Идея Смольного не строить дороги возле новостроек повысит себестоимость возводимого жилья. Это значит, что сэкономленные городом миллионы застройщики доберут из кармана петербуржцев. Предложение взять на себя «проектирование и строительство объектов улично-дорожной сети, обеспечивающих доступность застраиваемых жилых комплексов» поступило всем крупным застройщикам Петербурга.
Такое решение принял комитет по транспортной инфраструктуре 12 апреля, поручив районным властям до 1 июня разработать рейтинг проблемных дорог.
Смольный готов предоставить девелоперам широкое поле для творчества, чтобы они могли самостоятельно разработать проект техзадания и сами установить себе сроки. Условие только одно – исполнить договор с городом вовремя, иначе грозят ежемесячный штраф в размере 100 МРОТ и возмещение убытков, включая упущенную выгоду. Дополнительно компании должны на себя взять обязательства по корректировке и актуализации проектов, тоже за свой счет.
Увеличение инфраструктурной нагрузки на застройщиков в КРТИ называют привлечением внебюджетных источников финансирования в дорожную отрасль. «В адрес комитета часто поступают обращения граждан, жителей новых жилых кварталов, в связи с отсутствием подключенной инфраструктуры ЖК к улично-дорожной сети города, – пояснили «Фонтанке» в ведомстве. – Именно поэтому в адрес застройщиков поступило предложение параллельно со строительством разрабатывать документацию на проектирование улично-дорожной сети за свой счет. Во-первых, данные меры поспособствуют более эффективному расходованию бюджетных средств и устранению административных барьеров, во-вторых, заключение подобных соглашений позволит синхронизировать сроки строительства жилых кварталов и развитие улично-дорожной сети города».
Застройщики уже проектируют дороги за свой счет, но пока это единичные случаи. «ЮИТ Санкт-Петербург» в 2010 – 2011 годах подготовил документацию для строительства 3,5 км Суздальского шоссе от Выборгского до дороги на Каменку. Рядом компания возводит ЖК «Новоорловский». Кроме того, компания спроектировала и строит дороги в Пушкине, рядом с ЖК Inkeri. Одна из них, общегородская, должна будет связать Саперную улицу с улицей Архитектора Данини. Еще один застройщик, Setl City, в процессе возведения ЖК «Солнечный город» передал в дар городу проект продолжения проспекта Ветеранов до проспекта Буденного, потратив на это 30 миллионов рублей.
«Письма о типовых соглашениях мы получили. Тот факт, что наконец-то произошла стандартизация договорных отношений по данным вопросам, безусловно, радует», – говорит генеральный директор Setl City Илья Еременко, уточняя, что они уже закладывают затраты на прокладку дорог при проектировании крупных проектов по комплексному освоению территории.
«Главстрой-СПб» в настоящее время строит дороги в своих проектах на условиях их последующего выкупа, и на предложение Смольного о безвозмездности смотрит без энтузиазма. «Возложение на застройщика этой нагрузки, как по «Северной долине», так и по «Юнтолово», напрямую отразится в существенном удорожании возводимого жилья. Для нас это критично, поскольку мы продаем недвижимость в сегменте эконом-класса», – говорят в пресс-службе застройщика.
Начинание Смольного пока носит характер рекомендации, но строители подозревают, что в итоге на них обязательным грузом может лечь и возведение общегородских дорог, по примеру того, как это было с социальной инфраструктурой. Поводы для беспокойства уже есть. Примером может служить «Лидер групп», который согласился дать 600 миллионов рублей на реконструкцию и строительство дорог в Шушарах. Председатель совета директоров компании Александр Рассудов рассказал «Фонтанке», что Смольный уже одобрил проект планировки 100 га в западной части Шушар, который планирует освоить девелопер. Кроме того, холдинг AAG заявил о вложении 100 млн рублей в продолжение улицы Дыбенко, рядом с собственным проектом «Ренессанс».
Инициатива Смольного позволит сэкономить сотни миллионов бюджетных рублей. Учитывая, что на этот год в строке «проектирование» КРТИ числится чуть больше 400 млн, – это существенно. Для крупных же застройщиков затраты не кажутся критичными. «В то же время нельзя все возлагать на застройщиков, – говорит Алексей Белоусов, вице-президент НП «Объединение строителей Петербурга». – Навешивание на застройщиков проектирования дорог, помимо строительства социальных объектов, приведет к дальнейшему ухудшению их экономического положения. Налоговые отчисления компаний в региональный бюджет могли бы покрыть затраты на строительство и соцобъектов, и дорог».
Дополнительная нагрузка ляжет на разные проекты неравномерно. Для крупных комплексов, удаленных от городских магистралей, затраты могут оказаться весомыми. Для точечной застройки на первой линии проспектов – небольшими, говорит Игорь Кокорев, руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg. В то же время он видит в новой практике и преимущества: «Плюсом таких изменений является повышение прозрачности взаимодействия государства и девелоперов: теперь реализация проекта еще в меньшей степени зависит от скорости выполнения городом своих обязательств. Также дольщикам будет понятно, от кого ожидать подведения дороги к проекту и на чьей совести качество подъездных путей».
Новые обязательства застройщиков отразятся на себестоимости проектов. За последние несколько лет рентабельность и так уже снизилась в 5 – 6 раз, ранее сообщал «Фонтанке» Федор Туркин, председатель совета директоров ГК «Росстройинвест».
Впрочем, это не означает, что цены на квартиры сразу поднимутся. Из-за сокращения спроса и переизбытка предложения застройщики пока не могут задирать цену, однако, как только доходы населения покажут рост, на это отреагирует и рынок первичного жилья, а покупатели почувствуют, как проектирование дорог отразится на стоимости квадратного метра.