
В глубинке Вологодской области есть место, где время замедляет ход. Это не музей с табличками «руками не трогать». Это «Приют старой техники в Бурцево» — дом для старых машин, каждая из которых дышит историей. Проект «Серебряное ожерелье „Фонтанки“ рассмотрел необычную коллекцию.
От мопедов до троллейбусов
Владелец «Приюта» — Артём Манчутин, водитель автобазы с 18-летним стажем. Его коллекция началась еще в детстве, с моделей «Жигулей», «Москвичей» и «Запорожцев», которые дарил отец. Даже если игрушка ломалась, мальчик бережно ее хранил. Повзрослев, Артём перешел к автомобилям в натуральную величину.

Артём не считает свою коллекцию старьем, для него она источник вдохновения и счастья
Первым стал маленький горбатый «Запорожец» с дверями, распахивающимися в обратную сторону. После него появился желтый «Москвич-2140» 1981 года (на фотографиях он с гербом СССР), Артём называет его «жемчужиной». На нем он выезжает каждое лето и исколесил более 100 тысяч километров по всей России по тематическим фестивалям.
«В свое время я купил его у одного дедушки в Москве за 3 тысячи рублей. Он долго уговаривал: возьми да возьми. Цена символическая, а у меня на тот момент было почти двадцать „Москвичей“. Думал, мол, ну куда, а получилось, что купил самого любимого», — делится Артем.

Официально приют ретротехники открыл свои двери в 2017 году. Число машин в нем давно перевалило за сотню.
«Если честно, я никогда их не считал. Что-то приходит, что-то уходит, передаю в другие коллекции. Здесь, видите, собрание начиная от трехколесных велосипедов и заканчивая автобусами, троллейбусами, грузовиками, гусеничными и колесными тракторами. Пара сотен единиц техники, наверное, есть», — полагает владелец.
И это, добавляет он, вместе с мотоциклами, мотороллерами, мопедами и велосипедами.

«Икарус» против самоката
На входе в «приют» разбегаются глаза, а мозг не успевает фиксировать раритеты. Пожарные машины, старые автобусы, «Победа» М20, грузовик «УралЗиС-5М», «Москвич-401», а еще Mercedes 230 как у Пугачевой, Renault 16 как у Высоцкого. Своих «питомцев» Артём бережно собирает с миру по нитке: одни выкупает, другие дарят неравнодушные к советскому прошлому владельцы, третьи выменивает у других таких же фанатов-коллекционеров.



Свои сокровища прежние владельцы оценивают совершенно по-разному, назначая для выкупа ценник от бросового до заоблачного.
«Дочка давно хотела самокат. Давай, говорит, купим — всего 10 тысяч. Меня аж наизнанку чуть не вывернуло от цены: одна десятая от „Икаруса“, Opel 1969 года взяли за 8 тысяч, а тут какой-то современный самокат. Нет, это не наш подход», — улыбается Артём.
В начале апреля коллекцию разбавил Datsun 180L 1977 года. А буквально на прошлой неделе в Бурцево «поселился» «сочный» оранжевый Chevrolet Suburban 1990 года с табуном «лошадей» под капотом. Как говорит Артём, чтобы выкупить его, пришлось продать шесть машин из коллекции и еще влезать в долги.






Есть здесь раритетная «Волга» — ГАЗ-21 первой серии. С момента выпуска в 1958 году она «пробежала» 360 тысяч километров. Активной жизнью машина жила и у прежних владельцев — семьи из Иваново: круглый год возила домочадцев, участвовала в выставках и фестивалях. В апреле прошлого года ГАЗ перебрался к Артёму, но даже сейчас машина на полном ходу и продолжает радовать посетителей.
Другие три приметные «жильца» приюта: оригинальный милицейский желто-синий мотоцикл «Урал» МПК-9 с коляской и две милицейские «Волги» — активные участники вологодских торжеств в честь Дня ГИБДД.
Автомобили бывшего мэра Вологды и директора вологодской филармонии тоже коротают свои дни в Бурцево. А вот с двухдверным кабриолетом Opel Olympia 1938 года Артему пришлось проститься: машину забрали в подмосковный музей.
«Конечно же, было очень много случаев, когда я не мог выкупить экземпляр — не хватало денег. В коллекционировании всегда так: кто раньше встал, того и тапки. Есть очень богатые люди, для кого цена не имеет никакого значения, и они покупают всё, что нравится. У меня же каждый экспонат — это тяжелый выкуп, порой очень многим приходится жертвовать, чтобы купить какую-то единицу», — признается Артём.
Впрочем, повода для грусти он не видит: «Железа на наш век хватит всем абсолютно». Были бы творцы, кто хочет этим заниматься.
Цена страсти
Назвать точную сумму, в которую обошлось собрание, коллекционер затрудняется. Для простого водителя автобазы, который зарабатывает только ездой и «халтурами», потратил на мечту «огромные деньги», признается он.
«Мой друг как-то считал, получилось то ли 23, то ли 25 миллионов. Одна голая земля была выкуплена за миллион, завозил для подсыпки щебень и гравий, строил навесы с мастерской. Сложно подсчитать, но навскидку где-то так», — делится он.

Прицениваться к коллекции у владельца нет никакой нужды — рассматривать предложения о ее продаже он даже не собирается.
«И речи об этом быть не может. Некоторые экземпляры как члены семьи. И ни под каким соусом не продаются и не раздаются. Я даже не буду рассуждать об этом, потому что это детище всей моей жизни», — ставит он точку в щепетильном вопросе.
Приют, а не музей
Ремонтировать машины приходится своими руками. Содержать их Артём старается в приличном и работоспособном виде — меняет разбитые фары, «шаманит» с железом. Проблем с поиском запчастей нет: это раньше приходилось всё искать по объявлениям в газете, сейчас частенько люди много полезного приносят сами, предлагают в мессенджерах или подбрасывают к воротам. Когда не хватает рук заниматься самому, везет «пациента» в автосервис, хотя и подумывает, чтобы построить свою собственную техническую базу.
Цели довести «старушку» до идеала Артём себе не ставит: он же коллекционер, а не реставратор.
«У меня даже на входе написано „приют“, а не музей. В музеях строгая концепция и политика становления, у меня же — то, что радует мой глаз. И в музеях всё за веревочкой, а у меня можно посидеть за рулем, погулять по салонам, вдохнуть ностальгию и ощутить себя водителем», — подчеркивает он.



Переводить приют на коммерческие рельсы Артём не хочет: это место для тех, кто, как и он, «болеет» старинными автомобилями. И хотя посетителей за выходные бывает до 100 человек, за вход они отдают цену одной чашки кофе: «Это малая часть помощи».
Чтобы содержать и пополнять коллекцию, признается Артём, приходится работать без выходных:
— Устаю безумно. И радуюсь безумно, потому что мне мое детище доставляет удовольствие, дает силы творить дальше. Мне даже во сне мой приют снится. И планов завязывать с ним у меня нет точно.
Других музеев технического толка во всей огромной Вологодской области, по словам Артёма, нет. И пока есть энтузиасты, «Приют старой техники» будет жить. Без оглядки на время.
Больше тайных троп, живых историй и необычных мест — в нашем Тelegram-канале «Серебряное ожерелье» с «Фонтанкой». Подписывайтесь, покажем то, чего нет в путеводителях: ваше следующее путешествие начинается здесь.