Петербург готовится к новому мотосезону, который официально стартует 10 мая. Неформальное открытие состоялось на юбилейном международном салоне IMIS с визитом губернатора Георгия Полтавченко. Президент петербургского клуба байкеров «Вервольф» Михаил Некрасов открыл «Фонтанке» секрет мирного сожительства мотоциклистов и автомобилистов, объяснил, почему респектабельные патриоты лучше воинствующих маргиналов, и постарался убедить, что заполитизированность байкеров – миф. Свобода для них остается неприкасаемой.
- Михаил, в Петербурге прошел юбилейный, пятый, международный мотосалон IMIS (International motocycle industry salon) на площадке «Гарден сити». Мероприятие, казалось бы, узкопрофильное, но вызвало ажиотаж. Даже те, кто о IMIS не знал, все равно услышали. Даже Георгий Полтавченко приехал и пообщался с байкерами о насущном. Насколько широка аудитория мотодвижения в Петербурге?
– Любой мужчина, которого я встречал на своем пути, либо уже имеет мотоцикл, либо мечтает приобрести. Ареал увлеченных достаточно широк. Мототема охватывает много сторон повседневной жизни – путешествия, спорт, восстановление техники, военно-патриотический интерес, рок-н-ролл.
- Почему «Вервольф» отсекает от членства довольно многочисленную публику? У вас действует возрастной ценз – старше 30 лет.
– К этому времени в мужчине формируются моральные принципы, ответственность за поступки, понимание мужского братства и принципов общения. Зачастую молодость характеризуется необдуманными поступками, опрометчивостью, ветром в голове. Хотя у нас есть ребята-кандидаты в статусе Prospect и Hang Around, младше тридцати. Но носить полноцветные нашивки клуба, стать полноправным членом-Member имеют право только перешагнувшие возрастной порог.
- Что надо сделать такого, чтобы стать Member’ом?
– Доказать себе и друзьям, что ты достоин. Дорога, как космонавтика, проявляет все стороны характера. Кандидатов берем в дальние прохваты (путешествия), которые длятся неделю-другую.
- А есть социальные и финансовые клише?
– Ничто, кроме морально-этических норм и увлечения своим делом, нас не интересует. Инициацию тоже не проводим.
- На нашивки наносится название клуба?
– Да, обязательно.
- Что надо сделать, чтобы напороться на исключение из клуба?
– За общим столом отдельно посчитать себя или проехать мимо стоящего на обочине байкера, не оказав помощь.
- Табак, алкоголь, наркотики?
– Сигареты – да, алкоголь в умеренных количествах, наркотики – категорическое «нет». Противоправная деятельность сильно уменьшает твою свободу и сковывает движение по жизни, сколько бы ни говорили, что outlaws (вне закона. – Ред.) – это хорошо.
- Что нужно для комфортного сожительства мотоциклистов, автомобилистов и пешеходов?
– Всем – голова на плечах. Если с ней порядок, то и во всем тоже. Мы все автомобилисты, имеющие мотоцикл. Байкеры не должны хамить, а автомобилисты не должны нервничать в пробках, когда между рядами проезжает мотоцикл.
- Возможен ли в Петербурге конфликт между байкерами наподобие московского столкновения клубов «Три дороги» и «Ночные волки»?
– Надеюсь, этого не произойдет. Мы сильно отличаемся от столичных ребят. Это ни в коем случае не противостояние, мы прекрасно общаемся с тамошними движениями. Просто у нас клубы дружат. В Петербурге есть мотосовет, на который два раза в год собираются все движения и обсуждают общие проблемы.
- Не собираетесь менять англоязычное название Werewolf на русское «Оборотень» по примеру «Ночных волков» Хирурга (Александра Залдостанова)?
– Есть жизненная позиция. Ее либо оставляют при себе, либо навязывают другим. Я считаю, парни вправе самостоятельно определяться, как носить цвета. Наш клуб существует с 1995 года, название всего лишь характеризует человека, который преображается, садясь на мотоцикл. В обычной жизни ты владелец пароходов и квартир, а в жилетке нашего клуба становишься обычным, "одним из". За одним столом у нас сидят и обычные менеджеры, и крупные бизнесмены. Замечательно общаются, что, собственно, и привлекает людей состоятельных. Нести бремя бизнеса тяжело, и хочется снять ответственность и побыть какое-то время простым байкером, для которого ценности иные – свобода, ветер в лицо, общение с друзьями.
- Несмотря на англоязычное написание, аналогий с нацистским ополчением Werwolf, одноименной ставкой Гитлера под Винницей, символом Вервольфа-оборотня – руной «Волчий крюк», не избежать...
– Они, конечно, слегка портят нам жизнь. Сталкиваемся с эмоциональной реакцией, да и губернатор Георгий Полтавченко на встрече сказал: «Очень страшная нашивка». Могу сказать, что название клубу я не давал. Вступил в «Вервольф» в 2000 году, президентом стал еще позже. Я стараюсь максимально изменить восприятие, перебить негатив. Хочу, чтобы «Вервольф» воспринимался как петербургский патриотический клуб с нормальными парнями, ведущими здоровый образ жизни и любящими свой город. Мы, кстати, не претендуем на экспансию и не открываем представительства в других регионах России и странах.
- В общем, идеи отказываться от названия или менять на кириллическое «Оборотни» нет?
– Нет. Это традиция, наше лицо. Для смены цветов нужен очень серьезный повод.
- Шлейф войны – не серьезный повод?
– Давайте запретим в России торговую марку Hugo Boss из-за гитлеровской одежды. Бюро Porsche производило танки «Тигр» для вермахта. А еще откажемся от автомобилей Volkswagen, начало выпуска которых в 1933 году положил Гитлер. Мы толерантны. В байкерской культуре должно быть место всему, в том числе иноязычному.
- Вы же участвуете в мотопробеге «Мир и память» по сохранению воинских захоронений на территории Европы. Как там относятся к «Вервольфу»?
– Очень хорошо. В Петербурге нас тоже уважают. В России, правда, сравнивают с пятой колонной. Причем те же байкеры. Вот перед выставкой IMIS звонок поступил...
- Байкеры-москвичи?
– В лице Александра Залдостанова.
- За что? За то, что налаживаете связи с иностранными байк-клубами и причисляете себя к международному движению или потому, что не живете в русле политики «Ночных волков»?
– Да никто уже, кажется, не живет в их русле, кроме их самих. Я очень уважаю Хирурга за его вклад в мотодвижение. Прекрасные шоу, много идей достойно продолжения и поддержки. У нас нет никакой конфронтации между клубами. Есть констатация: мы – за разнообразие векторов в мотоистории, мир многолик и разнообразен. Я за дружбу между народами. У нас масса друзей за рубежом, в тех же Украине и Прибалтике. Мы со своей стороны пытаемся воспитать смену. Ездим в детские дома, больницы, исправительные колонии. У нас развит Toy-run «Игрушечный выезд» – регулярные поездки в социальные учреждения к детям, которые находятся в сложной жизненной ситуации. Их поддерживать крайне необходимо. В их глазах есть божья искра, они не потеряны для общества.
- Какого содержания был звонок от Хирурга?
– Он выразил директору IMIS сомнение в правильности того, что мы даем возможность иностранным клубам выставляться. На его взгляд, перед выставками нужно создавать комиссию с участием представителей ФСБ и МВД, которые отслеживали бы клубы. Не знаю, насколько стоит это озвучивать.
- Мне кажется, очень даже стоит. Заполитизированность мотодвижения – это актуально. Уже вовсю говорят, что байкеры становятся…
– Ручными?
- Да.
– Я буду вам благодарен, если развенчаете миф о том, что байкеры идут в политику. Считаю, что заполитизированность имеет место быть только со стороны одного клуба. Если он выбрал сотрудничество с властью, ничего плохого в этом нет. Другой вопрос: нельзя проецировать мнение на все движение. Вот приезжал к нам на выставку губернатор. Но мы же с ним не обсуждали хождение строем под флагом администрации. Говорили на актуальные темы: снижение транспортного налога на мотоциклы, изменение регистрационных знаков, создание музея ретромотоциклов, проезд по выделенным для общественного транспорта полосам, увеличение объемов социальной рекламы, ориентированной в первую очередь на самих байкеров, для минимизации смертности на дорогах. Батюшка Вячеслав даже предложил в начале мотосезонов проводить службу с перечислением имен погибших для напоминания живым. Список был бы внушительным. В прошлом году порядка 300 мотоциклистов погибли. К вопросу о возрастном цензе: очень мало гибнет мужчин старше 30 лет.
- А есть вероятность увидеть человека в куртке с нашивкой «Вервольфа» на блокпосту или баррикаде сторонников, как их называют, федерализации?
– Если мы примем решение съездить в тот же Крым, то только к детям и без привлечения прессы, от души.
- Вот и предыдущий президент клуба – Сергей Лапшин – еще в 2011 году заявлял: «Если байкер замечен в политике, значит, уже не свободен, является лобби чьих-то интересов. Байкерство подразумевает в себе свободу передвижения, мышления, высказываний».
– Серега правильно сказал. Как только человек встает на чью-то сторону, он становится заложником своего выбора, и вертеть задницей уже не получится. На мой взгляд, вставать надо на сторону только друга и Родины. Если на нас нападут, мы однозначно будем действовать. Но это уже не политика, а патриотизм.
- Еще про политиков. С вами хорошие отношения поддерживали бывший губернатор Владимир Яковлев, погибший вице-губернатор и сенатор Сергей Тарасов, вот и Георгий Полтавченко посетил. Мне кажется, Георгий Сергеевич поступил согласно общему тренду – если президент встречается с байкерами, то и губернатору надо.
– Не думаю. Приезд Георгия Полтавченко, если судить по тональности разговора, – совсем другая история. Мы писали от имени мотосовета несколько писем о проблемах и изначально предлагали встретиться в Смольном. Если бы губернатор хотел быть в тренде, проехался бы с нами, чтобы его засняли красиво, сказал бы: «Хай, братья!» А он приехал скромно. Возможно, ему приятно было оказаться в компании байкеров. А если наши проблемы разрешатся, тоже хорошо.
- Вы обсуждали возможность создания музея ретромотоциклов. Насколько это реалистичная идея?
– Думаю, вполне. Во всем мире такие музеи есть. Туристам они интересны. Музей ретромотоциклов. Наши реставраторы заодно получат работу.
- Если политик или чиновник захочет стать Member’ом?
– Сергей Тарасов был моим хорошим другом, его приняли в клуб, у него была куртка с нашивками. Но он никогда не приходил в ней в «Вервольф». Прекрасно понимал, что он как политик не должен выбирать один клуб, а должен общаться со всеми.
- Оцените мнение Павла Шеремета, который в «Коммерсанте» озвучил мысль: за 20 лет российские байкеры прошли путь от воинствующих анархистов до респектабельных патриотов.
– В какой-то мере это правильное высказывание. Воевать сейчас, слава богу, не с кем. Во-вторых, что плохого в том, что мы хорошо себя чувствуем и имеем возможность помогать детям и дружить по интересам? Маргиналами и ортодоксами быть всегда плохо. Иначе я должен был бы сидеть перед тобой с бородой, в косухе с черепом и огромным крестом на груди. У меня очень хороший разговор на выставке состоялся с мотоциклетным гуру Юрой Шифом из Белоруссии. Он сказал: нельзя стоять на одном месте и замыкаться на одной идее, надо идти в ногу со временем. И если бы сейчас ездили на старых «Явах», носили кирзачи и ватники, то вряд ли бы нас адекватно воспринимали. Что касается идей анархизма, то к 30 годам они принимают правильный вид. Я тоже слушал Цоя, играл в рок-клубе и гонял на старом мотоцикле. Респектабельные патриоты – неплохо. Воюющие анархисты хуже.
Беседовал Александр Ермаков, "Фонтанка.ру"