
В «Севкабель Порту» на праздниках отгремел музыкальный фестиваль Stereoleto-2025. Корреспондент «Фонтанки» послушал выступления и вместе со всеми отметил 70-летие Майка Науменко, попутно наблюдая за древнерусским рейв-хороводом.
В этом году у «Стереолета», несмотря на не располагающую обстановку последних лет, все-таки случился легкий интернациональный налет. Фестиваль открылся совместным сетом венгерского DJ Bootsie Trio и эстрадно-симфонического оркестра Петербурга, посвященным Беле Бартоку. Композитор-модернист, один из главных культурных героев Венгрии, осмыслял фольклор восточноевропейских народов, вершиной чего явился фортепианный цикл «Микрокосмос» — сборник миниатюр, пропитанный национальным колоритом. Спустя 100 лет за схожее переосмысление взялся основатель электронного трио Вилмош Шоймоши.
Вещи с его созвучного альбома Bartokosmos, скрепленные звучанием оркестра, разносились со сцены в полную мощь: «поддерживающий» аккомпанемент струнных прерывался перкуссионными сбивками и диджейским скрэтчингом, сквозь который слушатель, только-только подтягивающийся к «Севкабель Порту», угадывал мелодии вербункоша (жанр венгерской танцевальной музыки. — Прим. ред.).
Далее параллельно певцам купчинского счастья Billy’s Band на малых сценах отыгрывали монотонно эклектичные Rasputniki из Казахстана и клубный дуэт Halal из Израиля. Появление последних в тот самый день, ознаменовавшийся обострением отношений их страны с Ираном, было символично само по себе: как бы вне повестки, их пульсирующие биты, целиком построенные на ближневосточных мотивах, автоматически утверждали свое право на самодостаточность.
Ближе к концу выступления израильтян издалека заревели металлические гитары «Кирпичей», которые действительно тяжелы, даже если на них исполняются не песни для «школьничков», а композиции Майка Науменко. Здесь требуется пояснение: в этом году лидеру «Зоопарка» и примирителю русского слова с афроамериканским ритмом могло бы исполниться 70 лет. Но разговоры проходящих мимо посвященной ему инсталляции юных меломанов показали, что фигура Майка отзывается только в старшем поколении.
«МайкЛ Науменко. Знаешь такого?» — спросила девушка своего молодого человека, когда они шли мимо выставленных в центре маркета фотографий музыканта из 1980-х. «Не знаю», — ответил тот.
В связи с юбилеем Вася Васин в духе своего «старомодного угара» исполнил несколько сочинений поэта и был вынужден благоразумно предупреждать слушателя, что «Сладкая N» — не его, а Майка.
Эстетический перелом в мейнстримовую сторону на большой сцене случился ближе к восьми вечера. Вышла «Комната культуры» (барнаульский проект участника «Новой Фабрики Звезд» Евгения Трофимова), которая объявила себя «рок-группой для рок-аудитории» (видимо, потому что их гитары пропущены через дисторшн), но чьи песни — в основном о любви у моря — увы, сливаются в однородную массу. Засилие ударных — плотная бочка с резкими крэшами — и незамысловатое гармоническое построение, тем не менее, гарантируют им «вайбовый хук», собирая моментально стекающихся со всех уголков фудкорта слушателей («Голосок солиста — green flag», — прозвучало где-то в толпе). Их хит «Поезда» — тому подтверждение.
За сибиряками появился белорусский рэпер ЛСП, распевавший о любви к деньгам, беря высокие ноты с помощью фирменного автотюна. Свою главную балладу — «Маленький принц» — он посвятил почившему на днях Слаю Стоуну, легенде фанка, оказавшему большое влияние на хип-хоп.
Фестивальный день завершился грациозными танцами певицы Елки, перемежавшимися с ее сбивчивыми монологами.
Тема «Зоопарка» окончательно раскрылась на следующий день совместным усилием сначала джаз-ансамбля Dizzy Dutch Duck, созданного петербургским тромбонистом Антоном Боярских, и биг-бэнда Jazz Philharmonic Orchestra, а затем — Николая Фоменко и группы «Гарин и Гиперболоиды», возглавляемой сооснователем «Кино» Алексеем Рыбиным. Первые аранжировали «Лето» так, что, если не владеешь английским и никогда не был в Нью-Йорке, не узнать («На китайском нужно!» — выкрикнул находчивый ценитель), а вторые отыграли целую программу «Песни Майка», постоянно оговариваясь, что с этого-то все и начиналось (завсегдатаев Ленинградского рок-клуба, еще не забывших движения буги-вуги, было видно издалека).






Тем временем на сцене причала гремели проводники совсем другой, московской, рок-н-ролльной традиции: «Мегаполис» вспомнил постпанк-корни (к примеру, «Отсутствие» с их дебютника Нестеров и Ко не играли с конца 1980-х), своей коронной меланхолией разбавив постиронический настрой этого панорамного подмостка, заданный «Залпом» еще днем, а Антон Макаров благодаря ретро-гламуру и розам был по умолчанию беспроигрышен.
Оставшуюся часть программы главной сцены получалось угадывать по атрибутам, мелькавшим в толпе: залакированный ирокез, красная вышиванка, черная кожанка. Заостренный хаер намекал на нью-металлистов Jane Air, в тот субботний вечер смягченных духовой секцией Krewe Brass Band (коллектив с тем же Боярских), национальный прикид — на Нейромонаха Феофана, деланно окающего и верховодящего хороводом под «древнерусский» драм-н-бейс.
И, наконец, кожаные куртки, облепленные желтыми солнцами, указывали на «Кино». Их кульминационное выступление — сеанс ретроспективного караоке, когда даже на сцену смотреть необязательно. Эти народные шлягеры, сопровождаемые оцифрованным Цоем и обросшие еще большей дискотечностью, закрыли Stereoleto-25. Громче всего подпевали беззаботной «Видели ночь».
С погодой фестивалю повезло ровно наполовину: в первый день чуть моросил дождь, но зато второй оказался максимально знойным. Между 40-минутными сейшнами зрители играли в гольф, позировали друг другу у фотозоны, закупались майками «Буги-вуги каждый день» и распивали оранжевые коктейли. Отслушать все группы сложно — в графике много неизбежных наложений, потому приходится перебегать из павильона на причал и обратно. Главное — музыкальный спектр Stereoleto получилось сделать очень широким. Программа всех трех сцен была выстроена так, что каждый обязательно расслышал неизвестный ему до этого момента коллектив, чьи песни останутся с ним надолго.
Кирилл Самунин, «Фонтанка.ру»
Чтобы новости культурного Петербурга всегда были под рукой, подписывайтесь на официальный телеграм-канал «Афиша Plus».