Президент Медведев рекомендовал запретить подготовку юристов и экономистов в непрофильных вузах. Даже за деньги! Ну и заодно превратить часть платных вузов в заведения среднего специального образования и даже профессионально-технические учебные заведения (говоря советским языком, в техникумы и ПТУ).
Как человек скромный, не претендую на то, чтобы быть первоисточником президентских «мартовских тезисов», которые он озвучил 23 марта на совещании по вопросам обеспечения отечественной промышленности инженерными кадрами. Тем не менее, не премину заметить, что писал на «Фонтанке» в рубрике «Особое мнение» (от 15.11.2010) следующее:
«Можно ли избавить наше высшее образование от дальнейшей деградации? Рассуждая абстрактно, вроде бы – да. Для этого нужно: убрать заочную и, по возможности, вечернюю форму обучения. Вернуть всем фиктивным университетам наименования институтов, обрубив при этом все, что наросло на них чуждого их основной специализации. Часть вузовских специальностей перевести в среднее специальное образование (я, скажем, не уверен, что специальности «туризм» или «реклама» требуют четырехлетнего обучения)».
Итак, два из трех моих тезисов президент России включил в свои. Третий даже усилил (о превращении в ПТУ я написать не решался, хотя, в мыслях, поверьте, это присутствовало). Правда, про первый президент забыл. Заочникам и вечерникам он пока закрытием не угрожает. Зря, конечно.
Однако я сейчас, как и в ноябре, очень скептически отношусь к возможности не показушной, а действительной реализации этих мер. О причинах этого поговорим под конец (они – чисто социально-политические), а пока посмотрим на масштаб проблемы.
Политолог из боеголовки
Хорошее все-таки изобретение Интернет! Надо узнать, например, о петербургских вузах, заходишь на соответствующий сайт и читаешь о них подробности. Какие факультеты, специальности, сколько студентов на этих специальностях обучается очно-заочно, платно-бесплатно. Если бы писал научную статью, то за день по городу все данные собрал бы, загнал в Excel, графики построил и т.п. Пока же ограничимся отдельными примерами, ибо они все типичны.
Берем питерский вуз. Технический. Хорошо известный. Естественно, государственный, и, естественно, университетом себя обозвавший (о фиктивности повальной российской «университетизации» писал не раз). Специальности. Юриспруденция. На очной форме обучения 750 студентов, бесплатно - 618.
Пройдемся теперь по экономистам. Специальность «финансы и кредит» (№ 080105). На очной форме обучения 311 студентов, бесплатно обучается 226. Думаете, уступают юристам? Как бы не так!
В рассматриваемом вузе есть студенты еще 7 (!) экономических специальностей: «менеджмент организаций», 239 очников, бесплатно обучается 149; «бухгалтерский учет, анализ и аудит», 125 очников (бесплатно – 65); «маркетинг», 114 (65); «мировая экономика», 158 (77); «математические методы в экономике», 64 (15); «экономика», 57 (5); «коммерция (торговое дело)», 127 (107).
Учтите, что я не привожу данных по заочному обучению практически по всем этим же специальностям (масштабы сопоставимые, а иногда и большие), магистратуре, аспирантуре. Кстати, в последней есть даже «философские науки»!
Ничего не смыслю в технике. И все-таки здравый смысл подсказывает, что что-то не то с техническим вузом, где по одной из основных для его области специальностей («радиоэлектронные системы») очно обучается 110 студентов, из них лишь 13 бесплатно. Или же вот специальность, которая явно имеет самое прямое отношение к безопасности для клиентов профильной для этого вуза сферы: «Техническая эксплуатация … систем и … комплексов» (пропуски – для сохранения анонимности учебного заведения). Всего – 74 очника, бесплатных – 19. Сравните общее число и процент бесплатно обучаемых по этим двум специальностям с такой «технической» специальностью как, например, «мировая экономика».
В другом питерском техническом вузе, который у меня ассоциируется исключительно со словами из песни В.Высоцкого: «Зато мы делаем ракеты…», очно обучается 266 политологов, из них 186 – бесплатно. Вот как выскочит такой политолог из боеголовки, врагу мало не покажется!
Все плохое – прочно; все хорошее – не для нас.
Не так давно министр образования А.Фурсенко заверял президента РФ, что количество бюджетных мест для юристов и экономистов уже сокращено, но это, мол, вузы нашли лазейку в виде открытия платного образования по этим же специальностям. Как видим, Фурсенко, как всегда… Скажем мягко так: не в курсе.
Заметим, что в России есть такая тенденция: чем больше доля обучающихся бесплатно (на бюджетных местах), тем выше коррумпированность. Ибо вся разница между платным и «бесплатным» такова: в первом случае деньги все-таки проходят через кассу и учитываются бухгалтерией; во втором – путешествуют кэшем непосредственно (или через неформальных посредников) в руки вузовских начальников.
Воплотит ли Медведев хотя бы малую толику из сказанного? Боюсь, что нет. Поскольку это куда опаснее, чем с нацлидером по ливийскому вопросу ругаться (если даже это, действительно, ругань, а не заранее разыгранная пьеса). Почему? Да потому что за последние лет 15 в российском обществе сложился молчаливый общественный договор: наши детки учатся в вузах как угодно (за так, за деньги или за взятки) и чему угодно (например, «социально-культурному сервису и туризму» в университете болтов и гаек), и мы сидим тихо.
Решить поставленную Медведевым задачу технически не так уж и сложно. Скажем, объявить, что всем, обучающимся по непрофильным для вуза специальностям (составить список таковых – дело нескольких дней), будут выдаваться дипломы не о высшем, а о среднем специальном образовании. Пусть не для выпускников 2011, а 2012 или 2013 года. Проблема же в том, как поведет себя перед выборами толпа молодежи, лишенная надежд на бумажку с водяными знаками, говорящую о том, что он/она теперь юрист/экономист с высшим образованием? И, особенно, толпа их родителей, бабушек и дедушек?
И тут закрадывается такая шальная мысль: не взял ли Медведев на себя роль злого следователя? Что для Каддафи, что для части нашего народа. Представьте, весну и все лето муссируется вопрос о закрытии и/или снижения статуса непрофильных специальностей. Все напряжены, все нервничают. Вдруг первого сентября выступает наш нацлидер в каком-нибудь вузе по случаю нового учебного года и говорит: да не бывать такому! Вот только выберите меня президентом!
Падающий было рейтинг премьера взлетает до небес. Все кричат ура, хотя их ничем и не одарили. Только угрожали отнять. Впрочем, это – полет фантазии на политическую тему. Проза жизни, скорее всего, будет куда скучнее. Даже если дело и дойдет до реформ, найдется тысяча исключений из правил. И тут сбудется вечное русское правило: все плохое – прочно; все хорошее – не для нас.
Андрей Заостровцев, "Фонтанка.ру"