Реклама

Сейчас

+10˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+10˚C

Пасмурно, Без осадков

Ощущается как 8

1 м/с, вос

766мм

44%

Подробнее

Пробки

1/10

Реклама

Армия "несогласных" прошла по Невскому

2773
ПоделитьсяПоделиться

От 2 до 5 тысяч человек, по разным оценкам (по подсчетам ГУВД - всего 800), приняли участие в «Марше несогласных», состоявшемся вопреки позиции администрации города. «Марш» в Петербурге стал самой масштабной акцией оппозиции со времен волнений, связанных с введением Закона о монетизации льгот. Вместо планировавшегося шествия от БКЗ к Смольному по Суворовскому проспекту демонстранты выплеснулись на Невский.(фоторепортаж)

Мероприятие сопровождалось громкими криками протеста марширующих, неслаженной работой силовых структур и массовыми, порой крайне жесткими, задержаниями активистов. Больше сотни участников манифестации оказались в отделах милиции. В том числе один из инициаторов марша Эдуард Лимонов, задержанный еще до его начала, депутат ЗакСа Сергей Гуляев, получивший травму при задержании, руководители «Авангарда Красной Молодежи» Сергей Удальцов и питерского ОГФ Ольга Курносова. Некоторые задержанные из числа нацболов уже осуждены на 15 суток ареста. Власти города называют марш провокацией «гастролеров из Москвы», проплаченной опальными олигархами. Лидер Объединенного гражданского фронта Гарри Каспаров говорит об успехе оппозиции. Эксцессов наверняка можно было бы избежать, если бы власти с самого начала не препятствовали намерениям организаторов.

Несмотря на отказ администрации согласовать проведение «Марша», «несогласные» начали собираться возле БКЗ «Октябрьский» в начале двенадцатого и к назначенному времени толпа превышала 500 человек. Лидера не признанного Минюстом НБП Эдуарда Лимонова «взяли» еще на подступах (как рассказывают очевидцы, в тот момент, когда Лимонов и его соратники шли из своего штаба, в первый раз охране удалось отбить Лимонова, во второй – уже нет).

Два десятка активистов молодежного «Яблока», направлявшихся на акцию, были задержаны недалеко от партийного штаба. Сотрудники милиции заблаговременно блокировали площадь перед концертным залом. Однако манифестанты под предводительством Гуляева направились в сторону Невского проспекта. Часть толпы численностью около трехсот человек прорвалась на главную магистраль, где их несколько раз пытались остановить и рассеять сотрудники ОМОН. В ход пошли резиновые дубинки, дымовые шашки, нацболы ответили файерами. Кое-кого скрутили сразу, но активисты НБП оказались хитрее. Многие собирались на близлещаших улицах и вливались в толпу по ходу движения, количество людей росло в прогрессии. Впереди шли молодые люди из НБП с флагами, чуть поодаль старушки и люди постарше, в толпе можно было заметить и маленьких детей на плечах отцов. Возле «Невского паласа» путь шествию снова пытались перегородить бойцы ОМОНа. Здесь были схвачены несколько национал-большевиков, шедших впереди. Раздался призыв одного из офицеров милиции: «Берите последних». Бойцы побежали, вместе с ними побежали и журналисты. Последнюю группу идущих по Невскому задержали в половине первого, запихнули в автобусы и увезли.

Милиция блокировала оставшихся митингующих на перекрытом бронемашинами участке Лиговки возле гостиницы «Октябрьская». Здесь развернулся первый стихийный митинг, где помимо питерских «яблочников» отличился экс-премьер российского правительства Михаил Касьянов. Он рассказывал собравшимся о том, что Россия может быть «другой». После экс-премьер, как говорят, направился в аэропорт и покинул Петербург.

Однако через 40 минут манифестанты обошли кордон и вновь вышли на Невский. Со стороны казалось, что милиция была явно не готова к такому повороту событий. Вернее, к тому, что марширующие изначально попытались прорваться на Невский проспект, оставив идею идти к Смольному.

В считанные минуты количество митингующих выросло в разы, и колонна, заполонив участок от Восстания до улицы Маяковского, двинулась в сторону Адмиралтейства. Звучали лозунги «долой Матвиенко», «позор Путину», «революция», «нет милицейскому государству». За людьми следовала шеренга сотрудников ОМОН и машины милиции. В мегафон людей просили перейти на тротуар. В ответ колонна скандировала: «Это наш город», «Милиция с народом» и «Руки прочь». Над толпой развевались флаги «Гражданского фронта» и «Обороны». Пришедшие несли транспаранты с надписями: «Верните бизнес Ходорковского», «Правительство руки прочь от детского сада Сантьяго де Куба», «"Лэк" руки прочь от детского сада», «Путин очень плохой». Подтянулась неформальная молодежь с завязанными лицами, скандирующая почему-то «Мурманск с нами!».

Митингующие с незначительными остановками прошествовали вплоть до Фонтанки. Их ненадолго попытались остановить на Литейном проспекте, но сдержать тысячную толпу даже усиленной цепочке ОМОНа не удалось. С лозунгом «мы дойдем до Кремля», шествие пошло почему-то несколько в другую сторону – аккурат в сторону Финляндии – к Гостиному двору.

Самые драматические события пришлись на «стояние» возле Думской улицы. Избрав в качестве трибуны лестницу у Думской башни, инициаторы акции остановили митинг. Впрочем, и отступать им было уже фактически некуда: возле канала Грибоедова выстроилась очередная цепочка милиционеров (по численности она заметно превышала все другие кордоны), а со стороны Гостиного двора Невский проспект стали заполнять прибывающие машины и грузовики с милиционерами, выстраивавшимися поперек Думской и Михайловской улиц. По подсчетами корреспондента «Фонтанки», всего на Невском было задействовано до 25 спецмашин.

ОМОНовцы предприняли несколько безуспешных попыток прорваться к зданию Думы, однако толпа их попросту не пустила. Неожиданно они появились на самой думской лестнице, вероятно, пройдя через здание Сберегательного банка и музея, расположенного в здании бывшей Думы. Отталкивая собравшихся на лестнице репортеров, ОМОНовцы добрались-таки в итоге до Сергея Гуляева, но стащить забравшегося на оконный проем депутата удалось не сразу. Он еще успел начать зачитывать итоговую петицию митинга. После нескольких попыток Гуляева удалось свергнуть, и практически на руках ОМОН попытался вытащить его из толпы. Упирающегося депутата даже несколько раз «уронили» на землю, но, в конце концов, его «упаковали» в милицейскую машину.

Несколько попыток задержать активистов обернулись избиением милиционеров – причем особо активно хаять и бить ОМОНовцев принялись пенсионеры, крича «позор милиции». В итоге одного сотрудника даже повалили на землю, но из-под обрушающихся на него ударов его вытащил товарищ, после чего они ретировались к служебной машине.

После нескольких выборочных задержаний активистов и Сергея Гуляева милиционеры перешли к «активным» действиям по разгону несанкционированного митинга. Всех начали постепенно оттеснять на тротуары, вдоль которых уже выстроилось двойное оцепление. По самому Невскому проспекту стали курсировать машины ГИБДД, очищая проезд общественному транспорту, скопившемуся на Невском. Разделив митингующих на две части, милиционерам фактически удалось рассеять пришедших. Поняв, что дальше никаких активных действий не предвидится, многие поспешили поскорее укрыться в метро и кафе. Возле здания Думы и Гостиного двора остались лишь небольшие группки в основном пожилых людей. К началу третьего акция была закончена.

Аналогичное мероприятие оппозиции под лозунгами свободы выборов и освобождения политзаключенных прошло в декабре в Москве, но носило менее масштабный характер. Успех манифестации лидер ОГФ Каспаров объясняет тем, что «Санкт-Петербург настроен более радикально, чем Москва, которая не зря считается самым состоятельным городом России», а также тем, что в Москве при разгоне акций «используются федеральные структуры». «Кроме того, настроения подогрело позорное снятие партии «Яблоко» с выборов в Законодательное собрание Санкт-Петербурга», - заметил Гарри Каспаров.

Сегодняшний день можно считать и первым днем, когда петербургским журналистам удалось в деле проверить новые серебристые жилеты. Большинство фотографов пренебрегло средством «защиты» и работало по старинке, а вот пишущая братия, не выделявшаяся из общей толпы пришедших большими фотоаппаратами и длинными объективами, все же по большей части была в спецформе.

Некоторые из коллег посмеивались над «ожелеченными», другие, из тех, кому их не досталось, завистливо говорили «повезло же вам» - вероятно, это были те, кто в общем пылу марша получил от сотрудников милиции дубинкой. Без происшествий, тем не менее, не обошлось: фотографа «Комсомольской правды» один из милиционеров наградил парой шлепков дубинкой по спине, когда тот пытался снимать в самой гуще событий; фоторепортер Европейского фотоагентства Анатолий Мальцев лишился дорогостоящей оптики – неизвестный в толпе просто скрутил объектив с запасного фотоаппарата. Не говоря уже о тех, кто по ошибке попал в милицию.

Фонтанка.ру

Ранее по теме:

"Марш несогласных" в комментариях

Фоторепортажи:

фоторепортаж с площади Восстания



Фото Марии Цыганковой, Ксении Потеевой и Замира Усманова

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close