03:39 21.02.2017
Путешественники расскажут, как обойти Землю пешком и чем опасны африканские пингвины
Союз художников покажет лучшее в Манеже
«Обе Две» выступят с «Мальчиком»
Кержаков расскажет, как стать лучшим форвардом
В Музее восстания машин оживут трансформеры
СМИ: В правительстве придумали, как ограничить «санкционку» из Белоруссии
Жители Луги жалуются на лужу, которой 40 лет
Трамп назначил советника по национальной безопасности
В Карповку рухнул автомобиль
Новым начальником транспортной полиции Северо-Запада стал отец замминистра
Подозреваемый в стрельбе по инструктору тира подросток найден мёртвым
Вторую ветку «Турецкого потока» будет укладывать швейцарская компания
Мировые цены на нефть растут
Посетитель концерта The Exploited убит в Петербурге
В Москве инструктор по стрельбе стал живой мишенью для подростка
Очевидцы: На Стойкости выстрелили в автобус
Просмотрена видеозапись, оставленная погибшей школьницей в Никольском
«Трансстрой» пытаются вторично внести в реестр недобросовестных поставщиков
В Никольском выпала с 16 этажа девочка, интересовавшаяся «группами смерти»
На Симонова чинят аварию на теплотрассе
Саманта Пауэр выразила соболезнования в связи с кончиной Виталия Чуркина
В офисе Марин Ле Пен полиция проводит обыски
СМИ в США назвали причину смерти Виталия Чуркина
В Ленобласти девочка умерла, проглотив монетку
В Нью-Йорке скоропостижно скончался постпред России при ООН Виталий Чуркин
Полигон «Красный Бор» лишился лицензии
Такси на Пискаревском припарковалось под воду
Американский посол предложил сделать Сомали great again
Грузинку задержали за попытку въехать в Турцию в чемодане
Apple откроет первый собственный сервисный центр в России
Пострадавшего в ДТП мальчика из Тихвина на вертолете доставили в Петербург
МИД России: признание паспортов ДНР и ЛНР соответствует международному праву
СМИ: Упоминаемость Трампа на российском ТВ упала в четыре раза за две недели
В Госдуме предложили лишать сенаторов мандата за прогулы заседаний
В Хорватии унизили чернокожего лауреата «Оскара» Джейми Фокса
В правительстве РФ предлагают отказаться от импортных катетеров и стентов
«Фонтанка» за 60 секунд — 20 февраля
Пол Маккартни и Ринго Старр снова играют вместе
Российские саперы завершили разминирование Алеппо
СМИ: Немецкая актриса Марика Рёкк оказалась советской разведчицей
Алиса Вокс представила мини-альбом и показала неожиданные версии своих песен
Полтавченко ушел в отпуск на две недели
Суд заочно арестовал главу Hermitage Capital Браудера
МАРСа в Пассаже больше нет: центр искусства ищет новую базу в Петербурге
Российская бегунья вернула золотую олимпийскую медаль
ДНР начала отвод военной техники от линии соприкосновения
В Петербурге хотят провести референдум о сухом законе
Финляндия купит у Голландии танки
Мировой рынок вооружений за пять лет достиг максимума со времен холодной войны
Рособрнадзор лишил аккредитации два российских вуза
Аваков заявил о планах вернуть контроль над Донбассом за полтора года
Депутаты ЗакСа предложили ежегодно пересматривать перечень скверов
Петербуржцев приглашают на благотворительную кукольную мистерию «Царь Эдип»
Комитет по инвестициям будет искать инвесторов для Пробирных палат и других недостроев
Минск пообещал наказывать за пересечение границы по документам ЛНР и ДНР
Делая ремонт, петербуржец нашел на антресолях французское ружье вековой давности
Инициативная группа сформулировала вопросы для референдума по передаче Исаакиевского собора
Сотрудники Пулковской обсерватории потребовали отставки директора
Самые маленькие квартиры в Петербурге уместились в 13 «квадратов»
В Чувашии двое избитых участковым отсудили у МВД 40 тысяч рублей
Для Путина подготовили семистраничный психологический портрет Трампа
Комиссия Госдумы по этике разберет слова Милонова о предках Вишневского
На строящейся трассе М-11 в ДТП погиб человек
Кержаков и Новосельцев готовятся к ответному матчу с «Андерлехтом»
«Трансстрой» оспорит решение суда по стадиону на Крестовском острове
В Петербурге выросло число госпитализаций и закрытых на карантин классов
Бизнесвумен из Петербурга будут судить в Карелии по делу об «откатах»
«ДП»: ТРК «Пик» на Сенной площади ждёт кардинальная перестройка
Дебошир с канистрой бензина угрожал сжечь квартиру на Ириновском
В Сирии при подрыве автомобиля погибли четверо военных из России
Власть

Это провал импортозамещения

На разработку отечественных комплектующих для судостроения потрачены миллиарды. «Деньги съели, а результат ноль», - сказал Рогозин на Морской коллегии в Петербурге.
Это провал импортозамещения
Евгений Асмолов, "ДП"

Морская коллегия при правительстве РФ под председательством Дмитрия Рогозина пришла к выводу, что миллиарды, вложенные в импортозамещение в области строительства кораблей и судов, потрачены впустую. Доля иностранных комплектующих в судовых машинах и приборах — 95%.

Днем 2 июля в здании Госуниверситета морского и речного флота имени Макарова прошло первое в 2015 году заседание морской коллегии при правительстве РФ (проходит дважды в год) под председательством вице-премьера Дмитрия Рогозина. На ней несколько десятков участников — чиновники Минпромторга, главы судостроительных компаний, исследовательских институтов — пришли к общему выводу: в идею импортозамещения в судостроительной отрасли вложены миллиарды рублей и, как выяснилось, бесполезно.

Наши машины и приборы никому не нужны

Настроение прошедшего заседания задал вице-премьер Дмитрий Рогозин в своем приветственном слове. Судовое машиностроение, по его мнению, отстало от необходимого технологического уровня и требований современности.

«Активная часть основных производственных фондов имеет износ более 70%. Удельная трудоемкость производства (время, затраченное на выпуск единицы продукции. — Прим. ред.) в отрасли в три-пять раз выше, чем за рубежом. Все ощутимей становится кадровый голод, вследствие чего падает качество производства. Степень использования мощностей — не более 25 – 30%. Понятно, что в таких условиях заказчики судов и морской техники на протяжении последних лет традиционно отдавали предпочтение импортным комплектующим, оставляя российским производителям, в лучшем случае, сборку корпусов и монтаж закупленного за рубежом оборудования», — заявил вице-премьер.

По его словам, несмотря на все указания, в том числе президента РФ Владимира Путина, в конкурсной документации на заказ судов и кораблей указывается конкретное оборудование с точным названием марки и фирмы иностранного производителя. В результате участие отечественных предприятий в строительстве судов исключается уже на начальном этапе их проектирования.

Более того, при создании новых типов гражданских судов, вопреки положениям ФЦП «Развитие гражданской морской техники», не предусматривается использование машин и приборов российских производителей, хотя их разработка была успешно завершена, в том числе в рамках этой же самой программы, сказал Рогозин.

Вечные импортные комплектующие

Примеры приводил замглавы Минпромторга Андрей Дутов. По его словам, около 60 – 70% стоимости каждого военного корабля приходится на оплату изделий машиностроительных и приборостроительных компаний. В России всего шесть предприятий, которые занимаются изготовлением приборов, – это концерны «Моринформсистема-Агат», «Гранит-электрон», «Океанприбор», ЦНИИ «Электроприбор», компания «Транзас» и НПО «Аврора». За последние пять лет в рамках ФЦП они выполнили 119 работ на 7,1 млрд рублей, выпустив «огромный перечень приборостроительного оборудования».

Однако вся элементная база в этих приборах — то есть составные части этих изделий — полностью иностранная. «Во всех программах импортозамещения элементная база занимает основную тему: что нужно замещать, как и от чего избавляться, как найти партнеров, которые будут надежно и качественно поставлять в Россию данную элементную базу, и так далее», — сказал замминистра.

С поиском надежных партнеров в последнее время у России большие проблемы. Например, как выяснила «Фонтанка», итальянская компания SORMEC S.r.L Unipersonale из-за санкций Евросоюза почти на полгода затянула сроки поставки грузовых кранов на дизельные ледоколы проекта 21900М (модификация ледокола «Санкт-Петербург», построен Балтийским заводом в 2009 году), который сейчас строится на Выборгском судостроительном заводе.

Завод, кроме того, в течение 158 дней не мог перечислить деньги основному поставщику кабельных линий для этого ледокола — финской компании Prysmian, поскольку ее банковский счет находится в Nordea Bank, вынужденном подчиняться европейским санкциям. В конечном счете с финнами пришлось заключить договор перевода долга на его представительство в России.

Другая проблема в приборостроении – отсутствие серийности. «Практически все производится в единичном экземпляре, поэтому цена возрастает, а качество, которое необходимо достигнуть, не достигается», — отметил чиновник.

Аналогичная ситуация в судовом машиностроении, говорит он, в том числе в производстве двигателей. Минпромторг попытается сблизить производителей между собой, чтобы они подумали о выпуске российских комплектующих. Если получится, промышленники создадут «единое литейное производство, производство различного рода агрегатов, валов и так далее», считает чиновник. «Это снизит себестоимость, увеличит уровень локализации», — убежден Дутов.

Кроме того, замминистра известил участников заседания о разработке «концепции открытой верфи», которая позволяет «на отдельных предприятиях свернуть машиностроение, а на других — развернуть, сэкономив на инвестициях и обеспечив поставки оборудования». Центром для такого проекта может стать площадка Пролетарского завода, считает он. Более подробных параметров этого проекта он не озвучил.

ОСК сама разберется

Глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов не стал поддерживать предложение создать единый центр судового машиностроения. «Для этого нужно как минимум сказать, что вы имеете в виду. Создание дизельных двигателей, энергетических установок [из российских комплектующих] — кто этим будет заниматься, мы или научно-производственные предприятия? Задвижки, штыри, барашки, лебедки — это что? Это ваше или наше? Если ваше, то что нам, собственно, останется в этой интегрированной структуре? Из кого она будет состоять? Из подразделений моих предприятий? Спасибо, я сам с этим разберусь. Тем более работа в этом направлении уже ведется. Будет ли выбран для этих дел Пролетарский завод или какие-то другие площадки, мы еще не знаем», — отметил он.

По словам Рахманова, ОСК изучает возможность избавления от старого заводского оборудования и перевооружения производства. Где и как это произойдет, пока непонятно. «По нашим оценкам, мы можем вывести из эксплуатации порядка 3300 станков и различного рода приспособлений, распределенных по разным площадям общим размером 140 тыс. кв. м, заменив их на порядка 80 – 100 высокопроизводительных машин, сконцентрировав на площадке около 40 тыс. кв. м», — сказал глава корпорации.

Миллиарды потратили впустую

Главком ВМФ адмирал Виктор Чирков взорвал заседание своим заявлением, в котором провозгласил идею импортозамещения в области судового машино- и приборостроения, по сути, провалившейся. По его мнению, у заказчиков военного флота и гражданских судов больше всего претензий к энергетическим установкам, будь то дизельные или газотурбинные, при этом на всех трех в России заводах, где их выпускают, эта продукция по-прежнему находится в сильной зависимости от импортных поставок.

«Вы посмотрите, что происходит: Военно-морской флот заказывает энергетическую установку, проводит НИРы, ОКРы, НИОКРы, то есть тратит деньги государственные. Пограничники морские тратят деньги. Рыбаки тратят деньги. Гражданское судоходство, морское тратит деньги. Речники тратят деньги. Можно бесконечно перечислять. От «Газпрома» и до частных компаний — все тратят деньги  на одно и то же. Так вот, сегодня в России всего три предприятия, которые делают эти установки. Это Коломенский завод. Это Уральский дизель-моторный завод, который делает так, что крышки двигателей через два месяца просто-напросто морская вода разъедает. И это завод «Звезда», наш любимый. Двигатель-то новый у них (представлен на днях на МВМС-2015) — действительно их разработки, а изготовление чье? Опять импортное! Я вчера с ними общался. А металл, говорю, из которого сделан двигатель, у нас в России способны сделать? А корпус и составные детали? Нет! Растеряли все технологии! Электрооборудование? Нет! Задаю вопрос: турбонагнетающие установки для двигателя кто делает? Австрия, Швейцария, Швеция и так далее! Вы понимаете, что все здесь сидящие люди тратят государственные деньги, а на выходе-то ничего нет!» — объявил адмирал.

В завершение главком ВМФ предложил создать комиссию, которая разберется «со всеми ОКРами и НИОКРами, которые сегодня занимаются созданием энергетических установок».

Что решили

Вице-премьер Дмитрий Рогозин поддержал предложение главкома ВМФ, отметив, что у комиссии, которая займется изучением результатов работы научно-исследовательских и опытно-конструкторских изысканий, будет немало работы.

«Если мы начнем анализировать, куда были потрачены миллиарды рублей, то выяснится, что, в принципе, сегодня должно было быть уже все изобретено и давно иметься в демонстрационных образцах. Вот только на самом деле ничего нет. На бумаге все есть, а когда спрашиваешь о результатах, говорят: «Это просто назвали НИРом, а на самом деле это была форма поддержки нашего научно-исследовательского института». То есть деньги съели, а результатов – ноль. Поэтому полностью поддерживаю предложение», — сказал Рогозин адмиралу.

Согласно протоколу заседания, Дмитрий Рогозин также поручил Минпромторгу, ОСК и ЦНИИ «Курс» (проектирует судовое вооружение и радиоэлектронное оборудование) до конца 2015 года изучить вопрос создания научно-производственного центра «Судовое машиностроение», который объединит организации, «способные обеспечить проектирование и производство современного конкурентоспособного оборудования». Кроме того, до конца года должны быть внесены поправки в Стратегию развития судостроительной промышленности до 2020 года, которая создаст условия для учреждения такого центра.

Александр Аликин,
«Фонтанка.ру»


© Фонтанка.Ру

Подписывайтесь на канал "Фонтанка.ру" в Telegram или Viber, если хотите быть в курсе главных событий в Петербурге - и не только.

добавить комментарий
Помните, что все дискуссии на сайте модерируются в соответствии с правилами блога. Если вы видите комментарий, нарушающий правила сайта, сообщайте о нем модераторам.
комментарии пользователей (321)
5 июля 2016 г. 01:42
chernov1: Понятно. Дешевый ольгинский тролль.
5 июля 2016 г. 01:38
chernov1: "Уже есть новые космодромы, боевые корабли, самолёты, ракетные комплексы и прочее" — Доктор! Галоперидолу в первую палату!
5 июля 2016 г. 01:35
smt: Только с киркой и лопатой. Остальное умственная деятельность chernov1 не потянет))
5 июля 2016 г. 01:30
DVB: А готовы сами "с киркой и лопатой в руках"? Думаете, что вы "должны работать в нормальных проектных институтах и зарабатывать в несколько раз больше"? А может как Сергей Павлович Королев? В шараге за баланду?
5 июля 2016 г. 01:28
chernov1: Эй, патриот! Оглянись и пошарься вокруг себя. Что найдешь сделанного в РФ? Ну кроме тебя и чутка еды))
СМИ2
MarketGid News
Infox
24СМИ. Агрегатор
Lentainform
КЕЙ
КЕЙ подготовил ТОП-5 подарков к 23 февраля
На пороге День Защитника Отечества! И, вероятно, читательницы «Фонтанки» уже задумались о том, что подарить своим мужчинам. Чтобы не тратить время на размышление и мучительные догадки, предлагаем обратить внимание на лист небанальных подарков
«Петербургская Недвижимость»
Состоялась презентация «Квартира с первым взносом ноль рублей»
Как купить квартиру, не имея на руках собственных средств, в субботу 10 февраля, рассказали специалисты «Петербургской Недвижимости» на презентации «Квартира с первым взносом ноль рублей», которая состоялась главном офисе компании на Московском пр. 212
«Дом у Елагина острова»
Паркинг в «Доме у Елагина острова» будет оснащен системой Parklift
«Северный город» вывел в продажу парковочные места в «Доме у Елагина острова», который строится в Приморском районе (Липовая аллея, 15). Подземный паркинг в этом доме оснащается системой Parklift, которая позволяет размещать автомобили на двух уровнях один над другим.