Российский бюджет ежегодно будет терять примерно 300 миллиардов рублей из-за новых тарифов утилизационного сбора. Об этом «Фонтанке» 31 октября рассказали в Национальном автомобильном союзе (НАС).
Согласно подсчетам союза, даже при усредненном таможенном платеже в 800 тысяч рублей за ввозимый автомобиль, потери федерального бюджета будут составлять не менее 200 миллиардов рублей ежегодно.
«В реальности цифра будет намного значительнее: заметную долю ввозимых автомобилей составляет премиальный транспорт, где таможенные ставки составляют до 20 евро за каждый куб. см рабочего объема двигателя. Можно прогнозировать, что потери составят более 300 миллиардов рублей ежегодно», — отмечают в НАС.
По данным агентства «Автостат», за январь — сентябрь 2025 года частные лица ввезли в Россию 402 тысячи автомобилей, включая 80,9 тысячи новых и 321,1 тысячи подержанных. Среди них особую популярность приобрели мощные машины свыше 160 лошадиных сил, составив 72% от всех новых (58 тысяч авто) и 44% от подержанных (141 тысяча авто), что суммарно дало 199 тысяч таких машин.
Ожидается, что к концу года, до введения новых ставок утилизационного сбора, физлица успеют ввезти более 250 тысяч этих мощных автомобилей. При этом значительное повышение утильсбора сделает их импорт крайне невыгодным, ведь новые суммы для автомобилей мощностью от 160 до 190 «лошадей» составят:
Для двигателей до 2 литров:
• 750 тысяч рублей (за авто до 3 лет);
• более 1,2 миллиона рублей (за авто 3-5 лет).
Для двигателей 2-3 литра:
• 1,9 миллиона рублей (за авто до 3 лет);
• почти 2,9 миллиона рублей (за авто 3-5 лет).
Такие огромные расходы, считают в НАС, сделают ввоз автомобилей частными лицами экономически бессмысленным. В результате федеральный бюджет недополучит таможенные платежи, которые сейчас исправно поступают, так как импорт минимум 250 тысяч автомобилей будет прекращен.
Союз уже направил соответствующее письмо в Министерство финансов с просьбой скорректировать параметры бюджета России и предложить правительству отказаться от принятия поправок.
Напомним, что Минпромторг подготовил изменения, предусматривающие новую механику расчета утилизационного сбора: базовая ставка будет зависеть от типа и объема двигателя, а коэффициент — от мощности по прогрессивной шкале. При этом сохранится льготный коэффициент для тех, кто ввозит машины мощностью до 160 лошадиных сил для личного пользования.
Изначально планировалось, что новые правила вступят в силу с 1 ноября, но 31 октября Минпромторг сообщил, что изменения переносят на декабрь.
Больше новостей — в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». А еще мы создали канал в MAX, чтобы размещать там только эксклюзивный и действительно важный контент. Подписывайтесь — будем держаться вместе!














