Третий митинг на «Пионерской» вышел самым неудачным. Ему предшествовали дрязги, из-за которых количество флагов, так радовавшее прежде, поубавилось. Националисты ушли на площадь Сахарова, другоросы двинулись к Смольному. Людей было в совокупности не меньше, чем в прошлый раз, но греющего единства больше не было.
Те же ораторы, которых все меньше слушают, те же участники, те же плакаты. То, что удалось москвичам на проспекте Сахарова, не получилось у ТЮЗа. Здешние «Справедливая Россия», «Яблоко» и КПРФ, за которых голосовали рассерженные избиратели, никогда не поражали интеллектуальным ресурсом. Слушая их ораторов, вспоминаешь гумилевское: «И как пчелы в улье опустелом, дурно пахнут мертвые слова».
Ни Миронов, ни Оксана Дмитриева, ни Григорий Явлинский не похожи на Льва Троцкого, который, выступая десять дней подряд в цирке на Каменноостровском, сгоношил рабочих, солдат, горничных и ресторанных половых взять Зимний.
Значит, необходимы новые, «медийные» лица, те, чье мнение важно горожанам. Но наши, словами Достоевского, «сильные губернские головы» - суть члены небольших тоталитарных сект, не умеющих привлекать на свою сторону городских знаменитостей. В Петербурге известные люди щекотливы и не ходят быть «в тренде», ходить в общей толпе. Их надо уговаривать, без приглашений они не появятся. Не пригласили. Не было ни тех, кто выступал против «Газоскреба», – Олега Басилашвили, Александра Сокурова, Алексея Германа, Алексея Девотченко, ни ставших знаменитыми в момент борьбы с матвиенковскими «сосулями» Дмитрия Губина и Михаила Трухина.
Петербург каждый год отдает самых лучших и ярких в Москву. Над проспектом Сахарова звучат голоса наших земляков Михаила Шаца, Ксении Собчак, Юрия Шевчука. Записал свое заявление на концерте в Саратове Константин Кинчев.
Но ведь у нас есть, условно говоря, и Андрей Константинов, и Стругацкий, и Вадим Волков, и Татьяна Черниговская, и Билли, и Шнуров, и Крючкова, и «НОМ», и художник Копейкин, и академик Алферов. Что думает Роман Широков? На чьей стороне Диана Вишнева? Не споет ли митингующим Анна Нетребко? Не подпоет ли Эдуард Хиль? Не поставит ли все это Андрей Могучий? Надо шевелить мозгами, заниматься хедхантингом, но, видимо, некому.
Москвичи создали сильный надпартийный оргкомитет с Юрием Сапрыкиным (главредом «Афиши»), Ольгой Романовой, Борисом Акуниным, Леонидом Парфеновым, Боженой Рынской. Они сумели сделать отличную сцену, совместить анархистов и националистов на одной площадке, привлечь ораторов в диапазоне от Алексея Кудрина до Артема Троицкого. Это и называется «Народный фронт».
В Питере же один митинг разбился на три, и все они были скучными. Значит, нельзя организацию отдавать политикам, за которых мы голосовали, не потому, что они нам нравятся, а потому, что остальные еще хуже. Других депутатов для нас не нашлось, пусть заседают в ЗакСе, подают в суд на ТИКи и борются за комитеты и комиссии. Отдавать им улицу нельзя: они не справляются.
На прошедших петербургских митингах радовали новые молодые, создатели группы «Вконтакте», от которой все и пошло. Думаю: кто палку взял, тот и капрал. В Петербурге есть все: от группы «Война» до группы «Речники». Люди, которые организовывали «Стереолето» и «Музыку на фортах», «Алые паруса» и огромные корпоративы.
Власть в растерянности. Выступать на стороне перемен – весело и не страшно. Старшие помогут. Обращайтесь.
Лев Лурье