Телекоммуникационные компании, предоставляющие услуги фиксированной (городской телефонной) или мобильной связи, а также Интернет, не должны спрашивать согласие клиентов на передачу их персональных данных своим партнерам.
Такие поправки в действующие нормативные акты 16 февраля подписал премьер-министр России Виктор Зубков.
Информация необходима для взаиморасчетов операторов. Например, гражданин для междугородней или международной связи использует не ОАО «Северо-Западный Телеком», предоставляющее услуги местной телефонии, а «Ростелеком», Goldet Telecom или др. компанию. Последняя должна будет выставить счет, а следовательно, ей необходимо знать реквизиты клиента. По действующему законодательству база данных об абонентах - гражданах могла передаваться только в отношении лиц, давших свое согласие в письменной форме на предоставление таких сведений. Такие ограничения содержались в принятых Правительством России правилах предоставления соответствующих услуг – местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, подвижной связи, телематических услуг (Интернет и т.п.), телеграфа и т.д.
Теперь все эти ограничения отменены: согласие абонента-гражданина на обработку его персональных данных в целях осуществления оператором расчетов за оказанные услуги связи, а также рассмотрения претензий, не требуется. Формально такое решение соответствует действующему чуть больше года Федеральному закону «О персональных данных» – персональные данные могут обрабатываться без согласия гражданина в целях исполнения договора, стороной которого он является.
Многие операторы уже давно включили в договоры пункты о согласии абонента. Причем принудительном: не нравится – забудь о телефоне. Например, в течение нескольких лет ОАО «Вымпелком» (торговая марка «Билайн») указывало в договоре, что оператор создает банк данных любых известных об абоненте сведений (в том числе куда звонил, с кем разговаривал), а клиент, подписывая договор, «дает на это согласие и не возражает против того, что оператор вправе использовать эти сведения по своему усмотрению ...».
Руководство оператора не смогло выдвинуть в суде, куда обратился недовольный клиент, разумных аргументов против, но поменяло форму договора.
С операторов связи сняли обязанность хранить тайну клиентов
ПО ТЕМЕ