Сейчас

+21˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+21˚C

Пасмурно, Без осадков

Ощущается как 19

3 м/с, ю-з

772мм

36%

Подробнее

Пробки

4/10

Авиастыд. Почему петербуржцам может стать дорого летать из Финляндии

26520
фото:Дмитрий Коротаев/Коммерсантъ
фото:Дмитрий Коротаев/Коммерсантъ
ПоделитьсяПоделиться

Почти 1% населения Финляндии просит правительство ввести налог на перелёты. В Швеции уже ввели и теряют авиапассажиров. Летать в Европе становится стыдно.

В своей экосознательности наши соседи дошли до того, что добровольно согласились поднять сами себе цены на перелёты, потому что они наносят вред природе. Гражданскую инициативу, переданную накануне в парламент на рассмотрение, подписали 54 тысячи человек (при населении в 5,5 млн).

«Государственное налоговое управление  должно побуждать людей делать правильный выбор в пользу окружающей среды и  жизнеспособного будущего», – настаивают авторы инициативы. По их мнению, обязательный экологический сбор, добавленный к стоимости билета, – отличный способ заставить людей отказаться от самолётов.

Конкретных решений инициаторы не предлагают, но просят законодателей подумать, как сумма налога может соотноситься с длиной конкретного полёта.

Идея авианалога не нова. В том или ином виде он есть в Швеции, Норвегии, Великобритании, Франции и Германии.

В Швеции авианалог, введённый в апреле 2018 года, платят авиакомпании — за каждого пассажира, который отправляется из страны. Сумма сбора зависит от расстояния — на перелёты внутри Швеции и ЕС она составляет 62 кроны (406 рублей по актуальному курсу), в более дальние страны — 255 (1669 рублей) или 408 крон (2670 рублей).

Кстати, на родине Греты Тунберг в 2017 году зародился и термин Flygskam – «стыд полёта» (чувство вины из-за негативного воздействия авиаперелёта на климат). Тогда же стала набирать популярность концепция Tagsemester – «в отпуск на поезде» и появился хештег #jagstannarpamarken («я остаюсь на земле»).

В аэропортах Швеции количество пассажиров сократилось в 2019 году на 4%. 

«Экономический рост, национальный авиационный налог и обменный курс кроны сказались на пассажиропотоке, в то время как 2019-й, вероятно, также был годом, когда обсуждение климата оказало большее влияние на привычки передвижения людей, чем раньше, – говорит Йонас Абрахамссон, президент и исполнительный директор оператора шведских аэропортов Swedavia. – Ряд авиакомпаний начали сокращать количество кресел, и было объявлено о закрытии важных межконтинентальных прямых рейсов из Швеции».

14 февраля Swedavia приняла стратегию по развитию электрической авиации и объявила об основании испытательного центра для электрических самолётов. К 2030 году все полёты в стране должны выполняться не на ископаемом топливе, а к 2045-му — и все зарубежные рейсы.

Авиационная промышленность в 2018 году произвела около 2,4% всех антропогенных выбросов углекислого газа в мире, и около 12% – от общего объема в транспортной отрасли, уверяют в Европе. Цель ЕС — сократить выбросы парниковых газов на транспорте к 2050 году на 60%.  

«Зелёные» и левые входят в правящую коалицию Финляндии, а правительство поставило перед собой цель достичь нулевого уровня вредных выбросов к 2035 году, так что вероятность введения авианалога в излюбленных петербуржцами аэропортах Лаппеенранты и Вантаа кажется вполне реальной. Однако далеко не все партии поддерживают инициативу.

Самой сильной поддержкой идея авианалога пользуется у депутатов «Левого альянса» и «Зеленых», которые входят в правящую коалицию. Лидеры «Центра» и «Национальной коалиции» (третьи и четвёртые по количеству депутатских портфелей) заявили, что подобные решения должны приниматься не на национальном, а как минимум на общеевропейском уровне – чтобы не «стрелять себе в ногу». Против инициативы выступают и оппозиционные «Истинные финны» (вторые по числу мандатов).

А пока власти думают, как законами достичь своей амбициозной цели о нулевых выбросах, простые финны пользуются разными калькуляторами по подсчёту своего углеродного следа. Среди тех, кто ратует за срочные меры по борьбе с глобальным потеплением, встречаются экоаскеты.

Муниципальный депутат горсовета Хельсинки Лео Страниус, автор книги «Мемуары экоиста», не летал в отпуск на самолёте уже 13 лет. Его семья использует вдвое меньше жилой площади, чем финны в среднем. Отопление дома из возобновляемых источников, электричество — от солнечных батарей и энергии ветра.

«Я езжу на велосипеде зимой и летом. В дальних поездках передвигаюсь на поезде или на автобусе, – описывает «Фонтанке» Лео свой образ жизни. – Я покупаю подержанные и переработанные вещи всегда, когда это возможно. У меня есть только 310 личных вещей. Мой углеродный след составляет 2 – 3 тонны, тогда как у финнов этот показатель в среднем около 10 тонн».

На вопрос, почему он верит, что маленькие шаги в быту что-то значат на фоне масштабных индустриальных выбросов по всему миру, он отвечает: «Я могу служить вдохновляющим примером для других. В то же время я могу проверить в своём быту углеродно нейтральную жизнь, протестировать, что возможно, а что нет. Но гораздо более важным я считаю влияние на политиков, компании и социальные структуры». Сам себя Лео аскетом вовсе не считает: «Благоприятная для природы повседневная жизнь не означает отказа от благ, взамен я получаю лучшее. Дружественные природе будни улучшают самочувствие. Велосипед – не только самый экологичный способ перемещаться с места на место, но и здоровье. Веганская еда — не только eco-friendly, она здоровее и вкуснее».

Авианалог, по мнению Страниуса, необходим: «В настоящее время не взимается налог на авиационный керосин или международный НДС на авиабилеты. Это неправильно, что наиболее «грязный» вид транспорта облагается налогом меньше всего».

Яна Пруссакова, «Фонтанка.ру»

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close