
Презентация со стратегической сессии конференции «Формирование комфортной городской среды»
В Петербурге на конференции «Формирование комфортной городской среды» обсудили, как адаптировать благоустройство и инфраструктуру города к изменениям климата. Например, год от года увеличивается количество сильных дождей и подтоплений. Как учитывать это при проектировании парков, скверов и пешеходных зон?
Дождевые сады и больше деревьев
Конференция в 2025 году проходит в рамках общей темы «От центра в районы: локальная идентичность города». Тем не менее красной нитью через многие выступления проходила именно экологическая повестка. Даже говоря о формировании идентичности и развитии городов в целом, выступающие затрагивали и вопросы адаптации к изменениям климата.
Первой во время конференции этой повестки коснулась Лариса Канунникова — вице-президент Ассоциации ландшафтных архитекторов России, эксперт Министерства строительства и ЖКХ. До весны 2025-го она работала в петербургском комитете по благоустройству.
Во время своего выступления Канунникова рассказала об опыте благоустройства и развития таких городов, как Париж, Лондон, Нью-Йорк и Сингапур. Говоря о западных столицах, она привела пример успешного переосмысления пространств и их озеленения с помощью различных конструкций, контейнеров, в которые деревья могут быть высажены вместо земли.


Сингапур она описала как хороший кейс экологического урбанизма, который учитывает большое количество воды, отдает приоритет озеленению и удачно вписывает новые, стильные, экологичные объекты в городскую среду.
«Сингапур переосмыслил свою концепцию развития озелененных общественных пространств. Это, в общем-то, наши будущие водно-зеленые каркасы. Сингапур к этому прибавил новые технологии, новые территории, которые создали непрерывные зеленые зоны», — рассказала Канунникова.
Она отметила, что Сингапур демонстрирует пример и жесткого экологического законодательства. «Например, если вы строите дом, то обязательно то количество деревьев, которые вы вырубаете, должно потом находиться на территории этого дома. В виде вертикального отделения, на крыше этого дома. Это дополнительная возможность развивать город по концепции город-сад», — сказала Канунникова.


Она отметила пользу и актуальность таких технологий в благоустройстве и архитектуре, как сбор и использование дождевой воды, использование солнечных батарей, грамотный световой дизайн с учетом светового загрязнения, частичная интеграция явлений природы в помещения (например, это может быть водопад).
От международных кейсов она перешла к опыту Петербурга. Она подчеркнула, что, безусловно, здесь имеет большое значение историческая планировка города и памятники культуры, но город нуждается в развитии. В том числе с точки зрения экологии, по ее убеждению, важно благоустраивать заброшенные, бывшие промышленные пространства, подходы к воде, набережные. Современные экотропы позволяют людям в том числе в жаркую погоду спокойно проводить время в лесу, и это более бережное взаимодействие с природой, чем создание нового парка.

Она отметила, что в соответствии с современными экологическими технологиями планируется обустроить две зеленые зоны в Московском районе: так называемый Дизельный парк (новый парк в Дизельном проезде) и сквер у пересечения Дунайского проспекта и Пулковского шоссе.
«В Дизельном в первый раз мы делаем вот такой „парк-губку“. Там [за границей] „город-губка“, а у нас будет „парк-губка“. Собирается вода со всей территории, делается система островов, оформляется ландшафт. Уже сейчас жители просят как-то учитывать обилие воды, потому что существующие системы часто не справляются. Это будет новый подход, мировые тренды», — рассказала Канунникова в разговоре с журналистами.
«Работаем вместе с природой, а не против нее»
Полностью обсуждению адаптации к изменениям климату и контакту города с природой была посвящена сессия «Серо-зелёная инфраструктура существующей застройки». Профессор Лесотехнического университета Мария Игнатьева подробнее рассказала о концепции «города-губки», которую первым придумал китайский ландшафтный архитектор Конгжан Ю (Kongjian Yu). Перед тем как прийти к этой идее, он создал направление в ландшафтном дизайне «Искусство выживания», которое основано на изучении природных процессов и национальной идентичности.
«"Города-губки» делают акцент на внедрении экологических решений, основанных на мимикрии естественно-геологических циклов в городской среде. Главными действующими лицами здесь становятся водно-болотные угодья, водопроницаемые поверхности и дождевые сады, способные поглощать, фильтровать и сохранять дождевую воду», — рассказала Игнатьева.
Она отметила, что Китай поддержал модель «города-губки» на государственном уровне и активно внедряет ее. Это соответствует концепции экологической безопасности, в которой во главе угла — устойчивость, функциональность и экологичность, а не чисто декоративная эстетика.
Модель «города-губки» вызвала интерес и в Европе. Сейчас ей, по данным медиа, стараются следовать Копенгаген, Берлин, Роттердам и Милан.
Подробнее о том, как в Китае реализуют концепцию «города-губки» и адаптируют пространства к изменениям климата, рассказала замдиректора по планированию компании TURENSCAPE Цзинь Сяо. Она отметила, что в Китае (как и в России) бывают шквальные ливневые дожди, которые приводят к сильным подтоплениям и наводнениям. Вместе с тем имеет место нехватка чистой питьевой воды. Сбор и использование дождевой воды и организация дождевых садов помогают отчасти решить проблему.

«Территорию подтапливает, потом вода уходит [благодаря технологиям]. Мы работаем вместе с природой, а не против нее. … В этом и заключается идея „города-губки“. Среда поглощает воду, накапливает ее. И когда эта вода нужна, она заново выделяется и используется», — отметила Цзинь Сяо (перевод с английского).
Она подчеркнула, что в городе всегда должно оставаться место для естественных зеленых пространств, биоразнообразия, бережных технологий.
«Посмотрите пример. Были бетонные покрытия, мы их убрали. Деревянные мостки позволяют расти траве, цветам, и человеку передвигаться по ним безопасно», — сказала Цзинь Сяо.
Кроме того, она указала на то, что подобным практикам сейчас следуют и в других странах — таких как Бразилия и США, просто там это называется по-другому.
«Одно из наиболее опасных явлений — жара»
Алексей Саянов, президент Гильдии ландшафтных инженеров (ЛАИН) и ведущий сессии про серо-зеленую инфраструктуру, немного подробнее рассказал гостям о российских терминах, которые касаются регулирования водостоков, и пошутил на эту тему:
«Водно-зеленая структура — это у нас понятный термин. Санкт-Петербург всегда старается отличаться от других городов, поэтому здесь мы развиваем серо-зеленую инфраструктуру».
Действительно, это очень близкие понятия. Водно-зеленая инфраструктура — это система озеленения и водных объектов, созданная для управления поверхностным стоком с целью предотвращения затопления, частичной очистки воды, снижения теплового стресса, восстановления биоразнообразия, улучшения качества воздуха. Серо-зеленая инфраструктура — это интегрированный подход к системе водоотведения, который объединяет инженерные и природные элементы.

«Это могут быть и подземные системы хранения воды, и дополнительные элементы, удерживающие воду, встроенные в зеленую инфраструктуру. Мы добиваемся синергии природной и инженерной инфраструктуры и получаем увеличенный эффект», — отметил Саянов.
Он рассказал, как ландшафтные дизайнеры занимаются этим на практике. В частности, необходимо выявить конкретные зоны подтопления, оценить существующую ливневую канализацию и возможные риски, смоделировать нагрузку, выбрать оптимальные варианты. В качестве примера он привел опыт дизайнеров из Череповца. Кейсов по Петербургу найти пока не удалось.
Климатолог Артём Павловский из СПб ГКУ НИИПЦ Генплана подчеркнул, что городское правительство обязано формировать экологический каркас, поскольку это предписывает федеральный закон. Вся необходимая нормативная база для этого есть. Правда, нет конкретных требований к проектированию таких каркасов.
В Петербурге уже сформирована схема элементов экологического каркаса, но его границы еще уточняются и общая площадь пока неизвестна. Он включает в себя особо охраняемые природные территории и городские леса.
Павловский отметил, что зеленый каркас необходим в том числе для того, чтобы помочь людям пережить глобальное изменение климата.
«Одно из наиболее опасных природных явлений, которым подвержена территория нашего города, — это жара. И в последние десятилетия повторяемость данного опасного явления возросла в несколько раз. Более чем в три раза она возросла. Как раз развитие водно-зеленого каркаса — одна из мер по адаптации нашего города, нашего населения к глобальному потеплению», — сказал Павловский.
В качестве примера местности, где есть проблемы в жаркую погоду, Павловский привел МО «Остров Декабристов». Поскольку в городской среде там мало того, что могло бы ее сгладить, аналитика показывает неблагоприятные данные температур. Попросту говоря, камень и воздух нагреваются, и людям практически негде укрыться от этого.
«Только на очагах зеленых насаждений мы видим более-менее нормальные условия», — отметил Павловский.

Адаптация — это выгодно?
Современные экологические технологии учитывает в своей работе и петербургский Водоканал, поскольку это должно помочь тратить меньше денег на системы водоотведения. И, конечно, это важно с точки зрения безопасности.
«Мы уже лет шесть-семь занимаемся этим вопросом — адаптацией системы водоотведения к изменениям климата. В настоящее время уже закончили технико-экономическое обоснование этих мероприятий», — рассказал во время конференции замдиректора департамента анализа и технологического развития систем водоснабжения «Водоканала Санкт-Петербурга» Владимир Гвоздев.
Он отметил, что с изменением климата дожди начинают носить стихийный и случайный характер, поэтому обычные методы адаптации не подходят, просто заменить все сети было бы невозможно. Дополнительные трудности, по словам Гвоздева, создают уплотнительная застройка и использование покрытий, которые не пропускают воду.
Согласно аналитике Водоканала, более эффективному водоотведению помогают использование водопроницаемых (пористых) покрытий, озеленение и регулирующие резервуары.
«Регулирующие резервуары будут неотъемлемой частью нашей системы водоотведения. Особенность в том, что вода в резервуаре накапливается, а потом возвращается в систему водоотведения. Это позволяет сгладить ее работу», — сказал Гвоздев.
В рамках зеленых технологий существуют разные походы к тому, как дальше может быть использована или направлена собранная, например, дождевыми садами вода. В случае с садами и парками возможен последующий сброс чистой воды на рельеф либо использование ее для полива. С дорожными стоками история другая: таким же образом их применять нельзя, нужен хорошо работающий дренаж. Всё это способно сделать подход к решению вопроса с подтоплениями более умным и экономным — уверены участники конференции.
Ранее «Фонтанка» рассказывала о том, что в Петербурге хотят обновить план адаптации к изменениям климата.













