Особое мнение Общество Мнение В порядке живой очереди

В порядке живой очереди

5 463
Лев ЛурьеЛев Лурье
Лев Лурье
Автор мнения

Пролетели, отшумели первые двадцать лет третьего тысячелетия от Рождества Христова. Для нашей страны первое из них было динамичным, экономически одним из самых успешных.

К власти пришло поколение беби-бумеров, тех, кто появился на свет в конце 1940-х1950-е, с тех пор командные высоты оно не сдает. Сергей Лавров родился в 1950; Юрий Ковальчук, Аркадий Ротенберг, Юрий Чайка, Николай Патрушев, Александр Бортников – в 1951; Сергей Чемезов, Владимир Путин, Геннадий Тимченко в – 1952; Александр Бастрыкин, Алишер Усманов в 1953; Леонид Михельсон, Сергей Шойгу, Борис Ротенберг, Вячеслав Макаров в 1955; Александр Беглов в 1956; Виктор Ваксельберг – в 1957, Сергей Собянин – в 1958.

Если бы не события конца 1980-х – начала 1990-х, им в жизни особенно ничего бы не светило. Медленное брежневское время не подпускало к Кремлю ни «поколение фронтовиков» – сверстников Солженицына и Сахарова, ни «шестидесятников» – тех, кто был сверстником Лужкова, Примакова, Ельцина, Собчака, ни тем более семидесятников. Сейчас мои сверстники, не случись перестройки и распада СССР, давно уже были бы на заслуженной пенсии, работали начальниками первых отделов, тренерами ДСШ.

Но это поколение «попало в случай», как говорили при матушке Екатерине про молодого гвардейца, обратившего на себя внимание сладострастной императрицы и мгновенно ставшего богатым, влиятельным и всем нужным. Сверстники Путина формировались в медленную, циничную эпоху, думали не о коммунизме, а о чешском стекле, машине «Жигули» и кооперативной квартире на Комендантском аэродроме: время потребления и дефицита, умение выстроить отношения с нужными людьми, «достать». Историю учили не по учебникам, а по Валентину Пикулю и Илье Глазунову. «Осенний марафон» прервался в 1987–1991 годах. Битые, крученые жизнью, похожей на очередь в районную поликлинику, они вдруг оказались в обществе, где все зависело только от тебя. Ну и, конечно, от ста друзей.

Михаил Булгаков в «Белой гвардии» рассказывает о петлюровском полковнике, захватившем Киев: «Всю свою жизнь до 1914 года Козырь был сельским учителем. В четырнадцатом году попал на войну в драгунский полк и к 1917 году был произведен в офицеры. А рассвет четырнадцатого декабря восемнадцатого года под оконцем застал Козыря полковником петлюровской армии, и никто в мире (и менее всего сам Козырь) не мог бы сказать, как это случилось. А произошло это потому, что война для него, Козыря, была призванием, а учительство лишь долгой и крупной ошибкой. Так, впрочем, чаще всего и бывает в нашей жизни. Целых лет двадцать человек занимается каким-нибудь делом, например, читает римское право, а на двадцать первом – вдруг оказывается, что римское право ни при чем, что он даже не понимает его и не любит, а на самом деле он тонкий садовод и горит любовью к цветам.. Козырь попал к сорока пяти годам. А до тех пор был плохим учителем, жестоким и скучным».

Сверстникам Путина на старте их потрясающей карьеры было 30–40 лет. Они пересидели взявших в 1990-е валявшуюся на земле власть шестидесятников и к 1999 году сами стали управлять страной.

Им было тогда под пятьдесят, сейчас под семьдесят.

В 2010-е уже все в России подчинялось им, и они стали править страной, как это практиковалось в их молодости – при позднем Брежневе. Так, чтобы ничего не менялось, никто не тревожил, чужие не вторгались в тесный круг правящей элиты. В начале 1980-х это называлось «бережное отношение к кадрам».

Тем, кто был помоложе, по-настоящему большой власти не досталось, но зато они получили собственность. Этому поколению сейчас между 50 и 60 годами: Игорь Сечин, Александр Мамут, Алексей Кудрин – 1960 года рождения; Константин Эрнст, Владимир Потанин – 1961; Сергей Кириенко, Алексей Миллер – 1962; Владислав Сурков, Аркадий Волож, Герман Греф, Вячеслав Володин – 1964; Михаил Прохоров, Дмитрий Медведев, Роман Абрамович – 1965 года.

В затылок дышат «хипстеры», появившиеся в 1970-е годы (им от 40 до 50), поколение взятия Крыма (от 30 до 40) и те, кого мы увидели в этом году на московских демонстрациях – и нацгвардейцы, и их оппоненты ( от 20 до 30). Они практически не представлены в большой власти (разве что Андрей Турчак – 1975 и Антон Вайно – 1972 года рождения) . Те, кто преуспел в бизнесе (Евгений Чичваркин 1974 , Павел Дуров – 1984), – в эмиграции.

В любом поколении есть харизматики, которые готовы к войне или власти, или научной карьере, мечтают о Нобелевской премии или олимпийских медалях. В их ранцах маршальские жезлы, в груди – спит Наполеон. Но время, особенно наше российское, может сложиться так, что шанса у них не будет никогда. Императрица не заметит гвардейца. Думаю, что многие уже свое пересидели.

Но существуют биологические законы. И кто станет следующим на российском политическом Олимпе, станет понятно только тогда, когда нынешние его насельники начнут уходить физически.

Дождутся ли власти сверстники Михаила Ходорковского, Антона Силуанова, Дмитрия Быкова, родившиеся в 1960-е? Или пропустят; и в Кремль въедут представители генерации, рожденной в 1970-е, поколения Алексея Навального, Захара Прилепина, Сергея Семака? А может быть, где-нибудь к 2030 настанет время нынешних тридцатилетних – Натальи Поклонской, Ильи Яшина, Юрия Дудя?

А вдали маячит Егор Жуков, ему сорок лет в 2038 году.

Лев Лурье

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Станьте автором колонки
Лайк
TYPE_LIKE0
Смех
TYPE_HAPPY0
Удивление
TYPE_SURPRISED0
Гнев
TYPE_ANGRY0
Печаль
TYPE_SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
11
Гость
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
ТОП 5