
Правозащитники, депутаты и представители Госавтоинспекции во вторник, 24 апреля, обсудили возможность отмены доверенности на управление автомобилем. «Против угонщиков эта бумага не действует, а лишние проверки отнимают у полицейских время», – резюмирует один из участников заседания. Какие именно предложения поступят в Госдуму, выяснил «Водитель Петербурга».
Новая инициатива рабочей группы по совершенствованию законов в области безопасности дорожного движения, в которую входят автомобильные правозащитники, депутаты Госдумы и представители ГИБДД, заключается в очередном упрощении жизни рядового водителя. В этот раз под пристальное внимание законотворцев попала доверенность на управление машиной. Как только правозащитники придумают, каким образом безболезненно можно отказаться от этого документа, соответствующие поправки к законам будут поданы в Государственную Думу РФ.
В настоящее время доверенность может составляться либо у нотариуса, либо в рукописном варианте «на коленке». Последний вариант чаще всего и используется автомобилистами, так как не требует затрат времени и финансов. На любом клочке бумаги владелец может написать всего несколько строк: все данные на автомобиль, себя и лица, которому доверяет машину. Этого вполне достаточно, чтобы ездить по России и даже за ее границами.
Очень часто люди, пользующиеся чужой машиной, выписывают такой «документ» себе сами. Подлинность подписи на нем никого не волнует, и сотрудники ГИБДД ее не проверяют – сравнить автограф просто не с чем. Когда-то сама доверенность была призвана защитить от угонов, однако, как показала жизнь, злоумышленники без особых проблем могут сами написать ее на месте преступления или заранее.
Получается, что буквально у каждого третьего водителя в кармане ездит формальная бумажка, которую так же формально проверяют сотрудники полиции. «Для того, чтобы уйти от этой системы, мы в рабочей группе обсуждали возможные варианты. Мое мнение следующее: доверенность – это отношения между конкретными гражданами, которые не должны касаться полиции, если документы на авто в порядке», – поясняет Александр Холодов, член координационного совета МООА, а также участник рабочей группы по совершенствованию законодательства в области безопасности дорожного движения при Комитете Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству.
В ходе обсуждения звучало предложение совместить доверенность с полисом ОСАГО. В этом случае к управлению автоматически допускались бы лица, прописанные в страховке. Однако от этой мысли решено отказаться, потому что параллельно обсуждаются и изменения правил страхования. В них предполагается уйти от списка водителей в полисе и сделать все договора об обязательном страхованиии автогражданской ответственности «открытыми».
По мнению Александра Холодова, отмена доверенности в законодательном плане может пройти довольно безболезненно. Нужно лишь внести поправку в ПДД, чтобы сотрудники полиции не проверяли наличие этого документа. Также исправления потребуются и в КоАП, а именно в статье 12.3 «Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения…».
Напомним, сейчас за отсутствие доверенности водителю грозит предупреждение или штраф 100 рублей, а также эвакуация автомобиля на штрафстоянку. Если же фамилии владельца и водителя совпадают (за рулем может быть сын или жена), то многие инспектора ГИБДД даже не просят доверенность для проверки. Такая экономия времени вполне оправдана, считают сотрудники полиции.
Напомним, в марте 2010 года Госдума уже отклоняла поправки к закону об ОСАГО, в которых предлагалось упразднить доверенность, так как в полис все равно уже внесены все лица, допущенные к управлению конкретным автомобилем. Правительство РФ и комитет по финансовому рынку тогда дали отрицательное заключение по таким поправкам. Тем не менее в ГИБДД не исключили, что вернуться к этому вопросу через год-два вполне целесообразно.