Авто Недвижимость Работа Доктор Питер Афиша Plus
18+
Проекты
JPG / PNG / GIF, до 15 Мб

Я принимаю все условия Пользовательского соглашения

21:43 22.05.2019

Борьба с ручным управлением буксует. Смольный не может откупиться от кондукторов

Амбиции правительства Петербурга перейти на современную оплату проезда в общественном транспорте уперлись в «кондукторское лобби». Уволить пять тысяч человек сложнее, чем пристроить бюджетный миллиард.

Борьба с ручным управлением буксует. Смольный не может откупиться от кондукторов

фото: Михаил Огнев/"Фонтанка.ру"

Петербургский «Горэлектротранс» в последний момент отложил выбор подрядчика на поставку ручных онлайн-касс для кондукторов за 106 млн рублей. Срыв аукциона связывают с вмешательством Смольного. Дерзкая закупка противоречит курсу города на уничтожение архаичного обилечивания.

«Горэлектротранс» захотел купить партию ручных контроллеров кондуктора (РКК, иначе – ручные терминалы или онлайн-кассы) с функцией продажи билетов наличным и безналичным способами и выдачей чеков. В пятницу, 17 мая, рассчитывал закрыть прием заявок на участие в аукционе, а в начале следующей недели – определить победителя. В половину двенадцатого ночи 15 мая на сайте закупок появилось сообщение, что прием заявок продлен на десять дней. «Пассажиравтотранс» планирует аналогичную закупку на сумму около 200 млн рублей, но с объявлением аукциона притормозил.

Формально приобретение ручных терминалов связано с поправками в 54-й ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники». С июля 2019 года онлайн-кассы обязаны иметь зарегистрированный в ФНС фискальный накопитель и выдавать чеки, напечатанные на термопринтере. Таких функций в действующих стационарных терминалах автобусов, трамваев и троллейбусов нет.

Идея ГУПов купить ручные кассы слегка озадачила Смольный. Она идет вразрез с договоренностями, которые были достигнуты с перевозчиками при, если так можно выразиться, прежней власти.





Вооружение кондукторов противоречит давней и дорогой мечте города перейти на Комплексную информационную систему управления городским и пригородным пассажирским транспортом (КИСУ ГППТ). Стоит она дорого, около миллиарда рублей, но ее плюсами разработчики называли возможность покупки билетов в Интернете, строгость движения транспорта и переход на бескондукторные формы обслуживания.

Первые шаги к автоматизации оплаты Смольный сделал в 2017 году. Комитет по транспорту и перевозчики договорились, что закупаться будут ручные терминалы для контроля оплаты, а не обилечивания, и основной упор сделают на стационарные терминалы в салонах с постепенным избавлением от кондукторов и переходом на ревизоров. В июне 2018-го комитет по транспорту разработал для перевозчиков «Методические рекомендации по оснащению транспорта бортовым оборудованием КИСУ ГППТ». Судя по их содержанию, в салонах должны оставаться только стационарный терминал оплаты проезда и автомат по продаже разовых билетов (АПРБ) с выдачей чека. Пять тысяч кондукторов – столько совокупно работает в «Горэлектротрансе» и «Пассажиравтотрансе» – должны уйти в прошлое.

В числе преимуществ КИСУ называлась существенная экономия, в том числе на кондукторах. Об этом заявляли глава комитета по информатизации и связи (КиС) Денис Чамара в 2017 году и курировавший транспортный блок Игорь Албин, по словам которого ежегодный фонд оплаты кондукторов составлял 1,8 млрд. Сейчас, правда, уже другой куратор – вице-губернатор Эдуард Батанов, и свое мнение он пока не выразил. У него много других хлопот.

Перевозчики формировали техзадания на ручные терминалы для кондукторов самостоятельно, но с 2015 года у ГУПов есть обязанность показывать уже готовые условия закупки (в части информатизации) профильным комитетам – в данном случае по транспорту и КиС. У «Пассажиравтотранса» и «Горэлектротранса» прописано, что ручной терминал имеет в составе облачное (серверное) ПО и прикладное ПО, что делает приборы полноценными аппаратными комплексами. Смольному это не понравилось, так как вся КИСУ должна быть завязана на одном процессоре. После знакомства с техзаданиями чиновники написали «Пассажиравтотрансу», по данным «Фонтанки», 37 замечаний и примерно столько же – «Горэлектротрансу». В том числе по собственному ПО для онлайн-касс при наличии общегородского, излишней конкретике параметров (это наводит на мысль на узкий круг претендентов), отсутствию протокола обмена данными с городской системой контроля оплаты проезда и практически полному игнорированию перевозчиками планируемого запуска КИСУ к концу 2019 – началу 2020 года. По мнению Смольного, требования к ручной кассе избыточны, так как она совмещает все требования кондукторской системы и не подразумевает использование бортового оборудования, на что город ориентирован уже несколько лет. В Смольном выразили опасение, что насаждение ручного труда развратит пассажиров. Они вообще перестанут оплачивать проезд через стационарные валидаторы в ожидании кондуктора. Собираемость от этого вряд ли вырастет.

В комитете по транспорту Петербурга ничего критичного в закупке «Горэлектротранса» не видят:

«Предприятие протестировало различные образцы контроллеров, по результатам сформировало проект технического задания и в установленном порядке направило в наш комитет и комитет по информатизации и связи. Он соответствует федеральному законодательству. Мы со своей стороны представили свои замечания к этому проекту, предприятие приняло их к сведению, однако окончательное решение в данном случае остается за заказчиком», – сообщили «Фонтанке» в ведомстве.

«Горэлектротранс» хочет купить 2100 ручных контроллеров кондуктора. Подвижной состав предприятия на январь 2019 года составлял 1469 единиц. На линию ежедневно выходят около тысячи. Соответственно, столько же онлайн-касс будут в работе. Потребность в двойной партии техническое задание никак не объясняет.

Источник, близкий к «Горэлектротрансу», говорит, что количество валидаторов отсчитывают не от количества подвижного состава на линии, а от среднесписочного; в этом случае превышение можно считать не двукратным, а полуторным, но объяснить его все равно сложно. «В Москве закупают с «жиром» в 10%, этого вполне достаточно, чтобы заменить технику на время ремонта вышедшей из строя, – говорит собеседник. – В данном случае, видимо, можно вообще ни о чем никогда не беспокоиться».

В распоряжении перевозчика уже есть как минимум 800 ручных контроллеров. Партию он купил в августе 2018 года за 20 млн рублей – по 25 тысяч штука, с пятилетним сроком годности. Они предназначены для валидации (контроля оплаты) и учета проездных билетов с возможностью модернизации под печать чеков и проверку QR-кодов. Тогда закупка выглядела перспективной и разумной. Небольшая доработка делала бы их соответствующими ФЗ-54.

«Пассажиравтотранс» последний раз закупал контроллеры полтора года назад – 2000 штук за 49 млн рублей. Срок эксплуатации истекает в 2022-м. Они могут быть модернизированы под прием банковских карт, а для соответствия «фискальному» закону не обязательно иметь встроенный термопринтер.

Готовность приобрести новую партию ручных контроллеров, с существенно расширенным функционалом, «Пассажиравтотранс» подтвердил «Фонтанке», но отметил, что техзадание еще формируется, а кондукторов предприятие увольнять не планирует.

«Они контролируют правильность оплаты проезда и обеспечивают сбор доходов», – уточнили в пресс-службе.

В «Горэлектротрансе» ответили на вопросы «Фонтанки» о заминке с выбором подрядчика, закупке большого количества ручных терминалов и судьбе партии валидаторов, которые эксплуатируются чуть больше полугода:

«Перенос даты окончания подачи заявок связан с необходимостью внесения изменений в конкурсную документацию в части корректности формулировок в соответствии с замечаниями СПб ГУП «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр». Закупка 2100 ручных контроллеров обусловлена количеством смен кондукторов, правилами работы с контрольно-кассовой техникой, а не количеством транспортных средств, выпускаемых ежедневно на линию. Закупленные ранее 800 ручных контроллеров будут эксплуатироваться до конца 2019 года. Закупленные устройства, по имеющейся информации, не могут быть модернизированы под требования внедряемой в Санкт-Петербурге комплексной информационной системы управления городским и пригородным пассажирским транспортом (КИСУ ГППТ). Данные устройства не могут принимать билеты на основе QR-кодов, банковские карты. А также не имеют сертификатов по безопасности международных платежных систем. Производителю эксплуатируемых ручных контроллеров направлялись запросы о предоставлении коммерческого предложения по стоимости модернизации имеющегося на предприятии оборудования под требования технического задания. Ответ производителя не получен».

Контракт на поставку 800 валидаторов получила компания «Бортовые системы». «Горэлектротранс» счел ее продукцию соответствующей техническим требованиям. В документации к закупке прямо сказано, что приобретенный ручной контроллер «Бортовых систем» должен «проводить валидацию оплаты проезда с использованием бесконтактных банковских карт MasterCard PayPass, VisaPayWave, Национальная платежная карта «МИР», поддерживать конфигурации или возможность модернизации для обеспечения валидации проездных билетов на основе QR-кодов и печати разовых билетов (квитанций) на бумаге шириной 57 мм. Если верить сегодняшнему ответу «Горэлектротранса», то не очень понятно, за какой продукт предприятие заплатило более 20 млн рублей. 

Исполнителем КИСУ выступает НТЦ «Измеритель» – дочерняя структура столичной компании «Штрих групп», также известная по многострадальным гаснущим паркоматам. К ней до 2015 года был близок старший вице-президент ВТБ Игорь Зубков. К проекту было много нареканий, и, по пессимистичным прогнозам, бескондукторная система оплаты может прийти в Петербург лишь к 2021 году. Но официально сейчас реализуется финальный этап КИСУ. Денег на этот год бюджет выделил почти 480 млн рублей, окончание работ запланировано на 31 октября – в том числе опытная эксплуатация и приемочные испытания, указано в документации на сайте госзакупок.

Александр Ермаков, Николай Кудин, «Фонтанка.ру»

Наши партнёры

СМИ2

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор