Об этой стройке пишут и говорят много. Главным образом - о скорости, с которой ведутся работы, сроках их завершения, финансировании.
Здесь есть чему удивляться: проектирование началось весной прошлого года, а спустя два месяца на площадку пришли строители. Как отмечают проектировщики, 2/3 каркаса здания уже построено. А в следующем году первая очередь вокзального комплекса "Ладожский" должна вступить в строй.
Последние сорок с лишним лет город привык обходиться шестью железнодорожными вокзалами. Новые не строились, но уже давно назрела необходимость разгрузить Московский и Финляндский вокзалы. Ладожский и примет на себя часть поездов пригородного и дальнего следования Волховского, Будогощского, Сосновского, Выборгского и частично Московского направлений. Новый вокзал станет единственным в Петербурге транзитным. Здесь будут останавливаться пассажирские составы, следующие из Москвы в Хельсинки.
Это то, что касается причин, по которым строится вокзальный комплекс "Ладожский". Не менее интересно знать, каким он будет.
Для любого города (наш не исключение) вокзал не только транспортный узел, но и визитная карточка. Здесь приезжие получают первые впечатления. Архитекторам "Студии 44", проектирующим новый вокзал, пришлось решать сложные задачи. Интересно, что в свое время Ладожский вокзал был темой дипломных работ руководителя проекта Никиты Явейна (ныне председателя КГИОП) и одного из главных архитекторов Василия Романцева.
Проектировщики тщательно изучали опыт западных коллег за последние два десятилетия, не забывая при этом о достижениях своих российских предшественников. Так, одним из прототипов Ладожского вокзала стал неосуществленный проект Николаевского (Московского) вокзала архитектора Ивана Фомина.
Как водится, для нашей почвы чужая практика не всегда подходит. В Европе, например, где расстояния не столь велики, вокзалы в последнее время становятся цокольными этажами торговых и офисных центров. К тому же традиционно поставить огромное здание возле железнодорожного полотна на сей раз было невозможно. Его просто не втиснуть в небольшое пространство между станцией метро "Ладожская" и платформой "Дача Долгорукова". Авторы проекта пошли другим путем, они спроектировали вокзал-мост. Кроме своей основной функции он свяжет два района города - Красногвардейский и Невский, до сих пор разделенные железной дорогой и промышленной полосой.
Уровень земли отведен поездам - пригородным, дальнего следования, грузовым. Под железнодорожными путями разместится пригородный вокзал, а над ними - вокзал для поездов дальнего следования. Между собой они будут связаны пандусами, лестницами, коридорами, эскалаторами, лифтами. Не стоит думать, что пассажирам придется преодолевать все эти подъемы и спуски, сгибаясь под тяжестью чемоданов. Авторы проекта стремились обеспечить им максимальный комфорт. Все продумано вплоть до того, что на территорию вокзала можно въехать на машине. Для легковых автомобилей даже предусмотрена парковка, от которой до платформы не более двадцати метров.
В центральной части вокзала дальнего следования будут располагаться кассы, служба информации, почта. В боковых помещениях откроются отделение банка, медпункт, залы ожидания, кафе, камеры хранения... Словом, все, что необходимо человеку, отправляющемуся в дальний путь.
Нам еще предстоит оценить работу проектировщиков, а специалисты уже это сделали. В прошлом году вокзальный комплекс "Ладожский" получил высшую награду России в области архитектуры - премию "Хрустальный Дедал".