75

Васильевский остров обрел новые очертания. Очередная порция намыва за 3 года на бумаге выросла на 20 га

Почему застройка намыва выросла на 20 га, и что пропустили в 2007 году те, кто купил квартиры на берегу залива с видом на воду, разбиралась «Фонтанка».

Фото: Михаил Огнев/«Фонтанка.ру»/Архив
ПоделитьсяПоделиться

Документацию по намыву северо-западной части Васильевского острова выставили на общественные обсуждения. Между тем аборигены, обеспокоенные дисбалансом жилья и социалки, пытаются сопротивляться — замахнулись даже на референдум о моратории на застройку района.

ПоделитьсяПоделиться

В Петербурге стартовали общественные обсуждения намыва северо-западной части Васильевского острова, который должен появиться уже в 2026 году. Горожанам предлагается до 28 марта оценить воздействие масштабного проекта на окружающую среду.

Предмет, вынесенный на слушания — проектная документация «Инженерная подготовка территории земельных участков (в том числе увеличение высотных отметок) для целей возведения объектов недвижимости, инженерной и транспортной инфраструктуры» — то есть дальнейший намыв острова. Оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС) в рамках государственной экологической экспертизы ориентировочно планируется завершить уже в июне 2021 года.

ПоделитьсяПоделиться

Площадь территории в границах проектирования, как следует из документации, составляет 162,8 га. Для этого потребуется более 9,5 млн кубометров грунта. Частично работы по намыву территории уже осуществлены, это следует из генерального плана (часть земель имеет высотные отметки на уровне проектных и выше). Соответственно, жилье на «первой линии», окна которого сейчас выходят на Финский залив, перестанут быть видовыми на протяжении Морской набережной от Новосмоленской набережной до Адмиральского проезда.

Согласно правилам землепользования и застройки, львиную часть территории занимает зона среднеэтажного и высокоэтажного жилого строительства (Т3Ж2), остальное — общественно-деловая подзона ТД1–2_2, ТД2_2 (для которой жилье является условно-разрешенным видом использования) и небольшой кусок — зона транспортной и инженерной инфраструктуры (ТИ1–1).

Если верить информации о разрешенной высотности строительства, которую можно найти на градостроительном портале, участок восточнее ЗСД — вдоль домов Морская набережная, 33–39 с различными корпусами показатель составляет 30\33 метра. Большую его часть занимает зона объектов инженерной и транспортной инфраструктур, коммунальных объектов, остальное — подзона объектов многофункциональной общественно-деловой застройки и жилых домов.

Разрешенная высотность «основной территории» от Новосмоленской набережной до ЗСД варьируется от 40\43\59 метров до 40\43\63, 40\43\72, 40\43\75 метров (последние цифры — максимальная).

В рамках первого этапа работ по намыву (2022–2024 годы) планируется отсыпка пионерной территории и дамбы, заполнение котлованов слева и справа от нее, отсыпка территории восточнее ЗСД, ограждающей дамбы, устройство крепления откоса территории, строительство вертикального берегоукрепления. Второй этап продлится с 2024 по 2026 годы, он включает в себя отсыпку отсекающей дамбы, поднятие высотных отметок южнее пионерной дамбы на основной территории и на участке технологической акватории.

Как отмечается в документации, представленной на слушания, в северо-западной части выделена зона с особыми условиями использования — в полосе прохождения перегонного тоннеля между станциями метрополитена «Приморская» и «Зенит». Кроме того, в границах территории проектирования попадают и подводный, и подземные участки силовых кабельных линий, и волоконно-оптического кабеля, проложенных по дну Невской губы.

Работы будут осложняться наличием больших глубин. Рельеф дна акватории неровный, перепад составляет до семи метров в глубину (от нуля метров в балтийской системе высот).

О том, что в этом месте появится намывная территория, известно уже давно. Соответствующий проект планировки территории, включающий также и намыв на юго-западной части острова, в общей сложности «покрывает» территорию площадью 418,7 га. Документ Смольный утвердил еще в 2007 году по заказу ООО «УК «Морской фасад» (ЗАО «Терра Нова»), и затем скорректировал без изменения значимых параметров в 2014 году.

В 2017 году Смольный предъявил стратегическом инвестору претензии, что последний нарушил сроки и передавал участки третьим лицам вместо того, чтобы строить самостоятельно.

В сентябре 2020 года стало известно об одной из крупнейших за последние годы сделок в Петербурге: «Группа ЛСР» приобрела у АО «Терра Нова» право на намыв и строительство 143 га почти за 3 млрд рублей. К слову, когда объявляли о старте проекта, объем грунта для намыва оценивался в 8 млн «кубов». «Фонтанка» обратилась в компанию за комментарием, как соотносятся «сентябрьские» 143 га с увеличением объекта на 20 га, и изменились ли в связи с этим планируемые объемы строительства. На момент публикации ответ не поступил.

Предполагается, что намывать и стабилизировать территорию будет «дочка» «Группы ЛСР» — АО «ЛСР. Базовые». У компании есть соответствующий опыт: в 2017–2018 годах она намыла 87 га в юго-западной части Васильевского острова вдоль первой линии Финского залива. Проект реализовали за 15 месяцев, завершив его раньше срока на полгода. В этой части острова «Группа ЛСР» планирует возвести 500 тысяч кв жилой недвижимости, в северо-западной части, по предварительным оценкам, планировалось к 2034 году построить еще порядка 700 тысяч «квадратов» жилья, 260 тысяч кв. общественно-деловых объектов и встроенных помещений, три школы на 3300 мест, четыре отдельных и два встроенных детсада всего на 1130 детей. В этой части застройщик планировал возвести 75-метровые дома.

С предложением спрос на недвижимость на острове растет. По данным агентства «Невский простор», за 11 месяцев 2020 года — с января по ноябрь — он вырос на 31,6% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Спрос на новостройки в Василеостровском районе за аналогичный период вырос на 11,69%.

Но изначальные планы создать на новых землях чуть ли не элитный уголок Петербурга — как конкурент Крестовскому — остались словами. Сейчас новые кварталы на намыве живут в страшной тесноте междомовых проездов — без дорог, школ, магазинов и с машинами «на головах» — парковаться там вообще негде. Большая часть квартир здесь — студии. Несмотря на то, что обладатели жилья, расположенного по 15 штук на этаже, высказывали свое недовольство властям города (даже грозили перекрыть движение по ЗСД), все проблемы остались с ними. Вопросы с транспортной и социальной инфраструктурой в районе западной оконечности острова не решаются.

К концу июня 2020 года, по подсчетам «Фонтанки», в высотки Васильевского острова уже заселились минимум 8,5 тысяч человек. С тех пор в декабре ввели в эксплуатацию ЖК «Светлый мир «Тихая гавань» от Seven Suns Development на 996 квартир. В том же месяце Glorax Development получила разрешение на ввод в эксплуатацию VI квартала проекта Golden City на 570 квартир. К 2023 году на уже освоенных намывных территориях население может составить 32 тысячи человек.

В марте 2020 года, открывая первый детский сад, губернатор Александр Беглов обещал до конца года еще два и старт строительства школы. К указанному сроку построили только один, если верить открытым источникам — в декабре открылся детсад на 220 детей на улице Кораблестроителей, его возвели в рамках городской адресной инвестиционной программы.

Не радует и очередная подвижка по строительству новых станций метро. Ввод вестибюля «Горного института», как заявляют власти, передвинули на конец 2022 года, правда контракт на строительство этого участка перенесли аж на 2024 год. И на 2030 — участок Лахтинско-Правобережной линии от «Горного института» через «Гавань» до «Морского фасада».

В прошлом году отложили до лучших времен конкурс на развязку ЗСД в районе Шкиперского протока — его так и не объявили в 2020 году, хотя проект планировки Смольный утвердил еще в апреле 2019 года.

В феврале глава муниципального образования «Гавань» Нэлли Вавилина объявила, что островитяне инициируют референдум о моратории на застройку Василеостровского района.

«На острове полностью нарушен баланс жилья и социальной инфраструктуры, считаем целесообразным введение моратория на выдачу разрешений на строительство любых объектов в Василеостровском районе, кроме социально необходимых и стратегически важных в плане национальной безопасности», — написала она, напомнив, что идее введения моратория исполнился ровно год.

Между тем объявленные слушания не касаются возможных проблем с инфраструктурой, а только экологических аспектов воздействия на окружающую среду.

Ирина Корбат, «Фонтанка.ру»

Фото: Михаил Огнев/«Фонтанка.ру»/Архив
© Фонтанка.Ру

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Рассылка "Фонтанки": главное за день в вашей почте. По будним дням получайте дайджест самых интересных материалов и читайте в удобное время.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии (75)

Otkating
Китаец сделает то же самое быстрее, лучше и дешевле.

MarinaTs
На Острове нет ни одно пляжа (помойки в расчет принимать не будем), не новых поликлиник, больниц, садиков, школ, скверов, парков, дорог. Но зато повсеместно появляется жилгетто и жральни.... Один из центральных районов города превращается в Мурино... Печально конечно всё это.

Это не земли у нас мало, это ума у чиновников нет. Хотя, если взглянуть на это с другой точки зрения, кто-то же на этом срубил кучу бабла. Про откаты скромно умолчу.

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...