Долгие годы правительство Швеции утверждало, что самолет DC-3 совершал тренировочный полет и в нарушение всех существующих международных конвенций был сбит советскими летчиками над нейтральными водами. В самом начале 90-х годов Советский Союз неожиданно для мировой общественности (но в духе начала первых лет перестройки) этот факт подтвердил. Однако затем настал черед «жеста доброй воли» со стороны Швеции, которая признала, что на борту сбитого русскими DC-3 находилось американское и английское оборудование для радиоперехвата, а сам самолет направлялся в сторону границы Советского Союза для выполнения разведывательного задания. Более того, выяснилось, что информация, собираемая экипажем самолета, передавалась в Великобританию и США. Неудивительно, что для многих шведов, воспитывавшихся в полной убежденности о нейтралитете своей страны, такое заявление оказалось сродни шоку.
После того, как летом прошлого года местоположение останков сбитого самолета было обнаружено, история пятидесятилетней давности вновь привлекла внимание как шведской, так и российской сторон. Помимо политиков, военных и историков темой всерьез заинтересовались журналисты, сделавшие попытку собственной реконструкции этих событий. Не осталось в стороне и Агентство журналистских расследований, оказавшее серьезную информационную поддержку группе шведских тележурналистов, которые в настоящее время завершают работу над съемками документального фильма о судьбе DC-3. По результатам работы с архивами журналистами АЖУРа были добыты интереснейшие подробности этой истории, с которыми читатели «Фонтанки.ру» смогут ознакомиться в ближайшее время.
Игорь Шушарин,
Фонтанка.ру
На снимке: копия рукописной схемы воздушного боя от 13.06.52 года, составленной капитаном Осинским – летчиком, сбившим шведский самолет.