Общество Образ жизни Серебряное ожерелье «Даже во сне мой приют снится». Вологжанин собрал коллекцию из 200 ретроавтомобилей

«Даже во сне мой приют снится». Вологжанин собрал коллекцию из 200 ретроавтомобилей

15 758
«Даже во сне мой приют снится». Вологжанин собрал коллекцию из 200 ретроавтомобилей  | Источник: Артём Манчутин«Даже во сне мой приют снится». Вологжанин собрал коллекцию из 200 ретроавтомобилей  | Источник: Артём Манчутин
Источник:

Артём Манчутин

В глубинке Вологодской области есть место, где время замедляет ход. Это не музей с табличками «руками не трогать». Это «Приют старой техники в Бурцево» — дом для старых машин, каждая из которых дышит историей. Проект «Серебряное ожерелье „Фонтанки“ рассмотрел необычную коллекцию.

От мопедов до троллейбусов

Владелец «Приюта» — Артём Манчутин, водитель автобазы с 18-летним стажем. Его коллекция началась еще в детстве, с моделей «Жигулей», «Москвичей» и «Запорожцев», которые дарил отец. Даже если игрушка ломалась, мальчик бережно ее хранил. Повзрослев, Артём перешел к автомобилям в натуральную величину.

Артём не считает свою коллекцию старьем, для него она источник вдохновения и счастья | Источник: Артём МанчутинАртём не считает свою коллекцию старьем, для него она источник вдохновения и счастья | Источник: Артём Манчутин

Артём не считает свою коллекцию старьем, для него она источник вдохновения и счастья

Источник:

Артём Манчутин

Первым стал маленький горбатый «Запорожец» с дверями, распахивающимися в обратную сторону. После него появился желтый «Москвич-2140» 1981 года (на фотографиях он с гербом СССР), Артём называет его «жемчужиной». На нем он выезжает каждое лето и исколесил более 100 тысяч километров по всей России по тематическим фестивалям.

«В свое время я купил его у одного дедушки в Москве за 3 тысячи рублей. Он долго уговаривал: возьми да возьми. Цена символическая, а у меня на тот момент было почти двадцать „Москвичей“. Думал, мол, ну куда, а получилось, что купил самого любимого», — делится Артем.

Источник: Артём МанчутинИсточник: Артём Манчутин
Источник:

Артём Манчутин

Официально приют ретротехники открыл свои двери в 2017 году. Число машин в нем давно перевалило за сотню.

«Если честно, я никогда их не считал. Что-то приходит, что-то уходит, передаю в другие коллекции. Здесь, видите, собрание начиная от трехколесных велосипедов и заканчивая автобусами, троллейбусами, грузовиками, гусеничными и колесными тракторами. Пара сотен единиц техники, наверное, есть», — полагает владелец.

И это, добавляет он, вместе с мотоциклами, мотороллерами, мопедами и велосипедами.

Источник: Артём МанчутинИсточник: Артём Манчутин
Источник:

Артём Манчутин

«Икарус» против самоката

На входе в «приют» разбегаются глаза, а мозг не успевает фиксировать раритеты. Пожарные машины, старые автобусы, «Победа» М20, грузовик «УралЗиС-5М», «Москвич-401», а еще Mercedes 230 как у Пугачевой, Renault 16 как у Высоцкого. Своих «питомцев» Артём бережно собирает с миру по нитке: одни выкупает, другие дарят неравнодушные к советскому прошлому владельцы, третьи выменивает у других таких же фанатов-коллекционеров.

Источник: Артём МанчутинИсточник: Артём Манчутин
Источник: Артём МанчутинИсточник: Артём Манчутин
Источник: Артём МанчутинИсточник: Артём Манчутин
+1
Источник: Артём МанчутинИсточник: Артём Манчутин

Свои сокровища прежние владельцы оценивают совершенно по-разному, назначая для выкупа ценник от бросового до заоблачного.

«Дочка давно хотела самокат. Давай, говорит, купим — всего 10 тысяч. Меня аж наизнанку чуть не вывернуло от цены: одна десятая от „Икаруса“, Opel 1969 года взяли за 8 тысяч, а тут какой-то современный самокат. Нет, это не наш подход», — улыбается Артём.

В начале апреля коллекцию разбавил Datsun 180L 1977 года. А буквально на прошлой неделе в Бурцево «поселился» «сочный» оранжевый Chevrolet Suburban 1990 года с табуном «лошадей» под капотом. Как говорит Артём, чтобы выкупить его, пришлось продать шесть машин из коллекции и еще влезать в долги.

Источник: Артём МанчутинИсточник: Артём Манчутин
Источник: Артём МанчутинИсточник: Артём Манчутин
Источник: Артём МанчутинИсточник: Артём Манчутин
Источник: Артём МанчутинИсточник: Артём Манчутин
Источник: Артём МанчутинИсточник: Артём Манчутин
Источник: Артём МанчутинИсточник: Артём Манчутин

Есть здесь раритетная «Волга» — ГАЗ-21 первой серии. С момента выпуска в 1958 году она «пробежала» 360 тысяч километров. Активной жизнью машина жила и у прежних владельцев — семьи из Иваново: круглый год возила домочадцев, участвовала в выставках и фестивалях. В апреле прошлого года ГАЗ перебрался к Артёму, но даже сейчас машина на полном ходу и продолжает радовать посетителей.

Другие три приметные «жильца» приюта: оригинальный милицейский желто-синий мотоцикл «Урал» МПК-9 с коляской и две милицейские «Волги» — активные участники вологодских торжеств в честь Дня ГИБДД.

Автомобили бывшего мэра Вологды и директора вологодской филармонии тоже коротают свои дни в Бурцево. А вот с двухдверным кабриолетом Opel Olympia 1938 года Артему пришлось проститься: машину забрали в подмосковный музей.

«Конечно же, было очень много случаев, когда я не мог выкупить экземпляр — не хватало денег. В коллекционировании всегда так: кто раньше встал, того и тапки. Есть очень богатые люди, для кого цена не имеет никакого значения, и они покупают всё, что нравится. У меня же каждый экспонат — это тяжелый выкуп, порой очень многим приходится жертвовать, чтобы купить какую-то единицу», — признается Артём.

Впрочем, повода для грусти он не видит: «Железа на наш век хватит всем абсолютно». Были бы творцы, кто хочет этим заниматься.

Цена страсти

Назвать точную сумму, в которую обошлось собрание, коллекционер затрудняется. Для простого водителя автобазы, который зарабатывает только ездой и «халтурами», потратил на мечту «огромные деньги», признается он.

«Мой друг как-то считал, получилось то ли 23, то ли 25 миллионов. Одна голая земля была выкуплена за миллион, завозил для подсыпки щебень и гравий, строил навесы с мастерской. Сложно подсчитать, но навскидку где-то так», — делится он.

Источник: Артём МанчутинИсточник: Артём Манчутин
Источник:

Артём Манчутин

Прицениваться к коллекции у владельца нет никакой нужды — рассматривать предложения о ее продаже он даже не собирается.

«И речи об этом быть не может. Некоторые экземпляры как члены семьи. И ни под каким соусом не продаются и не раздаются. Я даже не буду рассуждать об этом, потому что это детище всей моей жизни», — ставит он точку в щепетильном вопросе.

Приют, а не музей

Ремонтировать машины приходится своими руками. Содержать их Артём старается в приличном и работоспособном виде — меняет разбитые фары, «шаманит» с железом. Проблем с поиском запчастей нет: это раньше приходилось всё искать по объявлениям в газете, сейчас частенько люди много полезного приносят сами, предлагают в мессенджерах или подбрасывают к воротам. Когда не хватает рук заниматься самому, везет «пациента» в автосервис, хотя и подумывает, чтобы построить свою собственную техническую базу.

Цели довести «старушку» до идеала Артём себе не ставит: он же коллекционер, а не реставратор.

«У меня даже на входе написано „приют“, а не музей. В музеях строгая концепция и политика становления, у меня же — то, что радует мой глаз. И в музеях всё за веревочкой, а у меня можно посидеть за рулем, погулять по салонам, вдохнуть ностальгию и ощутить себя водителем», — подчеркивает он.

Источник: Артём МанчутинИсточник: Артём Манчутин
Источник: Артём МанчутинИсточник: Артём Манчутин
Источник: Артём МанчутинИсточник: Артём Манчутин

Переводить приют на коммерческие рельсы Артём не хочет: это место для тех, кто, как и он, «болеет» старинными автомобилями. И хотя посетителей за выходные бывает до 100 человек, за вход они отдают цену одной чашки кофе: «Это малая часть помощи».

Чтобы содержать и пополнять коллекцию, признается Артём, приходится работать без выходных:

— Устаю безумно. И радуюсь безумно, потому что мне мое детище доставляет удовольствие, дает силы творить дальше. Мне даже во сне мой приют снится. И планов завязывать с ним у меня нет точно.

Других музеев технического толка во всей огромной Вологодской области, по словам Артёма, нет. И пока есть энтузиасты, «Приют старой техники» будет жить. Без оглядки на время.

Больше тайных троп, живых историй и необычных мест — в нашем Тelegram-канале «Серебряное ожерелье» с «Фонтанкой». Подписывайтесь, покажем то, чего нет в путеводителях: ваше следующее путешествие начинается здесь.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE64
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED2
Гнев
ANGRY1
Печаль
SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
20
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
ТОП 5