Сейчас

+22˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+22˚C

Пасмурно, Без осадков

Ощущается как 21

4 м/с, зап

754мм

63%

Подробнее

Пробки

4/10

Техосмотр все так же можно купить. Теперь одним способом больше

2686
ПоделитьсяПоделиться

Корреспондент «Водителя Петербурга» за 3 часа получил сразу два настоящих талона технического осмотра на один автомобиль, заплатив в общей сложности 5,5 тысяч рублей. Один был получен по старинке «через знакомых», а второй был куплен в офисе «Росгосстраха». Ни в том, ни в другом случае полноценной диагностики не проводилось.

За последнюю неделю редакция получила несколько сигналов о возможности получения талонов ТО без лишних процедур, по старинке. Соответствующую информацию подтверждали также игроки рынка автострахования. «Водитель Петербурга» решил провести контрольную закупку. В качестве товара выбрали талон технического осмотра, получить который «просто так» с Нового года, по утверждению властей, невозможно. В итоге мы обзавелись талонами и старого, и нового образца.

Талон номер «раз».

По информации участников рынка, на сегодняшний день талоны нового образца есть только у «Росгосстраха». Причем ЗАО «Техосмотр», аффилированный с РГС, название которого есть на печати и на самом бланке, было аккредитовано не за 2-2,5 недели после Нового года, как следует по закону, а уже 2 января 2012 года. На всю операцию у нового оператора ушли 1 сутки.

По информации станций Северо-Западного региона, у которых новых талонов нет до сих пор, более миллиона свежеотпечатанных бланков нового образца в «Росгосстрахе» по всей России появились уже 6 января, хотя оформление заявок, печать бланков и их доставка должны были занять намного больше 6-ти дней.

Наш корреспондент решил прикинуться малообразованным в автомобильном плане пользователем и отправился в один из гипермаркетов "О'КЕЙ", где помимо продуктов нашелся офис продаж компании «Росгосстрах». Под видом клиента он начал расспрашивать девушку про ОСАГО и техосмотр. Поплакавшись на старую машину и незнание предмета, получил отличное предложение: талон можно оформить прямо сейчас, причем вместе со страховкой.

Миловидная девушка начала оформлять технический осмотр прямо при клиенте. На свет из ящика стола появилась «карта проверки технического состояния ТС», которая лишь отдаленно напоминает диагностическую карту, а также «купон» и договор. Согласно объяснениям страхового агента, сейчас технический осмотр в компании выдается «авансом» - проверить состояние машины нужно будет в любое удобное время по двум адресам в Петербурге.

Карту проверки девушка решила заполнить со слов владельца легковушки – осматривать лично автомобиль, находящийся в 400 метрах от офиса, ей не захотелось. Для получения оценки «исправен» оказалось достаточно назвать марку, пробег машины, тип бензина и тормозной системы. Итак, автомобиль «осмотрен».

Затем был подписан договор, согласно которому аккредитованный оператор техосмотра ЗАО «Техосмотр» обязуется осуществить проверку состояния автомобиля, а также, среди всего прочего, по окончании проверки предоставить акт оказанных услуг. Увы, ни диагностической карты, ни акта получено не было, и их номера отсутствовали в выделенных для этого графах.

Скрепив странные отношения с «Росгосстрахом» подписью, корреспондент оплатил 881 рубль в банк по соседству и получил заветный талон нового образца. Девушка вынула зеленоватый бланк из пачки объемом в 30-40 штук, вписала туда VIN и марку автомобиля и принялась за заполнение следующей бумаги.

Ею оказался купон с номером только что выданного талона. В странном документе владелец авто подтверждает, что уведомлен о необходимости пройти техническое диагностирование по двум возможным адресам. Примечательно, что на указанных улицах находятся центры урегулирования убытков компании «Росгосстрах», в которых нет ни одного стенда или бокса. Полис страхования был выписан буквально через 5 минут.

Конечно же, вряд ли кто-то поедет в эти «аккредитованные центры» для завершения процедуры, ведь самое главное, страховой полис, водителю выдается сразу, в офисе. Как уточняют эксперты страхового рынка, такое отношение пусть к странной, но прописанной в договоре процедуре, может привести в будущем к возможному отказу в выплате.

Талон старого образца

«Водитель Петербурга» также решил прояснить ситуацию со старой доброй схемой покупки талонов «через своих». Цепочка знакомств привела к некоему Сергею, который разъяснил ситуацию: за определенную сумму придется приехать на станцию, показать номера и сфотографировать машину.

В назначенный день корреспондент на своем автомобиле прибыл в назначенное место. Неподалеку от станции был найден припаркованный нужный автомобиль, в котором сидел новый знакомый Сергей. Вместе с деньгами в его руки были переданы права, свидетельство о регистрации и ПТС. Перед уходом он посоветовал протереть номера, а затем испарился на 20 минут.

Пока владелец машины лазил с тряпочкой под капотом, молодой человек вернулся. В руках он держал ПТС, свидетельство, права и диагностическую карту с данными автомобиля. После этого Сергей пояснил: «Поедешь в те ворота, заглушишь машину. Покажешь номера кузова и двигателя, если вообще захотят смотреть. В общем, слушай указания и не волнуйся, техосмотр уже пройден». Спустя 10 минут заветные двери перед автомобилем отворились, и мы заехали на осмотр.

Мастер в потертом комбинезоне попросил выключить фары, открыть окно и подготовить номера к осмотру. Потом он взглянул на диагностическую карту с подписью «исправно» - грозный взгляд сменился на спокойствие и, как показалось нашему корреспонденту, некий трепет перед другими «авторитетными» сотрудниками. Цифры на кузове и шильде он осмотрел всего за полминуты, а копаться в грязном моторе и вовсе не изъявил желания. После этого автомобиль сфотографировали и попросили подъехать к стенду проверки фар.

Пикантность ситуации состояла в том, что поверхность стекла фар была покрыта двухдневным слоем грязи, поэтому до положенного эталона было далеко. С оглядкой на проходящего мимо начальника, мастер пристроил специальное устройство к машине и сделал вид, что усиленно ее проверяет. В это время более грозный на вид сотрудник бдительно посмотрел на работника, бросил взгляд на грязные осветительные приборы и без единого слова скрылся. «Одобрение получено», - подумал корреспондент.

Под чутким присмотром мастера автомобиль проследовал мимо смотровой ямы, а также мимо стенда проверки тормозов и экологичности выхлопа - «за все заплачено». Перед машиной открылись ворота - дальше оставалось ждать самого талона. Заветный документ оказался в руках водителя уже через 8-10 минут. Талон старого образца с эмблемой МВД России явно указывал на то, что следующий осмотр должен быть произведен через год.

Стоит отметить, что талоны старого образца сейчас выдают все операторы технического осмотра Петербурга и Ленинградской области. Как только в Северной столице появятся новые бланки и будут израсходованы имеющиеся запасы старых, водителям будут оформлять свежие бланки.  

По ту сторону баррикад

Как объяснял СМИ гендиректор и основной владелец «Росгосстраха» Данил Хачатуров, компания просто не хочет терять своих клиентов по ОСАГО, которых у нее порядка 12 миллионов. «Это удобно нам - мы не теряем клиентов, это удобно автовладельцам, которые экономят время, - за них заполняют документы, это удобно и пунктам техосмотра - «Росгосстрах» обеспечивает им поток клиентов», - рассказал Хачатуров, подчеркнув при этом, что компания не нарушает закон.

В распоряжении «Водителя Петербурга» оказались внутренние инструкции компании и указания для страховых агентов. Так, например, «процедура технического осмотра состоит из проверки технического состояния и проведения технической диагностики автомобиля». Согласно предписывающим бумагам «Росгосстраха», первая часть не требует специальных навыков, а значит, может проводиться кем угодно, в том числе и агентом, а вот вторая должна быть проведена на аккредитованных станциях.

Простой страховой агент, по инструкции компании, должен не только осмотреть машину внешне, но и «визуально зафиксировать затормаживание всех четырех колес». При этом контролер должен услышать характерный звук работы системы АБС, если она есть, а также на глаз увидеть отклонение автомобиля от первоначальной траектории.

ПоделитьсяПоделиться
ПоделитьсяПоделиться

Для проверки ручника, согласно инструкции «Росгосстраха», водитель должен зафиксировать автомобиль и тронуться с места. Если мотор заглохнет, то все в порядке. Примерно так же, на глазок, нужно проверять и рулевую систему - «свободный ход обода руля при исправном рулевом приводе не должен превысить 2-3 см. За ориентир можно принять рычажок переключения указателя поворота».

Вместо проверки CO/CH, каждый страховой агент должен будет посмотреть на выхлопную трубу и принюхаться - «неприятный запах, сизый и черный дым указывают на неисправность». Примерно так же оценивается уровень шума - находясь позади автомобиля, контролер должен на слух решить, все ли его устраивает.

Непонятно зачем проверяется свет в салоне. Также, согласно инструкции, необходимо осмотреть огнетушитель и знак аварийной остановки, которые должны быть в исправном состоянии. Что значит в исправном состоянии и как это понять, составители документа не указывают.

ПоделитьсяПоделиться
ПоделитьсяПоделиться

Не меньший интерес вызывают примеры типовых диалогов с клиентами, а также ответы на простейшие вопросы, которые могут последовать. В случае конфликта, работникам рекомендуется «выслушать, присоединиться к возражению, аргументировать свой ответ фактами и получить согласие покупателя».

ПоделитьсяПоделиться

Мнения

Как пояснил «Водителю Петербурга» Евгений Дубенский, президент Союза страховщиков Петербурга и Северо-Запада, в Союзе ситуацию с выдачей талонов ТО до того, как автомобилист посетит сервисную станцию, считают ненормальной и называют это недобросовестной конкуренцией со стороны «Росгосстраха».

«Если им можно, то возникает вопрос, почему же другим компаниям нельзя, - возмущается Евгений Дубенский. - Если прямую продажу не остановить, то ситуация выйдет из-под контроля».

«Для автомобилистов продажа талонов техосмотра - это мнимое благо. Я считаю, что как только появляется возможность купить талон, количество «ведер» на дорогах сразу увеличивается, - рассказал «Водителю Петербурга» Денис Шубин, председатель городского «Автоклуба А24». - Мы думали, что саморегуляция поможет, однако появившиеся у «Росгосстраха» талоны привели к кончине реального осмотра. Хотя в Петербурге он был».

«Есть 2,5 тысячи пунктов ТО в РФ, которые были созданы в старой системе частным бизнесом. Там работает около 25 тысяч человек, и государство подтвердило, что они соответствуют требованиям путем включения в реестр операторов, - рассказывает Ярослав Васичков, генеральный директор некоммерческого партнерства операторов технического осмотра Петербурга и Ленинградской области «Безопасность и транспорт». - Однако оказалось, что эти предприятия остались без работы. Зачем нужны станции, если талон ТО выдается без проверки?»

Также Ярослав рассказал о ситуации в регионах. «Москва и Петербург - это не вся Россия. Сегодня я разговаривал с полковником полиции, начальником технадзора ГИБДД одного из регионов центральной России. Дословно он мне сказал следующее: «В ближайшее время мы планируем встретиться с представителем филиала «Росгосстраха» в неформальной обстановке, чтобы по понятиям разобраться. Понимаете, ситуация дошла уже почти до крайней точки».

Вымогательство

Помимо фактической продажи талонов и их выдачи «просто так», в Петербурге появилась новая «фишка» коммерческих операторов: при попытке пройти техосмотр сотрудники заявляют, что талончиков нет. «Но вот если вы купите договор ОСАГО у нас, то мы что-нибудь придумаем», - говорят из окошка. Необходимо отметить, что пока аккредитованные станции по-прежнему выдают бланки ГТО старого образца.

Как стало известно «Водителю Петербурга», в Северной столице в соответствующие инстанции поступило уже несколько подобных жалоб на выходки коммерсантов. Фактически, рядовых автомобилистов вынуждают покупать договоры страхования на станциях, иначе им не выдадут талоны, а значит, оформить ОСАГО в другом месте не получится. Ни для кого не секрет, что подобные «навязанные» услуги стоят несколько дороже обычных полисов.

Как пояснил Евгений Дубенский, вместе с новой системой проверки технического состояния автомобилей и, соответственно, оформлением страховок, изменится и реклама услуг. По его мнению, станции ТО уже стали лакомым кусочком для страховщиков, потому что именно там автомобилистам удобнее всего купить полис ОСАГО. Поэтому многие компании будут договариваться с операторами и использовать эту площадку для реализации договоров.

Рецепт выздоровления

Когда затевалась реформа ТО, планировалось, что передача контроля за проведением технического осмотра из-под крыла МВД Российскому союзу автостраховщиков приведет к саморегуляции рынка. Открытая система в идеале должна провоцировать игроков на работу по общим правилам без нарушений.

Как говорят эксперты, у РСА есть подобный опыт, полученный на рынке ОСАГО. Там страховщики постоянно «стучали» друг на друга, проводили контрольные закупки и выявляли нарушения у конкурентов. Именно поэтому каждый год количество компаний-операторов рынка стремительно уменьшалось. Многие высказывают надежду, что подобная схема заработает и в отношении техосмотра, правда с оговоркой, что деятельность «Росгосстраха» будет переведена в законное русло, уточняют собеседники «Водителя Петербурга».

Вывод

Однодневный эксперимент показал, что купить талон технического осмотра можно как старым способом, через друзей или знакомых на действующих станциях Петербурга и Ленинградской области (а всего их около девяноста), так и прямо в офисе продаж страховой компании «Росгосстрах». Оба варианта являются незаконными, поэтому можно сделать следующий вывод: избавить данный рынок от взяток правительству пока не удалось.

ПоделитьсяПоделиться

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close