Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Город Туалетные войны. Как на Дворцовой площади по большой нужде сошлись бизнес и государство (фото)

Туалетные войны. Как на Дворцовой площади по большой нужде сошлись бизнес и государство (фото)

37 240
автор фото Михаил Огнев / «Фонтанка.ру» / архив

ГУП «Водоканал СПб» не долго горевал из-за поражения в конкурсе на право установки туалета под стенами Эрмитажа. Пусть частник оказался проворнее в торгах на право аренды 40-метрового участка — зато монополист умеет получать такие без конкурса. К тому же его расходы субсидируются из казны, а значит, цена будет заведомо меньше, чем у соседа.

Триумфальное возвращение передвижного туалета «Водоканала» на автоприцепе к Эрмитажу стало одной из глав эпического романа о борьбе маленького предпринимателя с огромной машиной госмонополиста — эта штука посильнее драйзеровского «Финансиста» будет.

Петербурженка Анастасия Сергеева ведет бизнес по обслуживанию туристов давно. В основном это общепит на колесах возле достопримечательностей. В прошлом году, когда Смольный объявил конкурс на право аренды участка под общественный туалет в самом «козырном» месте — напротив Эрмитажа, она решила рискнуть. За возможность на три года поставить там «удобства» пришлось поторговаться с самим «Водоканалом». Его прицеп стоял там много лет. Но ввязываться в борьбу с мелким ИП городской монополист не стал. Стартовая цена с нестрашных вроде бы 24 тысяч рублей выросла всего до 27 тысяч, и ИП Сергеева заключила договор с городом.

Случилось это почти год назад, 14 сентября, а уже 16-го комитет по контролю за имуществом Петербурга привлек к административной ответственности оператора давно работавшего там туалета с логотипами «Водоканала» и добился в конечном итоге его вывоза с Дворцовой площади. Иначе, конечно, частному предпринимателю не было никакого смысла там работать: у монополиста цена неконкурентная — 30 рублей. Более того, все расходы на содержание общественных туалетов город «Водоканалу» компенсирует. Так, в бюджете-2021 на это заложено 338,6 млн рублей. К тому же он может подключаться к своим же сетям для подачи воды в туалеты и откачки того, что там в процессе эксплуатации получается. Ну и с подключением к электричеству, как правило, «Водоканалу» попроще бывает. К примеру, в данном случае даже нового подключения получать не пришлось — кабель протянули от ближайшего фонтана в Салтыковском саду, на который «Водоканал» уже давно получил мощности. Нарушений тут нет, заверили в ГУП, все оформлено по закону, и электричество оплачивается по счетчику.

Всех этих благ у ИП нет. Подвозить воду и откачивать нечистоты ассенизаторской машиной из туалета приходится за свой счет по коммерческим ценам. Последнее, к примеру, по 970 рублей за кубометр — почти вдвое дороже, чем установленные расценки у «Водоканала». Электричество — генератор. Потому что точку подключения-то Анастасии Сергеевой дали, но в довольно сложном месте — в подвале Эрмитажа. «В связи с затяжным (а может, и нереальным) согласованием — проблема заключается в протяжке кабеля под землей от Эрмитажа до объекта — пока временно было принято решение питаться от генератора», — рассказывает предприниматель.

Еще один крупный источник расходов — монтаж самого туалетного павильона. Он — ну уж как сумели — стилизован под окружающую классическую архитектуру и обошелся Анастасии в 3 миллиона рублей. Так что, если потребуется ответ на вопрос, почему у нее услуги туалета дороже, чем у «Водоканала», что сказать, она найдет. Ну и, соответственно, почему она не может выдерживать конкуренции с таким соседом.

Выдворять прежний туалет монополиста пришлось с приключениями. К делу подключался и комитет по контролю за имуществом, и полиция. Сотрудники УМВД по Центральному району убедились, что он стоит там без законных оснований, и возбудили дело об административном правонарушении. А комитет даже выписал было штраф на 50 тысяч рублей оператору этого туалета.

Тут необходимо сделать важное отступление. Забегая вперед, отметим, что штраф был опротестован в суде, но важно, что выписали его вовсе не «Водоканалу», а ООО «Антарес». Именно его сотрудники трудятся за окошком туалетных касс, и кассовые чеки выбиваются посетителям именно от имени этой фирмы. Почему так — отдельная новелла.

Дело в том, что сам «Водоканал» никогда де-юре не обслуживал общественные туалеты со своими логотипами, хотя получал на это субсидию из бюджета и даже специальный тариф от Смольного. Слишком уж это непрофильный и хлопотный вид бизнеса. До недавних пор многие годы конкурсы монополиста на это выигрывали коммерческие структуры, получавшие компенсацию, примерно равную субсидии. До 2018 года много лет такой фирмой было ЗАО «ТЕРЕС-1Т». Петербургские журналисты видели в числе его конечных владельцев людей с фамилией Кармазинов — такой же, как и у прежнего, покойного ныне главы «Водоканала» Феликса Кармазинова. Не стало его, и «Терес-1т» почти сразу потерял контракт. Уже в 2019 году его выиграло ООО «Кварта» предпринимателя Дмитрия Бутника. У него большой бизнес — более чем на миллиард в год — по обслуживанию помещений крупных предприятий, в основном энергетических: «Россети», «Петроэлектросбыт», «ФСК ЕЭС» и прочие. Знатоки петербургского экономического ландшафта гадают по этим названиям, кто стоит за успехами Дмитрия Бутника, но все впустую. Подсказкой могло бы быть то, что когда-то давно у «Кварты» был общий акционер с таким ЗАО «Энергия холдинг», которое сейчас известно под названием АО «Петербургская сбытовая компания». Но это все дела давно минувших дней.

Как бы то ни было, в 2019 году «Кварта» получила подряд на 300 с лишним миллионов на обслуживание петербургских общественных туалетов. Причем не одна. Специально для участия в том конкурсе было создано простое товарищество в составе этой компании и ООО «Антарес». Как следует из материалов арбитражного суда, на котором оспаривался прошлогодний штраф от ККИ, именно «Антарес» и должен заниматься обслуживанием туалетов, подряд на которые получила «Кварта». И поэтому штраф был адресован именно ему. Стоит повториться: «Антарес» сумел в суде доказать, что ничего не нарушал, а лишь исполнял заложенные в договор обязанности. К примеру, собирал плату. Сколько — вопрос, наверное, не столь важный, но раз уж в открытых документах есть такая цифра, можно ее и назвать. К примеру, за довольно кислый с точки зрения наплыва туристов в городе — основных потребителей общественных туалетов — август 2020 года все передвижные автомобильные модули «Водоканала» (их 20 штук по всему городу) принесли в кассу «Антареса» почти 12 миллионов рублей, которые полностью были перечислены на счета «Водоканала».

В любом случае стоит констатировать: нарушений «Антареса» в том, что туалет «Водоканала» стоял без согласования на Дворцовой, нет. Более того, полностью по закону монополист в ночь на 23 августа 2021 года поставил и новый, а вернее, вернул старый автокомплекс к стенам Эрмитажа. А то, что цена у него не 50, как у соседа, а 30 рублей, — тоже не его прихоть, этот тариф устанавливается в Смольном. И как бы ни горько было разочарование Анастасии Сергеевой, пенять на какие-то нарушения в данном случае ей не приходится.

1 из 5
Источник:

Дело было так: проиграв конкурс КИО в августе прошлого года и будучи вынужден под нажимом ККИ и ГУ МВД убрать свой туалет с Дворцовой, «Водоканал» не опустил руки. Уже в мае 2021 года он получил распоряжение того же КИО, что передал его плацдарм частному конкуренту, о том, что соседний — в нескольких метрах — участок в те же 40 м2 также передается в аренду ГУП под туалет. Никакого конкурса для этого проводить не пришлось, земля была выделена на основании положений Земельного кодекса и городского закона № 288–48 от 2015 года. В которым черным по белому написано: под общественные туалеты земля в аренду передается без конкурса. Срок — те же три года, что и у ИП Сергеевой.

У «Водоканала», к слову, свои причины для возмущения. Они обнаружили, что выданный им в мае этого года участок частично занят павильоном Анастасии Сергеевой. Выходит, это она теснит прицеп монополиста, а не он ее. Заявление об этом нарушении также было направлено в 78-й отдел полиции УМВД России по Центральному району, сообщили «Фонтанке» в ГУП, но, чтобы не ждать, пока жернова правосудия перемелют эту несправедливость, было принято решение поставить свой объект боком, для предоставления услуг общественного туалета гостям и жителям города на предоставленном в аренду земельном участке.

Есть резон и в том, чтобы настаивать на работе своего объекта именно в этом месте. Ведь Дворцовая площадь, объясняют в ГУП, притягивает тысячи туристов, и их хватит на оба туалета. А качество обслуживания на самом значимом месте в городе — у Эрмитажа — критически важно для имиджа всего Петербурга. Все это время у «Водоканала» работал точно такой же туалет-прицеп на Дворцовой — со стороны Певческого моста. Однако количество жаждущих воспользоваться его услугами клиентов таково, объясняют на предприятии, что приходится расширяться. А место, которое было запрошено в мае у КИО, — идеально с точки зрения присоединения к сетям, никакого злонамеренного желания навредить частному оператору «Водоканал» не преследовал.

Анастасии Сергеевой же приходится сейчас тщательно формулировать свои конкурентные преимущества, раз они точно не относятся к стоимости услуг. «Самое большое преимущество наше — внешний вид, — заявляет она. — Также наш туалет приспособлен для обслуживания маломобильных групп, чего нет в объекте «Водоканала». Также, в отличие от него, мы принимаем к оплате банковские карточки, а у него — оплата только наличными».

Но все это, конечно, кажется бравадой. Предприниматель отчетливо понимает, что лишится как минимум половины, а скорее всего, куда большей доли выручки. Сейчас она составляет примерно 15–20 тысяч в удачный день. Если это поделить на 2, о прибыли можно забыть.

«Увидев на торгах земельный участок в самом сердце нашего города, я была уверена, что городу нужен достойный объект. Взяв кредит, я построила красивый объект в стилистике Дворцовой площади, вложила душу, чтобы было приятно жителям и гостям нашего города. Но «Водоканал» решил, что деньги важнее внешнего вида центра нашего города, и разместил ржавый, облезлый прицеп, из которого торчат шланги, уходящие в канализационные люки», — не сдерживает эмоции предприниматель.

«Любой предприниматель, участвуя в городском тендере, здраво оценивает свои финансовые возможности — необходимость исправно платить арендную ставку, затраты на строительство и эксплуатацию объекта. Также он оценивает и конкурентную среду, — рассуждает Сергеева. — В данном случае я оказалась заложником внезапно возникшего конкурента. Абсурдность его появления (вне тендера, вне здравого смысла распоряжения земельным участком) повлечет для меня очевидные убытки в виде падения прибыли или сведения ее в ноль. У меня нет возможности подключиться к канализации, принадлежащей «Водоканалу», вода для смыва и отходы вывозятся автомобилями иных частных коммерческих организаций, что обходится очень недешево, и я, к сожалению, не могу напрямую конкурировать с монополистом и собственником всей канализации Петербурга».

В КИО разводят руками: закон есть закон, отказать «Водоканалу» чиновники не имели права. И лишь констатируют: «Договор аренды земельного участка площадью 40 кв. м по адресу… заключен с ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ и пункта 6 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 03.06.2015 № 288–48 сроком на три года для размещения туалета общего пользования. В отношении участка 02.06.2021 осуществлен кадастровый учет с присвоением кадастрового номера».

Что теперь делать ИП, испытавшему на себе особенности инвестиционного климата Петербурга, чиновники не говорят. Правда, по информации «Фонтанки», сейчас в имущественном блоке Смольного по итогам, в том числе этого кейса, принято принципиальное решение о подготовке проекта изменений в нормативно-правовые документы, которые бы позволили сдавать землю под туалеты только по итогам торгов.

Денис Лебедев, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
100
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях