Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Особое мнение мнение Экономика запретов: что еще?

Экономика запретов: что еще?

323

Вот уж не думал, когда в феврале писал для «Фонтанки» статью «Ночь пива не видать», что дело и до кваса дойдет. А ведь дошло. Госдума готовилась принять закон, приравнивающий все, что содержит более 0,5 % спирта, к алкоголю. А в квасе, как пишут специалисты, этих процентов аж 1,2!

Получается, что наши «квасные патриоты» могут квас запретить. Не совсем, конечно. Пить его еще пока можно будет (даже и в ночное время), а вот продавать с 23.00 до 8.00 - ни-ни! Так что детки будут пить «Кока-колу» и прочие колы со спрайтами. Им-то кваса нельзя будет в любой день и час.
История с квасом – хороший повод поговорить на тему, которая называется «экономика запретов». Дело в том, что, зачистив политическое поле, наша организованная правящая группировка (ОПГ) обрушила на нас целый вал дополнительных запретов, которые уже не только лишают нас политических прав (на которые 90% россиян глубоко начихать), но и личных, к политике, вроде бы, напрямую не относящихся.

Начали с казино

Гремит история подмосковных прокуроров – прекрасный сюжет не для одного детектива. До самоубийства дело доходит. И все из-за чего? А из-за того, что одни взрослые дяди и тети другим взрослым дядям и тетям играть запретили.

Жалко, конечно, не прокуроров: их синие мундиры автоматически вызывают в народе все те чувства, которые запрещено возбуждать 282-й статьей УК. Жалко тот народ, который, в массе своей, запрет на игры поддерживает. Хотя, если разобраться, то по заслугам ему: за любовь к кнуту надо платить.
Вот читаю 06.07 нашу «Фонтанку». Очередная статья о тщетности запрета («Конец борьбы с игорными заведениями – в Арбитраже»). Все, что творится сейчас вокруг игорного бизнеса, было описано мной в качестве прогноза событий в «Особом мнении» еще от 24.07.2009, то есть почти два года назад. И здесь не надо было быть бабой Вангой от экономики. Если запретить продажу молока, то вокруг молочного бизнеса будет происходить все то же самое.

Не более 0,5 %

Не химик, но полагаю, что слегка более, чем 0,5 % спирта, может не только в квасе обнаружиться. Впрочем, принимаемый проект закона привлекает внимание не только этим процентом. Вместе с ним на вершинах маразма располагается расширение запрета на места распития алкоголя. К ним, в частности, отнесены: пруды, озера, пляжи и … леса! Только откроете в глухом лесу бутылку кваса, так тут же полицейский из-за болотной кочки выпрыгнет и штраф вам влепит.

Если этот закон в такой редакции будет принят, то в первый день его вступления в силу отправлюсь в ближайший к моей даче лес с бутылкой пива. Там ее разопью и позвоню в полицию, сообщив точные координаты по GPS. Короче говоря, сдамся властям. Интересно только, как далеко полицейские меня пошлют с таким доносом? Или, может быть, кто-нибудь из читателей полагает, что срочно ОМОН (или как он там теперь называется) на мои поиски мобилизуют?

Вот тут петрушку курчавую чуть было не запретили, хотя, в сущности, не очень понятно, в какой мере разъяснение Минздравсоцразвития РФ снимает этот запрет. «Если будет доказано, что петрушка выращивалась с целью наркотического сбыта, то тогда это подсудное дело», - заявил его главный нарколог. Наверное, будут приниматься во внимание свидетельские показания самой петрушки.

Петрушка, квас, леса и озера, свободные от алкоголя… Так и хочется сказать, что у всех причастных к этим нововведениям IQ явно не более 0,5 % от нормы. Однако проще всего назвать их дураками. Самое худшее, что это не так. Но об этом – чуть позже. Сначала – об абортах.

Аборт – за борт!

Гуляет по Госдуме еще один законопроект. С еще одним запретом. На дубовом юридическом языке он называется «О внесении изменений в Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”». Среди кучи барьеров для свершения аборта без медицинских показаний, включая финансовый (он не будет оплачиваться за счет Фонда обязательного медицинского страхования), два привлекают особое внимание.

Первый касается предоставления врачам права на отказ от проведения абортов по убеждениям или вероисповеданию. А я бы предложил расширить это право и распространить его на изъятия не только плода, но и, например, аппендикса. А что, тоже ведь творение божие. У верующих против этого факта есть аргументы?

Второй запрещает женщине, состоящей в браке, произведение аборта без наличия письменного согласия ее супруга; несовершеннолетней женщине – без письменного согласия одного из ее родителей либо иных законных представителей. Эти положения официально провозглашают гражданскую неполноценность женщины, предоставление стороннему лицу права распоряжаться ее телом. По сути, это ничем не отличается от феодального права первой ночи.

Здесь хотелось бы перейти к политике. Молодой, но уже знаменитый в мире чикагский экономист Стивен Левитт в написанной совместно с журналистом Сивеном Дабнером книге «Фриканомика» приводит историю с румынским диктатором Николае Чаушеску. В 1966 г. он запретил аборты. За этим запретом следила специальная полиция, получившая в народе имя менструальной. После него рождаемость увеличилась вдвое. В 1989 г. это поколение молодых (названное «детьми Чаушеску») заняло место в авангарде восстания против режима.

Наверное, в России никто не боится повторения румынской истории. Если это так, то вывод может быть только один: наша ОПГ не рассчитывает управлять нами столько, сколько понадобится для того, чтобы дети (не буду говорить кого) подросли и вышли на улицы сражаться с режимом.

А смысл?


Вернемся к вопросу о дураках и запретительных законах. Их инициаторы – не дураки, так как прекрасно понимают, что работать эти законы не будут. Тогда для чего они нужны?

Остановимся на самом главном. Запрет рождает: а) бюрократию; б) коррупцию. Российская ОПГ опирается на бюрократию, а запрет всегда означает ее размножение: под предлогом его реализации создаются дополнительные конторы и разрастаются существующие. Далее, поскольку рынок запретить невозможно (массы продавцов и покупателей всегда, так или иначе, но найдут друг друга), то бюрократия внедряется в этот искусственно сделанный нелегальным обмен, облегчая его осуществление за взятки. ОПГ на коррупции экономит бюджетные средства на прямое финансирование тех, на ком она держится. Бюджетные расходы заменяет система кормления.

Любопытно заметить, что если до истории с абортами ОПГ включала в эту систему бюрократию и, прежде всего, силовую ее составляющую, то право выписывать женам разрешение на аборты потенциально коррумпирует всех мужей жен фертильного возраста. Режим пытается таким оригинальным образом расширить свою социальную базу.

Больше сказать нечего. Хорошо бы, конечно, сделать правилом российской жизни лозунг бунтовавших во Франции в 1968 г. студентов: запрещено запрещать! Вот только куда деть народ, который видит в запретах чуть ли не путь к раю на земле.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Станьте автором колонки
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях