фонд, бывшие квартиры прислуги дворца. В последние годы профсоюзы расселили оттуда почти всех жильцов — осталась лишь одна квартира. Связаться с семьей, которая там живет, «Фонтанке» не удалось.
Это не единственный процесс за последнее время, когда Генпрокуратура обжалует право собственности. В мае ведомство обратилось в суд в связи с принадлежностью ДК Кирова на Васильевском острове. Его профсоюзы продали в 2019 году братьям Алексею и Денису Семёновым, которые владеют компанией, специализирующейся на продаже оружия. Сейчас в ДК арендуют помещения детские кружки, нотариальная контора, агентство недвижимости, молодежный коворкинг. Прокуратура попросила признать сделку фиктивной и передать здание в ведение государства.