Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Петербургский выпускник взломал задачу на ЕГЭ по химии. На апелляции он вернул баллы и чуть не дотянул до сотни

Петербургский выпускник взломал задачу на ЕГЭ по химии. На апелляции он вернул баллы и чуть не дотянул до сотни

84 550
Источник:

Смольный и Минпросвещения уже отчитались о хороших результатах на ЕГЭ по химии: средний балл вырос, увеличилось и количество высокобалльников. Из этого можно сделать вывод, что экзамен прошел успешно. Однако петербургский выпускник нашел задачу, которая могла скосить у выпускников несколько баллов. У неё оказалось два решения. Второе нужно доказывать через апелляцию.

Речь идет о задании 29. Оно входит во второй блок, где выпускники показывают развернутое решение. По заданию нужно было из предлагаемого набора веществ выбрать несколько и составить уравнение реакции, подходящей под те условия, которые предлагают авторы. Выпускник Губернаторского лицея №30 Илья Дубинин предложил свое решение, которого не оказалось в ключах для проверки.

Источник:

«Я решал не очень много пробников перед ЕГЭ, и условие этой задачи показалось мне наиболее странным из всех, что я видел. Я сразу придумал решение, которое в итоге написал, но еще целый час после я думал над этой задачей. В своей интуиции и своем решении я не сомневался, но был уверен, что это нужно будет апеллировать, — рассказывает Илья. — Формулировка задания в принципе была не химическая, а больше нацелена на подгон к данным продуктам реакции. Такое ощущение, что проверялось знание именно этой конкретной реакции, которую задумали авторы».

Интуиция Илью не подвела. Его решение не засчитали как правильное. В итоге работу эксперты оценили в 95 баллов. Выступить на апелляции Илье помог наставник 30-го лицея Александр Евсюков. Он же предоставил «Фонтанке» точную формулировку задачи и её решения.

Задание №29 было таким:

Из предложенного перечня выберите вещества, окислительно-восстановительная реакция между которыми протекает с образованием бурого осадка и двух солей одной кислоты. В ответе запишите уравнение только одной из возможных окислительно-восстановительных реакций с участием выбранных веществ. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.

Предложенные вещества:

Бромоводород, фосфин, гидрофосфат калия, бромид бария, карбонат меди (II), перманганат калия. Допустимо использование водных растворов.

Решение из ключей:

3PH₃ + 8KMnO₄ → 2K₃PO₄ + K₂HPO₄ + 8MnO₂↓ + 4H₂O

Илья предложил другую реакцию:

12KMnO₄ + 3BaBr₂ + 6H₂O → 2MnO₂↓ + 4KBrO₃ + Ba(BrO₃)₂ + 2Ba(OH)₂ + 8KOH

«Эта реакция весьма неочевидна, и даже интуитивно кажется, что вряд ли [она так] протекает, но расчёты показывают обратное. По крайней мере подтверждают, что такое возможно. Мы не знаем, насколько быстро она будет идти, но идти будет, — отмечает Евсюков. — Конечно, такого никто наверняка специально не проводил — обычно бромиды окисляют марганцовкой в кислой среде, там всё идёт иначе: образуется бром, но в данном случае в растворе среда по мере реакции становится щелочной, поэтому бром не выживет, а перейдёт как раз в бромат, который и написан в приведённом альтернативном решении».

К апелляции готовились тщательно. На конфликтной комиссии Илья предоставил подробные расчеты. Он говорит, что на крайний случай у него был ещё один вариант расчетов «со всеми нюансами».

«Эксперты особо не спорили и через 30 секунд, после того, как я показал им свое решение, согласились со мной. Только в самом начале апелляции они попытались опровергнуть это решение на уровне «размахивания руками», но точный расчет всегда выглядит убедительнее. Посмотрев в мое решение еще 5–7 минут, эксперты подняли мне баллы, а апелляция завершилась», — отметил Илья.

В итоге выпускник получил на ЕГЭ по химии 99 баллов. Однако в его случае оценка не играет роли. За плечами Ильи победы на олимпиадах, значит, он может поступать без экзаменов.

Схожая ситуация была в 2020 году, когда на ЕГЭ по химии 34-я задача также решалась двумя способами. По словам выпускников, в неё была заложена «тонкость олимпиадного уровня». Многие ученики потеряли баллы, случались истерики, а родители даже писали петиции, чтобы отменить результаты экзамена. На подачу апелляции решились единицы, альтернативное решение засчитывалось как верное.

Лена Ваганова, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
91
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях