
2025-й запомнится автолюбителям как год великого прощания. С автомобилем «среднего класса» и фантастическими распродажами, которые вынуждены были устраивать дилеры чтобы расшевелить продажи. Они уже начали дружно затягивать пояса в расчете вернуть упущенную маржу: за последнюю неделю от скидок на машины отказались 12 популярных китайских брендов. Дальше рынок ждет жесткая перезагрузка: он окончательно разделится на локализованных «фаворитов» и импортных «редких гостей» с запредельными ценниками.
Конец «халявы»
На российском авторынке начался виток подорожания. Если раньше дилеры заманивали покупателей щедрыми акциями, то теперь они скидки и распродажи у них дружно отбирают.
Многие начали с маленьких шажков, но нашлись и такие, у кого ценники сразу взвились на 200 тысяч рублей. Волна подорожаний накрыла 12 популярных брендов из представленных на российском рынке, по большей части это лидеры продаж, среди которых Haval, Geely, Chery, Changan, Jetour. И не только: в параде ценового шторма приняли участие даже белорусский Belgee и наш «отечественный» «Москвич», рассказал автоэксперт Олег Мосеев.
Чемпионом по масштабам «затягивания поясов» стал Changan, который разом отменил программы уценки на восемь моделей своего портфеля, включая популярные CS35 Plus, CS75 Plus и Uni-K. Эффект для кошелька покупателя ощутимый: теперь за ту же машину придется доплатить от 100 до 300 тысяч рублей. На этом фоне экзотикой выглядят точечные акции европейских марок Peugeot и Citroën, которые, наоборот, ввели скидки на отдельные комплектации.
Главный тренд очевиден, считает Олег Мосеев: распродажа остатков старых моделей завершена, а на новые партии машин автобизнес переходит с более высокими ценниками. Для покупателей это означает одно: в ближайшие месяцы тренд вряд ли развернется.
Несмотря на удорожание, первая неделя октября продемонстрировала резкий рост продаж по всем сегментам. В том числе, и интересующих нас новых легковых автомобилей было продано 41,3 тыс. машин, поделился директор «Автостата» Сергей Целиков. Этот результат на 28% лучше, чем неделей ранее. Для сравнения: последняя неделя сентября закрылась продажами в 32,3 тысячи штук.
Дилеры столкнулись с дефицитом
Резкий рост спроса и отмену скидок зафиксировали и в компании «Рольф». За первые шесть дней месяца число заключенных договоров выросло на 45% по сравнению с аналогичным периодом сентября, а трафик в салонах — на 31%. Особенно активно покупают машины параллельного импорта: здесь прирост составил 50%.
— Стоит отметить, что за последние две недели первого осеннего месяца и начало октября показатели очень похожи. Дело в том, что резкий рост контрактования в сентябре произошел после 12-го числа, когда инфоповод о возможном изменении расчета утильсбора стал активно появляться в СМИ. Поэтому в данном случае мы сравниваем с низкой базой начала прошлого месяца. А он был очень «рваным» и неоднозначным с точки зрения объема продаж, — поделился с «Фонтанкой» директор департамента продаж новых автомобилей компании «РОЛЬФ» Николай Иванов.
По его словам, рынок столкнулся с новым явлением — дефицитом складов. Ситуация с затовариванием, которая длилась всю первую половину года, улучшилась, и это привело к отмене скидок и росту цен. Это касается как официальных дилеров, так и параллельного импорта.
— Возможное изменение в правилах расчета утильсбора с 1 ноября сыграло свою роль, но склады начали «сдуваться» гораздо раньше, чем середина сентября. Этот инфоповод просто придал новый импульс, — отметил топ-менеджер.
На текущий момент доля автомобилей 2024 года в продажах не превышает 40%, а запас машин следующего, 2025 года оценивается всего в один месяц. Эксперт называет это «здоровой» ситуацией для рынка.
В «Рольфе» подтвердили, что уже убрали часть скидок. В компании подчеркивают, что рост цен на параллельный импорт — не следствие спекуляций дилера, а результат того, что поставщики заранее закладывают в отпускные цены будущие расходы из-за возможного изменения утильсбора.
— Наша норма прибыли осталась такой же, а поставщики изменили отпускную цену, — говорит Николай Иванов.
«Утиль» уже не шокирует
Несмотря на заявленный «виток подорожания» и отмену скидок, ажиотажного спроса на автомобили в Петербурге в начале октября не наблюдается, рассказал «Фонтанке» автоэксперт Денис Гаврилов. Рынок демонстрирует стагнацию, даже несмотря на две корректировки утильсбора, которые ожидаются уже в ноябре и с января 2026 года. Ключевым драйвером рынка стали не легковые машины, а легкий коммерческий транспорт, объясняет Гаврилов:
— Если смотреть на данные Минпромторга, то показатель сентября в Петербурге оказался лучше результатов августа, но всего лишь на 1%. И эту разницу обеспечили легкие коммерческие автомобили. Высокий спрос на них в сентябре — результат конца квартала, когда вырастает объем корпоративных закупок.
Утилизационный сбор — это фактически надбавка к цене автомобиля, которую производители и импортеры обязаны платить государству за будущую утилизацию машины. До недавнего времени при покупке автомобиля мощностью свыше 160 «лошадей» действовала льгота, позволявшая платить 3,4 тыс. рублей за новый автомобиль и 5,2 тыс. рублей за машину старше трех лет. Ее поэтапная отмена и могла стать драйвером будущего подорожания: с 1 ноября «утиль» для граждан при покупке машин с таким движком вырастет более чем в 200 раз. К примеру, для Geely Monjaro с ноября платеж составит почти 840 тыс. рублей, а с января 2026-го вырастет еще на 50%. В пересчете на конечную цену это все придется прибавить к стоимости нового автомобиля.
Почему же ажиотажа нет сейчас? Денис Гаврилов поясняет, что основной всплеск спроса пришелся на лето, когда о грядущих изменениях только объявили. Сейчас рынок «переварил» эту информацию, и большинство тех, кто хотел купить машину по старой цене, уже сделали это.
Структура предложения на авторынке города продолжает меняться. По оценкам Дениса Гаврилова, автомобили 2024 года выпуска сегодня занимают чуть меньше половины от всего объема предложения в Петербурге. А вот новинки — машины 2025 года — уже составляют чуть больше половины автопарка у дилеров.
Что касается общероссийских стоков, которые, по данным РИА, достигли 2,3 млн машин при спросе вдвое меньшем, прогнозы о росте переходящих остатков эксперт оценивает скептически:
— Навряд ли в конце года объем стоков будет выше того размера, который наблюдался в начале года. Думаю, что разница между этими показателями будет составлять минимум треть.
Отмена скидок утилизационного сбора для физических лиц уже не окажет шокового воздействия на рынок, считает аналитик. Ожидается, что объемы продаж в Петербурге в октябре и ноябре останутся близкими к значениям августа и сентября. А вот декабрьский результат будет напрямую зависеть от агрессивности сезонных акций и предложений от дилеров.
Пора возмещать потери
Российский авторынок вступает в фазу глубокой трансформации, отмечает директор по развитию компании «Автополе» Сергей Вайнер.
— Одновременно с ростом продаж рынок столкнулся с нарастающим дефицитом ликвидных моделей, что со стороны может выглядеть как ажиотаж. На этом фоне дистрибьюторы начинают постепенно отказываться от скидочных программ и поддержки кредитных ставок, что ведет к фактическому подорожанию машин для конечного потребителя, — говорит он.
Вопреки расхожему мнению, дилеры не повышают цены самостоятельно — они работают в рамках прайс-листов, установленных дистрибьюторами, — пояснил Вайнер. Последние действительно начали сворачивать программы поддержки, которые последний год позволяли удерживать цены на заманчивом уровне.
— Все больше дистрибьюторов приходят к решению, что пора хотя бы частично возмещать потери, потраченные за последний год на продажи, маркетинг и поддержки для клиентов, — отмечает Сергей Вайнер.
Следующим фактором роста цен станет корректировка утилизационного сбора, запланированная на 1 января. Однако, напомнил Сергей Вайнер, новые правила коснутся только тех автомобилей, которые пересекут границу после этой даты. Машины, уже стоящие на складах, удорожания избегут.
— Бренды, активно импортирующие машины, постараются усилить поставки до конца года, чтобы нивелировать эффект от новых сборов. Однако «плечо поставки» из Китая составляет минимум полтора месяца, что ограничивает возможности по быстрому наращиванию объемов, — говорит он.
Ждем перезагрузку рынка
Глобальных потрясений на авторынке до конца 2025 года не ожидается, однако игроков ждет несколько значимых инфоповодов, считает Николай Иванов. Это введение с 1 ноября новой формулы расчета утильсбора, а также увеличение с 1 января 2026 года НДС на 2% и одновременный рост тарифа самого утильсбора.
— Это окажет влияние на стоимость товара, этот момент нельзя сбрасывать со счетов, — предупредил он.
Оставшееся до конца года время рынок будет «живым» именно на фоне ожидания подорожания. В «Рольфе» считают, что итоговый объем рынка в 2026 году окажется лучше нынешнего, и прогнозируют продажи на уровне 1,4–1,45 млн новых автомобилей.
Структура этого предложения будет все больше меняться в сторону «китайцев», отмечает Денис Гаврилов.
Изменения в утильсборе, по сути, являются стресс-тестом для игроков. Факт сборки автомобиля в России станет критически важным для его конкурентоспособности, говорит Сергей Вайнер.
— Приближается момент, когда чисто импортные автомобили просто перестанут быть конкурентными, и это уже по сути реальность, — констатирует Вайнер.
Снижение проходного уровня баллов локализации до 1 500 баллов для компенсации 100% утильсбора дало дополнительный импульс этому процессу, отмечает он. При этом, говорит Сергей Вайнер, от полудюжины до дюжины лидирующих на рынке брендов будут чувствовать себя «очень комфортно» уже в 2026 году. Причина их уверенности — успешная локализация:
— Они успели, их модели производятся в России, и они либо уже получают стопроцентную капитуляцию через сборы, либо планируют это делать в 2026 году. Потребители не будут обделены предложением и не будут обижены резким ростом цены.
А вот чисто импортный автомобиль станет, увы, редкостью.
Больше новостей в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном.















