Реклама

Сейчас

+15˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+15˚C

Ясная погода, Без осадков

Ощущается как 14

2 м/с, с-в

767мм

56%

Подробнее

Пробки

5/10

Реклама

Сегментированное банковское будущее

515
ПоделитьсяПоделиться

Председатель правления крупнейшего в России банка Герман Греф выразил уверенность, что в ближайшие пять лет его коллегам придется кардинально поменять свои модели ведения бизнеса. Большей части игроков отрасли из-за растущих расходов придется отказаться от универсализма и занять отдельные ниши в кредитовании. Греф заявил об этом в Петербурге на панельной сессии, посвященной проблемам банковского сектора. Участники рынка не исключают, что в условиях растущей конкуренции и негативной экономической ситуации им придется осваивать новые подходы к клиентам, вплоть до внедрения в повседневные хозяйственные операции.

Герман Греф в ходе XXIII Международного банковского конгресса в Санкт-Петербурге спрогнозировал отказ большинства банков от стратегии присутствия на всех рынках. Кредитные организации вынуждены будут сосредоточить ресурсы на наиболее выгодных для себя сегментах.

«Присутствовать одновременно на всем рынке с одинаковой степенью успеха у клиента чрезвычайно тяжело. Поэтому, так или иначе, все – даже универсальные – банки делают для себя выбор в пользу тех или иных ниш, которые начинают развивать в приоритетном порядке. Некоторые уходят в нишевые банки. И в ближайшие пять лет такой выбор придется сделать практически всем присутствующим», – сказал Греф, обращаясь к присутствовавшим на сессии банкирам.

Причин усложнения работы в банковском секторе, по словам Германа Грефа, несколько. Во-первых, необходимость инвестировать огромные средства в информационные технологии. Так, на систему управления рисками, по мнению Грефа, ежегодно необходимо тратить по $ 3 – 4 млрд.

На сегодня около 95 – 97% всех отношений с корпоративными клиентами проходят через каналы удаленного доступа. Встреча с клиентом, по словам Грефа, происходит, только если существует нестандартная задача. Доля клиентов – физических лиц, пользующихся Интернетом, постоянно растет. 

Вторая причина – ужесточение контроля за рисками со стороны регуляторов. «По прошлому году Сбербанк потерял 1,5% уровня достаточности капитала из-за ограничений Центробанка», – привел пример председатель правления банка.

Однако Центробанк на сегодня работает с участниками рынка гораздо мягче, чем регуляторы в западных странах, отметили участники дискуссии. Внимание к западным финансовым институтам обострилось во время кризиса. Так, инвестиционные банки, ранее действовавшие без банковской лицензии, во время кризиса обязали ее получать, рассказал председатель совета директоров МДМ Банка Олег Вьюгин. «ЦБ РФ мягче относится к качеству банковских резервов. Западные регуляторы в этом плане более жестки. В части управления рисками внимательно следят за уровнем квалификации персонала, наличием необходимых для работы с рисками подразделений. Еще одно направление – механизмы создания резервов по операциям с ценными бумагами и деривативами», – сказал он. Внимание обусловлено и тем, что сегодня среди крупных западных институтов остаются те, у которых доля ценных бумаг в балансе очень высока. Так, у Deutsche Bank ценные бумаги занимают существенно больше половины портфеля. Такая структура порождает дополнительные риски, потому что капитал начинает зависеть от рынков, а они сегодня подвижны.

Третьим негативным для банков фактором становится сокращение уровня маржи из-за макроэкономических проблем и требований к госкомпаниям выплачивать дивиденды на уровне не ниже 25% от чистой прибыли.

Наиболее показательным признаком ужесточения контроля за банками стал штраф JP Morgan Chase, который власти США в октябре прошлого года обязали выплатить в размере $ 13 млрд за действия, осуществленные банком перед кризисом 2013 года. Вторым примером стало обязательство BNP Paribas выплатить США штраф в 8,9 млрд за систематические нарушения американских санкций в отношении Ирана, Кубы и Судана.

Председатель правления ВТБ Андрей Костин в свою очередь отметил, что риск введения санкций Западом в отношении России остается «не меньшим, чем два месяца назад».

Из-за этих факторов банковский сектор начинает стагнировать, ему не хватает ресурсов для полноценного развития. Совокупность этих причин приведет к разрушению существующей модели ведения банковского бизнеса.

Участники дискуссии видят несколько выходов из сложившейся ситуации. Андрей Костин, например, считает, что кредитным институтам придется попросту резать свой бизнес в части низкоприбыльных активов.

Председатель совета директоров МДМ Банка Олег Вьюгин считает, что сегодня банковский бизнес так же, как и ритейл, не очень прибыльное занятие. «Наиболее сложная ситуация, на самом деле, у банков публичных, где решения принимает большое число акционеров, которым нужны дивиденды. Есть примеры, как в новые реалии вписываются некоторые глобальные публичные банки – они уходят в ниши. Один американский инвестиционный банк устремился в нишу private banking, понимая, что ценные бумаги, трейдинг и, возможно, даже инвестбанкинг будет для него не очень рентабельным», – сказал Вьюгин.

Такой опыт есть сегодня у «Связного Банка». "Когда возникли дополнительные требования регулятора, нам пришлось оставить корпоративный бизнес и оставить только карточный и платежный бизнес", – рассказал председатель совета директоров банка Максим Ноготков.

Еще одной тенденцией должна стать переориентация бизнеса с банковского продукта на банковского потребителя, сказала гендиректор электронной платежной системы «Яндекс.Деньги» Мария Грачева. «Если банк не будет бороться за вовлеченность в ежедневные операции, он будет оставаться за бортом повседневной жизни потенциального потребителя. Если банк продолжит фокусироваться только на инфраструктуре и продуктовой линейке, он будет вымываться даже не наплывом конкурентов, но самим решением потребителя. Потребитель не будет готов сосредоточиться на выборе продукта – это дополнительный труд, который клиенты перестанут осуществлять», – считает Грачева.

С ней согласен председатель правления банка «Уралсиб» Илкка Салонен. Он отмечает, что маржу удалось сохранить на достаточно высоком уровне, но давление на рынке банк чувствует, как и остальные игроки. «Есть очень продвинутые пользователи, но в массовом сегменте их пока немного. Несмотря на это, мы уже сейчас должны ориентироваться на клиента – инвестировать сегодня необходимо именно в этом направлении. Сегодня клиент видит альтернативу и все меньше идет по инерции», – сказал председатель правления «Уралсиба». 

Среди потенциальных конкурентов банков за прибыль в сфере кредитования он назвал микрофинансовые организации, объемы кредитования которых на рынке пока невелики. «В России пока не появились розничные сети, создающие собственные банки. В Англии эти организации кредитуют ежедневные покупки клиентов. На свою часть прибыли будут претендовать и создающие собственные платежные системы глобальные поисковики, такие как Google и «Яндекс», – уверен Салонен.

Герман Костринский, «Фонтанка.ру»

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close