Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Происшествия Мефистофель дождался реставрации

Мефистофель дождался реставрации

6 600
архив/"Фонтанка.ру"

Через год после разрушения горельефа Мефистофеля активисты смогут забрать осколки скульптуры из полиции и приступить к ее реставрации. На смену эмоциям пришла реальность: согласование растягивается на годы, а средства, уплаченные нарушителем, заморожены на счетах Смольного.

Комитет по охране памятников дал старт реставрации горельефа Мефистофеля на Лахтинской, 24. Спустя год после прогремевшего на весь город акта вандализма активистам из жителей, депутатов и журналистов разрешили приступить к подготовке проекта и восстановлению скульптуры.

На то, чтобы сбить горельеф Мефистофеля, православному предпринимателю Василию Щедрину потребовалось несколько часов. Около 10 утра 26 августа 2015-го двое рабочих без документов и опознавательных знаков попросили жителей дома напротив строящейся церкви Ксении Петербургской отогнать машины и убрать вещи с балконов. А затем сколотили с фасада скульптуру, придуманную архитектором Александром Лишневским.

Год назад акт вандализма вызвал бурную реакцию горожан. На стихийный митинг у Дома с дьяволом собрались сотни. Собравшиеся были полны энтузиазма восстановить скульптуру тут же, в ближайшие дни и недели.

Однако, как выяснилось, чтобы собрать по кусочкам и вернуть горельеф на место, потребуются не дни и не месяцы, а годы. И дело не в скрупулезности работы реставраторов и не в сложности монтажа. Дело — в длительных и затратных бюрократических процедурах.

Елена Турковская, правнучка архитектора Александра Лишневского, узнала о том, что КГИОП согласовал архитектурно-реставрационное задание (разрешает начало проектирования), от корреспондента «Фонтанки». За год с известия о вандализме она и участники инициативной группы провели десятки встреч, собрали толстую стопку документов и не рассчитывали получить документ так быстро. Всего через полтора месяца после подачи заявления.

«Для этого надо было найти скульптора, который хотел бы и, главное, смог бы восстановить горельеф. Надо было найти фирму, имеющую все необходимые допуски для проведения восстановительных работ», – описывает журналист Даниил Коцюбинский.

По закону фасад жилого дома, даже здания-памятника, принадлежит собственникам квартир. Поэтому инициативной группе из общественников, депутатов и журналистов пришлось пройти через процедуру общего собрания и зафиксировать согласие жителей на восстановление Мефистофеля.

Все это время его осколки в мешках, как вещдок, хранились в районном отделении полиции. Теперь активисты наконец смогут забрать оригинальные части горельефа и подготовить проект реставрации. Собрать его заново согласился скульптор Павел Игнатьев.

Затем следует проведение историко-культурной экспертизы проекта и получение разрешения на работы. Дальше — главный вопрос всех времен: где взять деньги?

Павел Игнатьев, автор памятника Трезини, согласился воссоздать горельеф безвозмездно, но материалы стоят недешево, объясняет Елена Турковская. Кроме того, для монтажа на фасад готовой скульптуры потребуется ставить шестиэтажные леса, получать на это согласования города и оплачивать работу специалистов ООО «Восстановление».

И вроде бы деньги есть — Василий Щедрин уплатил 664 тысячи рублей в знак деятельного раскаяния. Но они до сих пор заморожены на счетах КГИОП. Ведомство не может ими распорядиться, поскольку ремонт фасадов не входит в полномочия комитета.

Перенаправить средства в нужное ведомство попыталась прокуратура. Но комитет по охране памятников до сих пор не предоставил нужных документов для подачи иска, сообщили «Фонтанке» сегодня правоохранители.

Смольный не только не проявил инициативы в восстановлении разбитого декора, но и не помогает в согласовании. Юридически город мог бы помочь с финансированием — за районной администрацией числится несколько квартир в доме на Лахтинской.

«Я не могу простить городу то, что на латание статуи Ленина нашлись 8 млн рублей. (Скульпутру у Финляндского вокзала взорвали в 2009 году. – Прим. ред.) А почему горельеф, созданный моим прадедом, не может быть удостоен такой чести, для меня загадка», – говорит Елена Турковская.

Правнучка архитектора готова вновь обратиться за финансовой помощью к Смольному, но держит в уме и другие варианты. Первый — все же добиться перечисления 664 тысяч рублей на реставрацию. Второй — попросить помочь материалами строительные компании города. Вдобавок активисты не теряют надежды приблизить срок реставрации всего фасада дома. Пока она назначена на 2021 – 2023 годы.

Антонина Асанова, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях