Реклама

Сейчас

+11˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+11˚C

Ясная погода, Без осадков

Ощущается как 11

1 м/с, с-в

766мм

74%

Подробнее

Пробки

5/10

Реклама

Как сделать проверки для НКО бесконечными

748
ПоделитьсяПоделиться

Проводить ревизии в НКО скоро можно будет бесконечно: правительство подготовило законопроект, расширяющий перечень оснований для внеплановых проверок некоммерческих организаций. Одновременно государство обещает: те "иностранные агенты", что не будут упрямиться и всё-таки внесут себя в соответствующий реестр, получат денег от президента. Что на это отвечают сами НКО, пока – "неиностранные неагенты", спросила у них "Фонтанка".

Кабинет министров, сообщает его сайт, подготовил законопроект, "направленный на повышение эффективности госнадзора за деятельностью некоммерческих организаций".

Напомним, что, согласно поправкам к "Закону об НКО", принятым Госдумой в июле и вступившим в силу 20 ноября 2012 года, каждая некоммерческая организация, если она получает зарубежные гранты и ведёт политическую деятельность, обязана внести себя в реестр "иностранных агентов". И помечать соответствующей "биркой" свою продукцию и наглядную агитацию. Но вот прошло полгода, а реестр пустой: ни один "иностранный агент" так и не раскололся, что он – агент иностранный. И с марта их начали выводить на чистую воду прокурорскими проверками.

Теперь правительство предлагает внести в "Закон об НКО" новые поправки – более широкий список причин для такого рода проверок. Как сказано в законопроекте – "в целях установления дополнительных оснований для проведения Минюстом России внеплановых проверок некоммерческих организаций, в отношении которых имеются сведения о нарушении требований законодательства РФ". Ключевые слова – "имеются сведения о нарушении законодательства".

Согласно одному из пунктов законопроекта, для внеплановой проверки достаточно сообщения "о фактах, свидетельствующих о наличии в деятельности некоммерческой организации признаков экстремизма". Такое заявление может поступить от гражданина, от юрлица, из органа местной власти или через прессу. По другому пункту, если из органа местного самоуправления поступит информация, что некоммерческая организация нарушает закон об НКО, это тоже – основание. Или избирательная комиссия – внимание! – пожалуется, что какая-то НКО нарушает закон "Об основных гарантиях избирательных прав…" или "О политических партиях".

Или просто: прокурор распорядится проверить НКО "в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям". А то и ещё проще: приказ о проверке издаст "руководитель уполномоченного органа… в соответствии с поручением президента Российской Федерации или правительства Российской Федерации".

Для безразмерных ревизий НКО было бы достаточно и этих четырёх пунктов. Но первым в перечне значится: "истечение срока устранения нарушения, содержащегося в предупреждении, ранее вынесенном некоммерческой организации".

Иными словами: закончился срок по первой проверке – можно начинать вторую. Устранены ли нарушения, выявленные второй, проверит третья. И так далее. Если, паче чаяния, прокуратура заскучала после того как у неё забрали следственные функции, то теперь ей будет чем заняться: начнётся одна большая проверка НКО.

Работа над ошибками

По словам руководителя программ Антидискриминационного центра "Мемориал" Стефании Кулаевой, законопроект интересен, скорее, как "протокол о намерениях": он чётко показывает, что просмотрели в предыдущем варианте закона его создатели, и показывает, какие нарушения допущены в ходе уже состоявшихся проверок.

– Это – работа над ошибками, – считает Стефания Кулаева. – При том небольшом перечне, который существует сейчас, они свои проверки всё-таки провели. И пошло очень много жалоб по поводу их незаконности, проводили-то без тех оснований, которые появляются в законопроекте только теперь. И это, видимо, реакция на справедливые судебные иски. Но она запоздалая: всё равно уже допущены нарушения.

В ходе упомянутых проверок НКО (в марте-апреле) у некоторых счастливцев нашли всего лишь недочёты по противопожарной части, по срокам дератизации (травли, кто не знает, крыс), по неправильно замеренным уровням освещённости и тому подобные. Таким, можно сказать, повезло, хотя им и грозят большие штрафы. Хуже тем НКО, к кому прокуратура начала применять новую статью КоАП – о тех, кто не признал себя "иностранным агентом", хоть и был обязан. Напомним, что политической, в частности, прокуратура сочла деятельность организации "Агора" (правовая помощь), ассоциации "Голос" (надзор за выборами), общества "Помощь больным муковисцидозом", "Муравьёвского парка природопользования" (журавлиный заказник), историко-правозащитного общества "Мемориал" вместе с региональными отделениями. В Петербурге в компанию "иностранных агентов", по версии прокуратуры, вместе с "Мемориалом" попали две ЛГБТ-организации.

Интересно посмотреть и на те НКО, которые не проверяли. По этому поводу бытуют разные мнения.

– К нам пришли со словами, что проводится проверка незарегистрированных организаций радикального толка и религиозных организаций, – рассказывает Стефания Кулаева. – Я в равной степени далека и от радикальных организаций, и от религиозных. Но я что-то не знаю, чтобы к таким организациям пришли с проверками.

Другая точка зрения: по признаку "пришли – не пришли" можно судить о лояльности организации к власти. Так, не подверглись проверке всевозможные патриотические и прокремлёвские НКО.

Мы не используем иностранную помощь, мы – патриотически направленные, – так объяснил это командир и войсковой старшина казачьего "Императорского конвоя" Григорий Пропалов.

Он не стал определять их патриотическую направленность как политическую или неполитическую.

– Не буду давать никакой оценки, – ответил на этот вопрос. – СМИ с нехорошими оценками сатирически оценивают казачество. Мы напряжены по этому вопросу. Хотя некоторые казачьи организации, нарочно или нет, дают повод.

Насчёт проверок – пусть, сказал он, приходят.

– Мы законопослушные граждане, – заверил "Фонтанку" Григорий Пропалов. – Если придут по заявлению гражданина, то мы будем готовить свою позицию. В том числе – по этому гражданину. По вновь введённым нормам – законодательству о клевете.

От президента – иностранному агенту

Во многих НКО проверки закончены, но результаты пока неизвестны, так что могут быть новые сюрпризы.

– У нас проверка тоже прошла, но пока не поступало ни предостережения, ни постановления, – рассказала "Фонтанке" председатель Московской хельсинкской группы Людмила Алексеева. – Но мы ни при каких обстоятельствах не будем признавать себя "иностранными агентами". Мы правозащитники, и политикой не занимаемся принципиально. Видимо, то, что мы считаем защитой прав человека, они считают политикой. И этот закон специально придуман, чтобы заставить нас пройти через унижение. "Иностранный агент" – значит, мы работаем в интересах иностранного государства. Это – неправда. Обозвать себя так – значит потерять репутацию. С нами не будет иметь дела ни один чиновник. А главное, что люди, которые обращаются к нам за помощью, перестанут обращаться. Так зачем же мы будет жертвовать своей репутацией, если потом всё равно наша работа прекратится?

Точно так же говорят во всех НКО. С ноября только одна организация подала документы на "иностранного агента": правозащитная "Щит и меч" сделала это в целях изучения правоприменительной практики для пользы коллег из других НКО.

Между тем, вместе с "кнутом" государство посулило правозащитникам и благотворителям и "пряник". В конце марта стало известно, что на поддержку НКО выделены президентские гранты общей суммой 2,3 миллиарда рублей. Некоммерческие и неправительственные организации могут поучаствовать в конкурсе на получение денег от президента. Причём дадут субсидии даже "иностранным агентам". Если те честно зарегистрируются в этом качестве.

Предполагаемых "агентов" это, однако, пока не соблазняет. Стефания Кулаева рассказала "Фонтанке", что "Мемориал" регистрироваться всё равно не будет.

– Здесь на кон поставлено нечто большее, чем президентский грант, – объяснила она. – Нельзя работать, называя себя продажной тварью. Мы вообще не можем быть чьими-то агентами: мы отстаиваем право, а это – понятие, несовместимое ни с политикой, ни с какой-то "агентской" ролью. Этот закон вообще придуман не для того, чтобы уничтожить НКО. А для того, чтобы унизить: пусть наклеят на себя этот обидный лейбл и живут с ним. Отсюда – этот дурацкий принцип добровольности. Если бы не он, не было бы столько проблем, они бы просто внесли нас сами, куда захотят, и ничего тут не поделаешь. Но для того, чтобы унизить, они говорит: нет, вы сами себя признайте.

Впрочем, НКО и не рассчитывают на президентские деньги – в любом статусе. Так, Московская хельсинкская группа подала заявку на участие в конкурсе, но победить не надеется.

– Надежда совсем маленькая, – объясняет Людмила Алексеева. – Мы уже получали президентский грант, нам его дали на мониторинг применения вот этих вот новых законов – о митингах, об НКО. Первую часть работы мы выполнили, подали, и они чрезвычайно недовольны. Говорят: "Неужели всё так мрачно и нет ничего положительного в законе о митингах?". Да, говорим мы, всё так мрачно и нет ничего положительного. Они, может быть, думали, что если мы будем получать деньги от них, то мы будем писать то, что им нужно? Нет, такого никогда не будет. Мы пишем правду по любому проекту – кто бы его ни финансировал. Поэтому на новый грант от них мы не очень рассчитываем.

Ирина Тумакова, "Фонтанка.ру"

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close