Общество Над тунеядцами сгущаются тучи. Где, кроме правительства Петербурга, поддержали идею о плате безработных за ОМС

Над тунеядцами сгущаются тучи. Где, кроме правительства Петербурга, поддержали идею о плате безработных за ОМС

52 279
Над тунеядцами сгущаются тучи. Где, кроме правительства Петербурга, поддержали идею о плате безработных за ОМС  | Источник: Дмитрий Духанин / «Коммерсантъ»Над тунеядцами сгущаются тучи. Где, кроме правительства Петербурга, поддержали идею о плате безработных за ОМС  | Источник: Дмитрий Духанин / «Коммерсантъ»
Источник:

Дмитрий Духанин / «Коммерсантъ»

Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко как чувствовала, что ее идея об обязании трудоспособных и безработных граждан платить за ОМС хотя бы 45 тыс. рублей в год, спровоцирует широкий резонанс, и все равно вызвала огонь на себя. Вообще-то государство уже давно подбирается к доходам «тунеядцев», однако только слова одной из самых влиятельных женщин страны запали людям в душу. Как итог — сотни комментариев и тысячи реакций в социальных сетях, десятки заявлений за и против на разных уровнях власти. «Фонтанка» собрала те из них, по которым можно попытаться угадать — пройдет ли инициатива дальше.

В чем идея

Валентина Матвиенко предложила Минфину подумать о возможности обязать неработающих граждан трудоспособного возраста платить за лечение по ОМС. А то, по ее мнению, получается несправедливо: «Те люди, которые честно работают, не в тени, получают зарплату, с их доходов работодатель платит медицинскую страховку, они содержат оказание медицинской помощи огромному количеству трудоспособных, неработающих просто так граждан».

Спикер Совфеда сразу оговорилась — о детях, пенсионерах, инвалидах и других людях, которые не могут работать в силу ограничений по здоровью, речь не идет. Остальные трудоспособные, с чьих доходов не делаются отчисления в Фонд ОМС, могут себе позволить найти 45 тыс. рублей в год (средний по России показатель) на медицину, в Москве — так точно.

«У меня есть такая идея. Работодатели за работников в среднем по стране платят медстрах 45 тысяч рублей. Скажите, пожалуйста, 700 тысяч неработающих в Москве — они могут 2 месяца поработать, чтобы заработать хотя бы 45 тысяч и заплатить эту среднюю страховку?» — задавалась вопросом Матвиенко на парламентских слушаниях по бюджету на 2026 год.

Пока шли слушания, резонанс рос, и к концу заседания она уже почувствовала потребность объяснить: «Мы никаких непродуманных решений в ущерб населению никогда не примем. Мы — не только власть, [но и] общество — должны себе ответить, как правильно и справедливо в этой ситуации поступить. И мы найдём такое решение совместно, безусловно». Проблема, по ее мнению, назрела и перезрела, она просто привлекла к ней внимание.

Как реагируют исполнители

Выступавший на парламентских слушаниях министр финансов Антон Силуанов, чье мнение хотела услышать сенатор, идею не прокомментировал. Хотя о назревшей проблеме он уже слышал — выступая на одной с ним сессии Московского финансового форума 19 сентября, возмущался несправедливостью мэр Москвы Сергей Собянин. По его словам, доступ к лечению по ОМС у всех одинаковый, а налоги граждане платят разные: одни — 47%, другие, как самозанятые, — 5%.

«Забавная картина получается. Человеку, который работает, пашет в поте лица, гарантировано обязательное медицинское страхование. Пенсионеру, который прошел трудовую деятельность, обеспечено. Простите, лоботряс, который ничего не делает и работать не хочет, — мы ему тоже гарантируем, причем даже не спрашивая его», — цитировал градоначальника РБК.

Злопыхатели скажут: «Москва — это не Россия». А что в Петербурге? Глава комитета финансов Светлана Енилина в ходе заседания городского правительства 7 октября инициативу спикера Совфеда поддержала и даже назвала вполне конкретные цифры.

«Мы полностью поддерживаем предложенную инициативу. Суммарно на три года на страхование неработающего населения предусмотрено 200 млрд рублей. В 2026 году — 63 млрд, в том числе 20,5 млрд рублей на страхование неработающих граждан трудоспособного возраста», — заявила чиновница.

Не отходя от кассы, на парламентских слушаниях выступил губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров. Он посетовал, что в 2024–2025 годах региональный бюджет из профицитного стал дефицитным. Доходы снизились, а расходы выросли в том числе за счет новых обязательств — край перечислил 50 млрд рублей на СВО и 10 млрд — на поддержку новых регионов, передает «Московский комсомолец».

«В Ставропольском крае… порядка 1,5 млн человек являются неработающим населением. <…> [Из них] порядка 350 тыс. человек — люди, которые находятся в возрасте от 23 до 60 лет, которые [на самом деле] работают. <…> То есть фактически 5 млрд рублей мы платим за тех людей, которые работают. <…> Налоговой инспекции… необходимо вместе с прокуратурой, с МВД на 50% сократить неработающее население в год», — цитирует губернатора ТАСС.

Также инициативу поддержал глава Костромской области Сергей Ситников: «[В стране есть] люди, которые получают реальные доходы, [они находятся] в сговоре с работодателем и ничего не отдают стране, не отдают своим гражданам». По его мнению, это — «латентные формы правонарушений». Поэтому он попросил подключить к решению вопроса не только Министерство труда и соцзащиты, но и налоговую с МВД. Если этим займутся три федеральные структуры с поддержкой губернаторов, проблему удастся решить, считает Ситников.

Кстати, персонально министр труда Антон Котяков «налог на тунеядство» не поддержал, но тут важна постановка вопроса. Если использовать именно такую формулировку, то меру не поддерживают 59% россиян, следует из июльского опроса ВЦИОМ.

Что говорят депутаты и общественные деятели

«Фонтанка» присмотрелась: кто из депутатов и общественных деятелей уже успел высказаться по поводу ограничений в праве использования полиса ОМС. Кроме этого, журналисты попробовали спросить мнение у нескольких благотворительных организаций, а также у уполномоченной по правам человека в Петербурге. На момент публикации материала озвучить позицию были готовы не все.

В фонде помощи больным раком AdVita относятся к возможным законодательным новеллам в сфере здравоохранения с тревогой.

«Когда речь заходит о лишении какой-то группы людей прав на получение бесплатной медицинской помощи, это вызывает сильное беспокойство. Жизненные обстоятельства бывают разными. Вариантов, почему человек не работает на данный момент, может быть бесконечное множество», — отмечает Алина Вилкова, финансовый директор фонда AdVita.

Она приводит пример, с которым сотрудники организации часто сталкиваются на практике.

«Многие родственники наших подопечных вынуждены оставлять работу, чтобы ухаживать за своими детьми (часто взрослыми), супругами и родителями. Формально они трудоспособные неработающие граждане, но всё свое время посвящают человеку, который серьезно болеет. И все средства семьи, как правило, тратятся на это же. Справедливо ли обязывать его платить за собственную медицинскую страховку?» — рассуждает Вилкова.

Инициативу воспринимают с грустью и сожалением в АНО медико-социальной помощи «Благотворительная больница». Директор организации Сергей Иевков отмечает, что, во-первых, не до конца ясны критерии «тунеядства»: кого именно будут ограничивать в правах? Если человек вовлечен в серую занятость по воле своего работодателя, то почему должен понести наказание только он, а не работодатель? Уже существует система контроля уплаты налогов и вывода бизнеса «на светлую» сторону — возможно, было бы достаточно совершенствовать ее.

«Люди часто не имеют возможности работать из-за проблем со здоровьем. Да, нам говорят, что права людей с инвалидностью ограничены не будут. Но как быть с теми, кто не установил группу инвалидности по бюрократическим причинам, а в реальности болен? Получается, он и не сможет установить группу инвалидности, потому что инвалидность оформляется в поликлинике по месту прикрепления полиса ОМС», — отмечает Иевков.

Он также напоминает, что льготные лекарства возможно получить только по системе ОМС, для направлений в интернат и другие подобные социальные учреждения тоже нужны справки из госучреждений, работающих по ОМС. Всего этого будут лишены люди, не способные платить, если будут приняты ограничения для безработных.

«Боюсь, мы много людей потеряем от болезней, потому что они в силу обстоятельств уже не могут работать и платить за медицину. Это будет болезненно для общества, для конкретных людей и их семей. Смертность может увеличиться. Как раз проблема некоторых наших пациентов — иностранных граждан, людей без гражданства — в том, что у них нет полиса ОМС, а нужен гемодиализ, плановая операция, и мы вынуждены переживать бессилие. И сейчас еще будет больше людей, которым мы не сможем помочь. Это очень печально», — говорит Иевков.

С осторожностью к новой инициативе отнеслась и депутат петербургского Заксобрания Ольга Штанникова. Она поделилась мыслями в своем блоге в Telegram:

«Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предлагает пересмотреть подход к обязательному медицинскому страхованию (ОМС) для неработающих трудоспособных граждан. Она считает, что те, кто не работает, способен заплатить лично за свою медицинскую страховку и тем самым снять нагрузку с региональных бюджетов. Меня волнует вопрос о неработающих женщинах, воспитывающих детей. В какую категорию они попадут?»

Депутат Заксобрания Андрей Рябоконь тоже увидел серьезные риски в возможных ограничениях в области медицинской помощи. Он предложил проанализировать идею с платным ОМС для безработных, даже не погружаясь в размышления о ее соответствии Конституции России — это на поверхности.

«Спикеры указывают на то, что лечение не работающих без уважительных причин граждан оплачивают работающие, а это несправедливо. И действительно, не очень справедливо. Но тогда, следуя данной логике, чтобы в полной мере обеспечить справедливость, необходимо возвращать средства работающим гражданам, если они в течение года не пользовались бесплатными медицинскими услугами», — отмечает Рябоконь, тут же намекая на то, что это выглядит скорее иронично.

«А если серьезно, то подобные инициативы могут ударить, прежде всего, по наиболее незащищенным категориям граждан: лицам без определённого места жительства, лицам, вынужденным перебиваться временными заработками, лицам, чьи работодатели уклоняются от их официального оформления. Как правило, это молодежь. Вот уж действительно тут следует семь раз подумать», — подчеркнул Рябоконь.

Депутат Госдумы Ярослав Нилов в разговоре с изданием «Подъём» обратил внимание на нормы Конституции России. В частности, в главном законе страны сказано: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».

В то же время, по мнению депутата, понятно желание регионов не нести лишние расходы за тех граждан, которые находятся в серой зоне и не платят налоги.

«Безработный безработному рознь. <…> Нужно определить категории официально безработных: к кому можно было бы применить предлагаемые идеи, сохраняя принцип справедливости и социальной защищённости. Но тему нужно обсуждать всесторонне. И главный момент: в случае неоплаты гражданином взноса на ОМС, вероятно, не будет оказываться помощь. Тогда возникает вопрос: а готов ли будет гражданин платить такие деньги для получения помощи в рамках ОМС, или он откажется и в случае чего пойдёт в платную клинику и платную услугу получит?» — задается вопросом Нилов. Он предложил уделить больше внимания медицинскому страхованию иностранных граждан.

Депутат Госдумы, зампред думского комитета по экономической политике Михаил Делягин в беседе с журналистами радио «Говорит Москва» отметил, что Фонд ОМС имеет профицит бюджета на ближайшие три года.

«Люди не работают по разным причинам, в том числе потому, что не могут найти нормальную работу. И, имея в федеральном бюджете 8,2 триллиона рублей неиспользованных остатков, которые вместо решения проблем отдали банкам для прокрутки, очень странно заниматься экономическими репрессиями, мягко говоря, в небогатой стране. В этой ситуации нужно думать, как повысить благосостояние людей, а не о том, как его понизить», — подчеркнул Делягин.

Депутат Госдумы Екатерина Стенякина в эфире «Радио России», наоборот, назвала предложение Валентины Матвиенко справедливым. Она отметила, что и сейчас медицинская помощь бесплатна только условно: за граждан платят взносы работодатели.

«Мы видим, что существует разрыв между отчислениями, которые платят работодатели, и всеми тратами, которые осуществляются на медицинскую помощь наших граждан. И вот этот разрыв пополняется из региональных бюджетов. <…> Это тоже налоговые отчисления, которые платят наши граждане. То есть работающий гражданин платит дважды вместе с работодателем. <…> Мне кажется, абсолютно справедливо, что неработающие граждане, которые находятся в трудоспособном возрасте, которые могут трудиться, должны нести какую-то ответственность финансовую», — сказала Стенякина.

Военкор Александр Сладков активно поддержал идею взимать плату с безработных граждан за медицинское страхование.

«Я за статью за тунеядство. Медицинскую страховку и бесплатное образование надо оплачивать. Да, бесплатная медицина бывает ужасна и кошмарна, это точно. Но в основном она своевременна и достаточна. Работать и платить налоги должны все либо просто платить налоги», — написал Сладков в своем блоге.

Он поделился историей о своем разговоре с одним другом — художником, которому он помог переехать в Москву. Тот однажды посетовал на то, что у него нет квартиры и в целом ничего нет. Сладков уточнил: чем тот занимался в 1990-е? И со своей стороны сказал, что сам «пахал, как папа Карло».

«Кто работает, тот имеет. Если ты таксист или ты плотник, плиточник, художник, если ты пашешь, как папа Карло, у тебя все есть. А если не работаешь, так откуда что возьмется. Поэтому народ нужно приучать к работе, к созиданию. Вот поэтому я говорю, что тунеядство — это зло для русского народа», — написал Сладков.

Он подчеркнул, что пользуется ОМС, ходит по улицам и городам, «которые построило государство», и вообще всё основное ему дало государство.

«Поэтому работать и платить налоги, я считаю, это правильно. Это наша первоочередная задача. Ну, после семьи и воспитания детей и охраны Родины», — отметил Сладков.

Должны ли безработные оплачивать ОМС?

Да, это будет справедливым
Нет, право на медицину гарантировано Конституцией
Я не определился

Больше новостей в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.

ПО ТЕМЕ
Лайк
TYPE_LIKE9
Смех
TYPE_HAPPY12
Удивление
TYPE_SURPRISED10
Гнев
TYPE_ANGRY334
Печаль
TYPE_SAD4
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
910
Гость
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
ТОП 5