Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
FONTANKA
Погода

Сейчас-3°C

Сейчас в Санкт-Петербурге
Погода-3°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как -8

4 м/c,

сев.

759мм 73%
Подробнее
7 Пробки
USD 103,95
EUR 110,48
Общество «Сделали вид, что мы здоровы». После ликвидации уникальной петербургской школы её ученик пытался душить одноклассника

«Сделали вид, что мы здоровы». После ликвидации уникальной петербургской школы её ученик пытался душить одноклассника

22 920

В Петербурге ликвидировали школу, в которой особым детям помогали встраиваться в учебный процесс. Их перевели в учреждение в другом районе, но там они остались, как считают родители, без необходимой психологической поддержки и с дополнительной нагрузкой в виде долгой дороги на уроки. Результат — конфликт в классе с применением удушающего приема. Это не изменило мнения чиновников: если у непростых детей нет инвалидности, они могут учиться в обычной школе.

Заступился за одноклассницу

Первого декабря в классе центра образования № 173 произошёл конфликт между одноклассниками. Один схватил другого за шею и пытался душить. Происходящее школьники снимали на видео. Агрессор камеры не стеснялся, применяя силу, он спрашивал у одноклассника: «Как дела, братец?»

Источник:

Мама пострадавшего мальчика узнала о произошедшем от его одноклассников, которые стали звонить родителям. Четырнадцатилетнего подростка отвезли во вторую детскую больницу. После рентгена школьнику рекомендовали в течение недели носить воротник Шанца, а также на месяц ограничить физическую нагрузку.

По словам родителей, конфликтная ситуация в классе развивалась несколько недель. Нападавший подросток, лидер в классе, дружил с одноклассницей. Однако она в нем разочаровалась и перестала общаться.

Подросток трудно переживал разрыв с подругой и в ответ выливал в её сторону словесную агрессию. На перемене при других учениках, как рассказывают родители со слов своих детей, он стал угрожать девочке насилием. За школьницу заступился другой одноклассник, которого «лидер» схватил за шею и провел удушающий прием.

По словам родителей, в этот момент ни в классе, ни в коридоре не оказалось никого из сотрудников школы, поэтому дети стали звонить родителям.

Класс, в котором произошёл конфликт, полностью переведён из другого учреждения — 132-й школы. Её осенью ликвидировали. Родители уверены, уничтожено уникальное заведение, где помогали реабилитировать сложных детей, не сумевших по разным причинам приспособиться к стандартным школьным будням. Некорректная реорганизация и привела к возросшей агрессии.

«Учителя не справляются с этими детьми, — говорит Ольга. — С этими детьми нужен другой подход. Они [в 173-й школе] решают проблему как? Если ребёнок трудный, значит ему нужно объяснять по-взрослому. С ними так нельзя, с ними нужно по-другому. Их нужно уговаривать. Они другие дети, и перед фактом их ставить нельзя».

Чем известна 132-я школа

132-я школа основана в середине 90-х при центре восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени Мнухина. Идея создания такого учреждения была в том, чтобы в одном здании соединить обучение и реабилитацию. В школу принимали детей интеллектуально сохранных с различными психическими расстройствами.

«Решили попробовать такой проект, где дети будут получать медицинское сопровождение с большим количеством специалистов: врачи-психиатры, логопеды, то есть это был целый медицинский комплекс. И обязательно педагогический состав, включая сопровождающих специалистов — это воспитатели, группа продлённого дня, различные кружки и тому подобное», — рассказывает педагог-психолог Марина Колмыкова, проработавшая в учреждении 26 лет.

До 2012 года школа носила статус коррекционной. По данным СПАРК, в 2013 году школу передали городу и её учредителем стал комитет про образованию. По бумагам из коррекционного учреждение стало общеобразовательным. Однако школа продолжала обеспечивать психологическую реабилитацию. Дети, которые в неё поступали, состояли на учете в психоневрологических диспансерах.

«Нам удавалось, в общем-то, успешно адаптировать детей до общеобразовательных учреждений. Это был уникальный опыт», — отмечает Колмыкова.

К 2023 году ситуация по документам сложилась таким образом, что на территории медицинского учреждения работала общеобразовательная школа. Детей сюда принимали по направлению из ПНД. Их переводили из обычных школ. Обучение проводилось с 5-го по 9-й класс. Затем школьники могли поступить в колледж.

В 2022 году в школе оставалось 185 учеников. В отчете на сайте учреждения говорится об уменьшении числа детей из-за «изменения приоритетов в деятельности ЦВЛ «Детская психиатрия имени С. С. Мнухина».

Школа без площадей

Родители стали протестовать против реорганизации ещё летом. Тогда в СМИ вышло несколько публикаций. Однако они не повлияли на уже запущенный процесс.

В комитете по образованию «Фонтанке» уточнили, что центру Мнухина понадобились помещения «для расширения оказания помощи больным детям». В Смольном приняли решение о реорганизации школы. Так как она не имела собственного здания, то учеников и педагогический состав должны были присоединить к центру образования № 173. Эта школа реализует в том числе коррекционные программы и адаптированные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья.

«Обучающиеся центра образования № 173, ранее состоявшие в контингенте школы № 132, имеют интеллектуальное развитие, соответствующее возрастной норме, а зачастую высокой норме, и не относятся к категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», — добавили в комитете по образованию.

Дети из 132-й школы не имеют инвалидности, однако состоят на учете в ПНД, объясняет мать школьника Олеся.

«Психиатрия не имеет права разглашать официально диагнозы, поэтому комитет образования сделал вид, что мы здоровы. Для того чтобы открыть диагноз, надо запросить разрешение у родителей. Такого запроса не было сделано. Все дети имеют абсолютно точно психиатрические расстройства, у меня в выписке ребенка это все написано. У них у всех педагогическая запущенность, все они не умеют вести себя в конфликтных ситуациях и так далее», — говорит петербурженка.

Если раньше дети ходили в школу на Свердловской набережной, то теперь вынуждены ездить на Петроградскую сторону. По словам Олеси, у некоторых на дорогу уходит больше часа, после этого нужно ещё ехать на реабилитацию в корпус центра Мнухина на Чапыгина. С такой нагрузкой, по мнению родителей, занятия со специалистами неэффективны.

По факту реорганизации прокуратура провела проверку. Ведомство выявило ряд нарушений: не были оценены возможные социально-экономические последствия реорганизации, в протоколе по итогам заседании комиссии по реорганизации указан чиновник, который находился в отпуске. Кроме того, в 132-й школе не обучалось ни одного школьника, проживающего на Петроградской стороне, куда теперь нужно ездить на уроки. К первому сентября процесс реорганизации не успели завершить, и 48 детей из 132-й школы оказались не зачислены ни в одно из учреждений. Также были зафиксированы санитарно-эпидемиологические нарушения. Прокуратурой вынесены представления директору 173-й школы, вице-губернатору Ирине Потехиной.

Сейчас процесс реорганизации завершен. Юридическое лицо 132-й школы ликвидировано. Но родители и преподаватели оспаривают этот процесс в суде. По словам педагога-психолога Марины Колмыковой, в центре образования № 173 укомплектован штат и специалистам из 132-й школы предложили другие должности, а позже часть из них сократили.

«Двенадцатого октября нам вручили уведомления о сокращении, — отмечает Колмыкова. — Предлагали, конечно, другие формы работы, но я как высококвалифицированный специалист в своей области не считала нужным идти работать по другой профессии. Предлагали методическую работу, но я умею работать по своей специальности, знаю, как работать с трудными детьми».

Директор центра образования № 173 на запрос «Фонтанки» не ответила. В администрации Петроградского района к моменту публикации не предоставили ответ на запрос.

Лена Ваганова, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
106
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях