Прогнозы знакомых с ситуацией на полуострове Крым оптимистичны — стрелять не будут. До окончания Паралимпиады в Сочи точно. На этот же день — 16 марта — в автономии назначен референдум. Сколько бы Запад ни гремел, этот караван, судя по всему, дойдет до конечной цели, и Россия прирастет новыми территориями. Вернувшись из тлеющей точки Украины, корреспондент «Фонтанки» попыталась осознать масштабы и последствия геополитического спектакля, разыгранного на глазах мирового сообщества.
Сегодня, когда в Крыму относительная стабильность, есть время для попытки осознать происходящее. Растерянность и испуг. Это чувствуется в разговорах с бесцеремонно изгнанными со своих постов представителями прежней, домайдановской власти Крыма. Эйфория от ощущения собственной силы исходит от называющих себя новой властью автономии. Предвкушение. Страх. Апатия. Так можно охарактеризовать настроения разных слоев крымских обывателей.
Опасный цирк
Столица Автономной республики Крым выглядит неброско. За исключением нескольких центральных улиц, жилые дома обшарпаны, дороги требуют ремонта. На окраине бетонные плиты заборов еще сохранили старые афиши: «Опасный, безумный цирк. 8, 15 и 22 февраля». Разбитые хрущевки местами переходят в новостройки — здесь живет русскоязычное население. Пригороды Симферополя, где в советское время были сельскохозяйственные поля, сегодня захвачены крымскими татарами. Добротные кирпичные коттеджи — так живут вернувшиеся из изгнания.
Оценки жителей Симферополя условно можно разбить на четыре мнения. Корреспондент «Фонтанки» умышленно не приводит взгляды митингующих у правительственных зданий Крыма (объяснение будет дано позже), а цитирует обывателей: пенсионеров, официантов, таксистов, мелких предпринимателей.
– Как я отношусь? Положительно, конечно. Нас все бросили. Разве можно так жить? Пенсия 900 гривен. А попробуй на 900 гривен прожить. Одно только УЗИ 3 тысячи гривен. Теперь, с Россией, у нас все будет по-другому, – русский таксист Сергей с удовольствием делится своими впечатлениями. – Войска ввели, теперь уже никуда не денутся. Мост, говорят, построят.
– Никаких националистических конфликтов у нас здесь нет. Мы живем дружно: татары, русские, украинцы, немцы, армяне, евреи. Мое мнение здесь не очень популярно. Но Крым — готовое европейское государство. Нам нужен суверенитет с дружественными связями и с Россией, и с Западом. Украина — это вообще не страна, пародия какая-то, – убежден математик Борис, еврей по национальности.
– Крым должен остаться в составе Украины. Необходимо только вернуться к конституции 2004 года. У нас будет свой президент, реально расширенные полномочия, мы будем сами определять свою судьбу. Если мы перестанем отдавать все заработанные деньги в Киев и жить на дотации, у нас все наладится, – говорит крымскотатарский предприниматель Дамир.
– Да какая разница, что я думаю? Здесь все решат за нас. Никто не спросит. Россия — это, может, и хорошо, но присоединять нас под дулом автомата? А что, улицы уже открыты? Тогда можно дождаться 5-го троллейбуса, – в голосе пенсионерки на остановке общественного транспорта слышится апатия.
Глядя на лица «жителей Крыма», гуляющих с российскими триколорами по центральным улицам столицы Крыма, слушая их громкие заявления о единении с Россией, видя раздражение в глазах при попытке задать неудобные вопросы, – глядя, видя, слушая, корреспондент «Фонтанки» не могла избавиться от ощущения, что встречные — дружинники, активисты, сочувствующие — имеют в кармане паспорт гражданина РФ и только-только пересекли российско-украинскую границу.
Крымская весна
Краткая хронология событий в Крыму такова. 23 февраля в Севастополе избирают главой города российского предпринимателя Чалого. В Симферополе в это время начинается набор в отряды самообороны для защиты от жителей Западной Украины. 26 февраля у Верховной рады АРК проходят два митинга: крымских татар и русских. Назначенная на этот день внеочередная сессия парламента не состоялась. По итогам митингов два человека скончались в больнице (дальнейшем информация о погибших постоянно менялась в зависимости от источников, а похороны состоялись без присутствия прессы).
В ночь на 27 февраля в здание Верховной рады входят вооруженные люди. Киев возбуждает уголовное дело по статье «Терроризм». Вчером 27-го сессия все-таки собирается и назначает премьер-министром лидера партии «Русское единство» Сергея Аксенова. Также принято решение назначить на 25 мая референдум о статусе Крыма. Сразу после около сотни мужчин, называющих себя народной дружиной, едут в аэропорт блокировать взлетно-посадочную полосу, чтобы не допустить прилета и.о. президента Украины Александра Турчинова. После переговоров со службой авиационной безопасности дружинники соглашаются покинуть летное поле, но остаются, рассредоточившись по периметру приаэропортной территории.
После полуночи 28 февраля к аэропорту прибывают несколько военных "КамАЗов" с вооруженными людьми в форме, которую до недавнего времени носили российские военнослужащие. Они оцепляют территорию. Требований не выдвигают. В переговоры не вступают. Параллельно те же военные берут под контроль ГТРК «Крым». В Ростове-на-Дону проходит пресс-конференция сбежавшего из страны президента Украины Виктора Януковича. Вечером становится известно, что воздушное пространство над Крымом закрыто до вечера 1 марта.
В ночь на первое число Сергей Аксенов экстренно заявляет, что берет на себя командование всеми силовыми структурами Крыма, и обращается к Владимиру Путину за помощью. Утром в субботу центральные улицы Симферополя оказываются перекрыты силами милиции, народной дружины и комбатантов. Под контролем неизвестных с оружием, которых в интернете прозвали "вежливыми людьми", находятся все стратегические объекты полуострова. Менее чем за сутки были окружены все воинские части украинской армии, расположенные на территории Крыма. Аксенов сообщает о переносе референдума на 30 марта. Вопрос касается расширения полномочий Крыма в составе Украины.
В Москве в выходной день собирается Совет Федерации и единогласно дает разрешение президенту на ввод войск на территорию Украины. Валентина Матвиенко заявляет, что в Симферополе было совершено нападение на главк МВД, есть жертвы среди россиян. Утром 2 марта спикер Верховной рады Крыма Владимир Константинов был вынужден заявить об отсутствии погибших граждан РФ.
3 марта Владимир Путин на полигоне в Каменке под Петербургом объявляет об окончании внезапных учений в Западном военном округе. Вооруженные люди уходят с улиц Крыма, но продолжают блокировать военные части украинской армии. 4 марта Сергей Аксенов призывает военнослужащих сдаться и сообщает о возможном переносе референдума на еще более ранний срок. Владимир Константинов говорит, что переносить голосование нецелесообразно. 6-го числа Верховная рада автономии объявляет о новой дате референдума — 16 марта. Среди вопросов — присоединение к Российской Федерации.
Идет война информационная
«Зачем мне с вами разговаривать? Вы же все равно не покажете мое мнение. Вчера смотрела вашу программу, там все — ложь», – интеллигентного вида женщина почти кричит на девочку с микрофоном крымского телевидения.
«Вы из какого СМИ? Я не буду вам ничего говорить. Вы начнете дезинформировать», – воинственно говорит корреспонденту «Фонтанки» парень, ведущий запись в отряды самообороны Крыма.
«Мы просим вас открыто, взвешенно и объективно освещать события, происходящие сегодня в Украине. Мы просим вас понять и поддержать позицию всех центральных украинских телеканалов и ответственно относиться к каждому слову», – такое обращение к руководителям российских федеральных СМИ было опубликовано 3 марта.
«Давайте взвешивать слова и сдерживать эмоции, давайте будем делать это не врозь, как повелось в последнее время, а вместе», – ответное обращение появилось на следующий день на сайте НТВ за подписью Константина Эрнста, Олега Добродеева и Владимира Кулистикова.
В этой информационной войне непросто всем. Журналистам из России, получающим из федеральных редакций указания. Крымским корреспондентам, не умеющим сдерживать эмоции, поддающимся панике и видящим себя борцами с оккупацией. Инженеру Петрову из сибирского Иркутска, получающего информацию из одного источника и не приученного искать альтернативу. Жителю Крыма, который имеет возможность видеть картинку двух сторон и понимает, что ни одна из них не совпадает с реальностью. Война XXI века на то и направлена – обыватель становится дезинформирован, дезориентирован и в конечном итоге перестает верить вообще.
Всем привет от морпехоты
У группы «Черные береты», популярной среди военнослужащих береговых войск Балтийского флота, есть песня: «Вы, ребята, нас не бойтесь, если мы приедем в гости». Уже через сутки, после того как вооруженные люди без опознавательных знаков расположились вблизи всех стратегических объектов полуострова, чувство тревоги стало отпускать, и появилось ложное ощущение, что стрелять не будут. В Твиттере даже был создан аккаунт «Вежливые люди», от имени которого выкладываются фотографии улыбчивых девушек на фоне автоматчиков в масках. Так совпало, что примерно за неделю до появления вооруженных неизвестных в Крыму всему личному составу Западного военного округа закончили выдавать форму новейшего образца: ее «цифра» немного отличается от той, что ранее носили военнослужащие (и в которую одеты крымские комбатанты).
Точную численность людей с оружием, или, пользуясь терминологией Владимира Путина, отряда самообороны Крыма, сегодня вряд ли можно подсчитать. Госпогранслужба Украины заявляет о 30 тысячах «военнослужащих Российской Федерации». А назначенный Радой премьер автономии Сергей Аксенов говорит об 11 тысячах, но включает сюда и бойцов так называемой народной дружины, которая носит гражданскую одежду, лиц не скрывает, вооружена только палками и щитами. По информации «Фонтанки», на территории полуострова находятся 11 тысяч военнослужащих Черноморского флота, но они, вопреки сообщениям местных СМИ, не покидают расположения своих частей. В «крымской весне» может быть задействована только техника черноморцев, на которой передвигается «отряд самообороны Крыма».
О принадлежности войск здесь ходят противоречивые данные. По официальной информации генштаба Украины, это и ульяновские десантники, и краснодарский спецназ, и даже расформированный лет пять назад чеченский батальон «Восток». Пожалуй, больше близки к истине те военкоры Крыма, что говорят о бригаде особого назначения Главного разведывательного управления Минобороны. Несмотря на многочисленные фото- и видеодоказательства оснащения отряда самообороны (категорически отрицаемые министром обороны Сергеем Шойгу), у корреспондента «Фонтанки» есть сомнения в том, что кто-то из гражданских видел реальное вооружение ОСК (отряд самообороны Крыма. — Прим. ред.).
Большое видится на расстоянии
В мае 2003 года командующий военной операцией в Ираке генерал Томми Фрэнкс официально заявил, что американские спецслужбы давали взятки иракским генералам, чтобы те перешли на сторону Соединенных Штатов. По другим данным, на покупку офицерской чести было выделено 600 тысяч долларов США.
Когда 2 марта 2014 года командующий ВМС Украины Денис Березовский присягнул «на верность крымскому народу», на мгновение показалось, что его примеру последуют другие офицеры. Но командиры воинских частей Украины родились и выросли в Советском Союзе. Они продолжают стоять за воротами своих территорий и даже не усмехаются, когда говорят: «Русские не сдаются».
Схема, по которой были блокированы все украинские воинские части на территории Крыма, одинакова. С утра 28 февраля несколько военных "КамАЗов" прибывают к КПП. Из грузовиков спешиваются вооруженные с масках. К командованию части приходит неизвестный и представляется майором российской армии. Предлагает сложить оружие в оружейную комнату и остаться под охраной.
Украинский командир отвечает, что не может изменить присяге.
Тогда у части появляются неизвестные в гражданском и представляются народной дружиной премьера Аксенова. Предлагают присягнуть крымскому народу и подчиниться «приказу главнокомандующего Крыма».
Украинский командир отвечает, что не может изменить присяге.
Третий переговорщик в камуфляже говорит, что он — полковник российской армии, и гарантирует безопасность украинских военнослужащих, которым только и нужно, что сдать вооружение на склад, который возьмут под охрану люди с автоматами.
Украинский командир отвечает, что не может изменить присяге.
С 1 марта и по сегодняшний день ситуация в Крыму остается стабильной. Воинские части стабильно блокируются ОСК. Украинские военные стабильно напоминают о присяге. Начиная с 5 марта бойцы отряда самообороны стабильно предпринимают попытки «штурма», не допуская, впрочем, кровопролития.
Торг уместен
Согласно официальному сайту Кремля, за последние 10 дней президент России Владимир Путин по меньшей мере четыре раза говорил по телефону с канцлером Германии Ангелиной Меркель, дважды – с лидером США Бараком Обамой, по разу – с главами Финляндии, Франции, Великобритании, Белоруссии, Казахстана, Китая и Турции.
Москва не признает легитимным руководство Украины и вести переговоры с лидерами майдана отказывается. Столица Украины, между тем, говорит, что не признает результаты скоропостижного референдума в Крыму.
Сегодня очевидно, что мнение Киева не особо интересует лидеров мировых держав. Судьба Украины решается как раз во время телефонных переговоров. Волнения в Донецке, готовность Севастополя присоединиться к автономии Крым, события в Херсонщине говорят о том, что одной только АРК дело может не ограничиться и ослабленная сменой власти Украина может лишиться своих территорий.
Сегодняшняя ситуация причудливым образом играет на руку Владимиру Путину, чей рейтинг на фоне последних событий достиг своего максимума за последние два года и составил 67,7 процента одобрения жителей страны.
Пока трудно говорить, кто выиграет от колебаний акций на рынке. В первый день появления комбатантов в Крыму и одобрения Совфедом ввода российских войск на Украину только акции "Газпрома" и Сбербанка упали на 11 процентов.
3 марта Владимир Путин и министр обороны Сергей Шойгу прибыли на полигон под Петербургом. В Каменку были аккредитованы порядка 60 журналистов крупнейших изданий страны. Ожидался подход национального лидера. Присутствовавший на полигоне фотограф «Фонтанки» чуть было не порезался о воздух. Через пару часов вместо президента к прессе вышел его пресс-секретарь Дмитрий Песков и сказал, что подхода не будет.
Раздался глубокий выдох.
4 марта Владимир Путин на пресс-конференции заявил, что пока вводить войска на Украину не собирается.
Юлия Никитина, «Фонтанка.ру»