Бизнес Не покупай, не поставляй, не инвестируй. Как бойкот ЕС ударит по петербургской ОЭЗ?

Не покупай, не поставляй, не инвестируй. Как бойкот ЕС ударит по петербургской ОЭЗ?

25 102
Не покупай, не поставляй, не инвестируй. Как бойкот ЕС ударит по петербургской ОЭЗ? | Источник: ИТАР-ТАСС / Юрий БелинскийНе покупай, не поставляй, не инвестируй. Как бойкот ЕС ударит по петербургской ОЭЗ? | Источник: ИТАР-ТАСС / Юрий Белинский
Источник:

ИТАР-ТАСС / Юрий Белинский

Европейский Союз запретил новые сделки с резидентами российских особых экономических зон, включая петербургскую. «Фонтанка» изучила, у кого из компаний в ОЭЗ «Санкт-Петербург» из-за этого могут расстроиться планы по расширению и партнерству с иностранцами.

Что именно запрещают российским ОЭЗ санкции ЕС

Новый 19-й пакет санкций Евросоюза ударил по российским особым экономическим зонам (ОЭЗ). Под ограничения попали московские «Технополис» и «Сколково», «Иннополис» и «Алабуга» в Татарстане, ОЭЗ в Липецкой, Ульяновской, Самарской, Калужской, Московской областях и Петербурге, а также Свободный порт Владивосток.

Теперь компаниям из ЕС запрещено:

  • приобретать или увеличивать имеющуюся долю во владении или контроле любого юридического лица, организации или бизнеса резидента, или чей офис, основное место деятельности или постоянное представительство расположены в ОЭЗ;

  • создавать любое новое совместное предприятие, филиал или представительство в ОЭЗ или с юридическим лицом, или организацией из перечня;

  • заключать любые новые договоры или соглашения на поставку товаров или услуг или передачу связанных с ними прав интеллектуальной собственности или коммерческой тайны для использования на территории ОЭЗ.

Кроме того, не допускается любое новое участие, создание совместных предприятий и предоставление финансирования предприятиям, созданным в пределах особых экономических зон или осуществляющим свою деятельность через них. Наконец, нельзя заключать новые контракты с такими предприятиями.

Кто в зоне риска в Петербурге

Особая экономическая зона Санкт-Петербурга работает с 2006 года. Ей принадлежат четыре площадки общей площадью более 337 га: «Нойдорф» (18,99 га, пос. Стрельна) и «Новоорловская» (163,33 га, Приморский район), «Шушары» (127,2 га) и «Парнас» (27,6 га), на территории зарегистрированы 67 компаний. За время работы ОЭЗ резиденты вложили в экономику города свыше 142 миллиардов рублей.

В пресс-службе Особой экономической зоны «Санкт-Петербург» сообщили, что пока не готовы комментировать попадание в санкционный список и взяли паузу, чтобы изучить пакет санкций.

Пока из формулировок документа можно предположить, что запреты распространяются как на сами ОЭЗ, так и на их резидентов. Но касаются они только новых инвестиций и договоренностей. Об уже существующих ничего не говорится.

Санкции обязательны для исполнения странами — членами Евросоюза, но есть масса примеров, когда они влияли на решения предприятий из других стран: например, после попадания под санкции «АвтоВАЗа» с российским автогигантом прекратил работать китайский партнер, вместе с которым он собирался выпускать в Петербурге автомобили Lada X Cross.

Так что повод для беспокойства есть у всех резидентов ОЭЗ с иностранным участием. А таких на территории ОЭЗ немало. К примеру, завод «Новартис Нева» (выручка 10,7 млрд рублей в 2024 году) на 75% принадлежит Novartis Lateinamerika AG и на 25% Novartis Overseas Investments AG — обе из Швейцарии.

Немедленно продавать российскую дочку не придется, а вот с поставками и лицензированием нового оборудования, а также с разрешением на использование других разработок материнской компании, вероятно, возникнут сложности. Продавать произведенные в России лекарства за рубежом тоже может стать затруднительно.

Проблемы с расширением бизнеса могут возникнуть у «ТР Инжиниринг» (выручка 111 млн рублей), она на 49% принадлежит японской компании Tokyo Rope, и компании «Русхлеб Исследования» (выручка 219 млн рублей), принадлежащей бельгийской Puratos. Ранее запуск второй очереди предприятия был сдвинут с 2021 года на конец 2025 года.

Прецеденты уже есть

Хотя прямые санкции в отношении Особой экономической зоны Петербурга ранее не вводились, но с 2022 года некоторые резиденты с иностранным участием приостановили развитие или даже отказались от реализации проектов.

К примеру, «Эскей Пиюкор Рус», которая на 100% принадлежит корейской SK Pucore, практически свернула деятельность: выручка упала с 1 млрд рублей в 2021 году до 8,5 млн в 2024-м. «АЙ ЭМ СИ станкоинструментальный завод», принадлежащий гражданину Армении, комитет по промышленной политике выселяет из ОЭЗ через суд: первая инстанция встала на сторону чиновников, но компания подала апелляцию. Впрочем, по данным СПАРК, деятельность она не вела, а 1 октября ее вовсе исключили из ЕГРЮЛ за предоставление недостоверных сведений.

Санкции ударили и по компаниям, принадлежащим россиянам. К примеру, у «Балтфармы» возникли проблемы с банковскими гарантиями, и пришлось искать новых поставщиков оборудования на замену швейцарскому и итальянскому. Проект сначала отложили, а потом юрлицо и вовсе приобрела компания «Р-Фарм» — для совершенно другого проекта.

Главный риск — «китайский след»

Но пока самыми тревожными выглядят перспективы научно-производственного центра на территории ОЭЗ в Шушарах, который власти Петербурга планируют построить для «Автозавода АГР». На эти цели получен казначейский инвестиционный кредит на 3,1 млрд рублей. Предполагается, что площадка будет заниматься разработками для локализации автомобилей, которые АГР собирается выпускать в партнерстве с одним из китайских автохолдингов. Локализация является ключевым условием для включения производства в контур специнвестконтракта, без которого выпуск машин экономически невыгоден. Таким образом, есть риск, что попадание ОЭЗ под санкции охладит инвестора из Поднебесной.

ПО ТЕМЕ
Лайк
TYPE_LIKE26
Смех
TYPE_HAPPY30
Удивление
TYPE_SURPRISED3
Гнев
TYPE_ANGRY7
Печаль
TYPE_SAD5
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
82
Гость
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
ТОП 5