Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Кино Куда пойдем сегодня «Американская предательница»: Хроника пикирующего пропагандиста

«Американская предательница»: Хроника пикирующего пропагандиста

23 790

Несмотря на отключение российского кинопроката от мирового контекста, на стриминговых платформах вышел пугающе актуальный фильм с Аль Пачино.

Если кто и выиграл от ухода с российского рынка прокатных компаний-мейджоров, то только эта картина. Не будь спецоперации, на фоне цветущей весны, «Бэтмена», «Фантастических тварей» и других хитов «Предательницу» просто никто бы не заметил. Разве что отметили бы, что старик Аль Пачино еще снимается, да благословит судьба его седины. В гулкой тишине и в состоянии подавленности, когда большинству вообще-то совсем не до кино, «Предательница» производит эффект куда более значительный.

Режиссер и сценарист Майкл Полиш (фигура не самая яркая, разве что его «Биг-Сур» запоминается) перенес на экран известную в Штатах, но почти не распространившуюся за их пределами реальную историю. После Второй мировой в Америке проходил громкий судебный процесс: актрису и певицу Милдред Гилларс обвиняли в измене, предательстве, пособничестве нацистам. Обвинение требовало смертной казни. А все потому, что актриса-неудачница, не добившись успеха дома, отчалила в Европу, где долго скиталась, пока не осела в Дрездене, где собралась изучать музыку. К тому моменту в стране уже установилась власть нацистов, и вскоре Гилларс предложили работать на правительство: вести передачи на английском языке, в которых она бы обращалась к американским солдатам. Агитировала их сдаваться в плен, не воевать с немецкими «братьями по оружию».

Вся эта история в «Предательнице» показана лишь ретроспективно, в качестве флэшбеков, обрывочных видений. Само же по себе действие фильма разворачивается уже во время судебного процесса, когда взятая в плен Гилларс была доставлена в Америку. Отчасти фокус на суде объясняется первоисточником: Полиш написал сценарий на основе воспоминаний помощника адвоката обвиняемой, Уильяма Оуэна. А главным героем здесь по той же причине стала не сама Гилларс, а ее защитник, единственный согласившийся представлять интересы обреченной на виселицу преступницы Джеймс Лафлин.

1 из 7

Его роль Полиш выдает Аль Пачино, и такого материала у актера, конечно же, не было очень и очень давно. Может, вообще со времен «Запаха женщины». Лафлин у него не только азартный чудак, ворчливый и колоритный старик, который любит рисковать, не только яркий характер. Сам по себе образ Лафлина несет важнейшую смысловую нагрузку.

Естественно, все вводные дела указывают на одно: Гилларс — преступница, она сотрудничала с людоедским режимом, оправдывала его преступления, сочиняла небылицы для американских солдат. Адвокат же доказывает присяжным (а Аль Пачино — зрителям) что она, скорее, жертва. Наивная девушка, жертва семейного насилия, которая попала в незнакомую страну и стала орудием в руках бессердечных манипуляторов. Глупости и басни, которые она вещала из берлинской студии, безусловно, преступны, но были сочинены лично Геббельсом. Она лишь наделяла их своим голосом, произносила на чистом американском английском, давала им какую-то долю достоверности. И только в этом она виновата.

Лафлин победил на том процессе. Он спас Гилларс от казни, и она оказалась едва ли не единственной пропагандисткой, избежавшей виселицы. Но Милдред отправилась в тюрьму, где провела почти двадцать лет. Потом тихо работала учительницей в провинциальной школе.

Ожидаемо самая мощная сцена «Предательницы» — финальный страстный монолог адвоката в исполнении Пачино. Актер убедительно и ярко говорит о многом. О милосердии, которое выше справедливости, о том, что Милдред не была виновницей чьей-либо смерти, что это не она, а лишь созданный актрисой образ пытался оправдывать нацистов перед американскими солдатами. Но главное — казнь сама по себе не гарантирует того, что человечество усвоит страшный урок. Скорее наоборот, позволит его поскорее забыть и превратить в красочное зрелище, кровавое торжество справедливости.

Да и вообще, ничто не застрахует человечество от того, что где-то люди поверят психопату-популисту и будут оправдывать массовые убийства какими-либо светлыми и логичными идеями. Открытый судебный процесс и справедливое наказание же позволят говорить о мере ответственности всех и каждого. А еще помогут понять, как так вышло, что милая девочка из глубинки стала соучастницей омерзительного преступления против человечества, добровольно скормила себя монстру и подарила весь немногий талант, которым обладала, праву одним убивать других.

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
9
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях