17

Смольный паркует фудтраки на ярмарках. Новый формат торговли на низком старте

Власти Северной столицы рассчитывают в ближайшее время ввести рестораны на колесах в контур нестационарной торговли. Частные инициативы фудтрачных ярмарок пока пробуксовывают из-за бюрократических сложностей.

Фото: Эмин Джафаров/«Коммерсантъ»
ПоделитьсяПоделиться

9 июня Законодательное собрание Петербурга проголосовало в первом чтении за поправки в закон о ярмарочной деятельности, который продлевает максимальный срок работы городских ярмарок в два раза — с 30 до 60 дней в квартал. Как стало известно «Фонтанке», эта корректировка — часть реформы уличной торговли, в результате которой в городе полноценно заработает формат фудтраков. Сейчас в Петербурге около сотни ресторанов на колесах, которыми владеют в основном гастроэнтузиасты. Профессиональные рестораторы тоже присматриваются к рынку, но ждут от чиновников понятных правил игры.

О желании развивать новый формат торговли Смольный заявил еще осенью прошлого года. Тогда же прозвучала идея дать фудтракам пристанище на ярмарках, поскольку иначе земельное законодательство требует сложного согласования и «прикрепления к земле» каждой машины.

Как пояснил «Фонтанке» замглавы комитета по промышленной политике Александр Ситов, легализация фудтраков ожидается со дня на день. Концепция уже была рассмотрена и одобрена на заседании правительства. Сейчас юридический комитет заканчивает согласование поправок в постановление о нестационарной торговле № 1045, которое включит их в список допустимых ярмарочных форматов (сейчас — только павильоны, палатки, киоски).

Эксперимент с фудтрачной ярмаркой уже стартовал. Фуд-паркинг «Пикник на обочине» на Южной аллее Приморского парка Победы работает с начала мая. Организатор — подведомственный Смольному Центр контроля качества товаров и услуг. Но пока не внесены нужные поправки в законодательство, приходится идти на ухищрения. Судя по фото в инстаграме парка, фудтраки замаскированы с помощью деревянных экранов под обычные павильоны. Чтобы организовать непрерывную работу 1 мая — 30 сентября, проект разбит на несколько сменяющих друг друга ярмарок («Пикник на обочине», «Майский пикник», «Футбольный пикник», «Кругосветный пикник»), следует из плана на сайте комитета по промышленной политике.

Внесение изменений в правила нестационарной торговли даст возможность ставить рестораны на колесах и на других ярмарках, включая Рождественскую на Манежной площади. А увеличенные сроки — сделать участие интересным для бизнеса.

Сейчас в Петербурге работает около 100 фудтраков, оценивает Петр Цветков, исполнительный директор CitiZen и соавтор проекта «Кочевники». В основном их держат гастроэнтузиасты. Они работают на фестивалях, но для постоянной работы мест катастрофически не хватает.

CitiZen решили предвосхитить городские фудтрак-ярмарки и организовали проект «Кочевники» на парковке Перинных рядов (находится в долгосрочной аренде у собственников здания). Но пока он не заработал в полную силу — из запланированных 10 фудтраков сейчас торгует четыре. Посетителей на ярмарке практически нет, и через соцсети ее не продвигают. По словам руководителя CitiZen Артема Балаева, заманивать горожан и туристов хотели с помощью выступлений уличных музыкантов, но, как выяснилось, для массовых мероприятий надо получать разрешение комитета по культуре. В коронавирусных реалиях получить такое согласование непросто, а с проведением в городе Петербургского международного экономического форума и чемпионата Европы по футболу — вдвойне. Но после того, как футбольный карнавал завершится, команда CitiZen намерена повторить попытку, отмечает Балаев.

Фото: Галина Бояркова/«Фонтанка.ру»
ПоделитьсяПоделиться

Просто взять и начать торговать с фудтрака на частной и арендованной у другого бизнеса земле тоже не получится. Во-первых, каждый предприниматель должен уведомить Роспотребнадзор о начале деятельности. Во-вторых, нужно согласовать внешний вид с комитетом по градостроительству и архитектуре. Также нужно выполнять нормативы Роспотребнадзора по уровню шума и коронавирусные правила по социальной дистанции и так далее. Эти законодательные нюансы владельцы фудтраков не всегда учитывают, говорит Петр Цветков.

Профессиональные рестораторы видят перспективы в фудтрачном бизнесе, но ждут больше ясности от властей — как по допустимым местам торговли, так и по внешнему виду.

Инвестировать в рестораны на колесах готова, к примеру, сеть «Теремок». Как рассказали в пресс-службе, первый автомобиль уже находится в производстве. Компания выбирает локацию, но пока рассматривает только частную собственность. «Есть два варианта размещения на городских площадках — как НТО, но процедура согласования очень долгая и сложная. Второй вариант — через городские ярмарки. Но здесь тоже есть ограничения — фудтрак не может стоять более 30 дней», — говорят в «Теремке». В числе интересных площадок в компании также называют городские парки и ожидают от городских властей упрощения согласования. «Мы считаем это направление очень перспективным, к следующему лету планируем запустить уже 10 фудтраков», — прокомментировали в «Теремке».

CitiZen тоже рассматривает покупку собственных фудтраков, если Смольный создаст для них площадки, в том числе на городских ярмарках. «Но сейчас инвестировать преждевременно, так как мы не понимаем, в каком виде их разрешат делать», — говорит Петр Цветков.

Как пояснил «Фонтанке» Александр Ситов, требования к техническим характеристикам и внешнему виду не войдут в измененное постановление об НТО — их будут прописывать в конкурсной документации на выбор оператора или требованиях к участникам, если организатором ярмарки выступит сам город. Но бизнесу следует ориентироваться на параметры, указанные в презентации комитета: длина — 6,2–6,3 м, ширина — 2,5–2,6 м, высота — 2,7–2,8 м, площадь — 15,5–16,4 кв. м. В оформлении предлагается использовать бело-голубые тона и виды Северной столицы. Но замглавы комитета не исключил, что жесткость требований может варьироваться в зависимости от района. Ярмаркам на периферии на первое время могут дать свободу выбора. Но в самых привлекательных местах в центре планку зададут сразу. «Постепенно хотим прийти к этому по всему городу», — сказал он.

Но такой подход не слишком радует бизнес. «Делать фудтраки единого дизайна странно. По сути это автомобиль. А совпадает ли «ламборджини» или «запорожец» с внешним видом какого-либо района, это дело только его владельца. Каждая гастрономическая концепция индивидуальна. Фудтрак, который продает бургеры, не может выглядеть так, как фудтрак, который продает пиццу. Если мы хотим систематизировать подход к фудтракам, то это должны быть технические требования и нормы безопасности», — считает Петр Цветков.

Идеальным вариантом, по мнению предпринимателя, было бы вообще не привязывать фудтраки к конкретным локациям, а выдавать патенты на автомобиль. «Фудтрак — это не ларек на колесах. Его суть в передвижении за потоком. Например, утром встал у метро — продаю кофе и бутерброды, в обед приехал к бизнес-центру и продаю ланч-боксы, вечером приехал к концерту и продаю перекусы», — объясняет он. В таком варианте владельцы будут сами заинтересованы в том, чтобы вставать раньше и занимать правильные точки, они смогут получать больше доходов и платить больше налогов.

Галина Бояркова,

«Фонтанка.ру»

Фото: Эмин Джафаров/«Коммерсантъ»
Фото: Галина Бояркова/«Фонтанка.ру»

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях.Присоединяйтесь прямо сейчас:

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии (17)

Очень нужны понятные правила для работы фудтраков.
Сама идея фудтраков - супер. Сейчас их отлично оснащают всем оборудованием. Конечно они работают в своём формате: полуфабрикаты, допекание, разогрев... Это нужно учитывать и потребителю. Ожидать от такого формата общепита сложных блюд и сервировки на фарфоровых тарелках , как минимум, глупо.
Кто не питается вне дома, тем этот формат торговли и ненужен. Но вообще, идея отличная! Весь мир торгует едой с колёс, а у нас эстеты физиономию кривят: «Фи! Некультурно, неэстетично, шаурмично...» Прямо интеллигенты все и аристократы...
Регламент для понятной и безопасной работы нужен очень!
А вот идея с однотипностью дизайна - полная ерунда. Бизнесу нужна реклама и узнаваемость, а в таком формате единого такая работа вообще не имеет смысла для серьезных ресторанов. Вот и останутся они шаурмы в таком случае.
Фудтрак - это отличная возможность расширения бизнеса без безумных вложений.
Кстати, хороший фудтрак сам стоит от 1 млн. рублей.

когда эти фастфуд-тачанки со стойлами для лошадей, разовой пластиковой посудой, электрочайниками, электрокофеварками, шавермоавтоматами и отсутствующими ценниками стали ресторанами?
с какой поры они стали соответствовать всем санитарным требованиям общепита? где там можно руки помыть клиенту и где туалет для клиентов и где для персонала, куда они льют свои стоки и как утилизируют мусор?
наверное, они даже налоги платят?

видел такой табор в Приморском парке Победы, впечатление ужасающее, это деградация

Такие штуки распространены везде, в Париже вот и около Эйфелевой башни, и в Тюэльри, но вопрос в том, что они размещены в местах, где другого общепита. С какого это они размещаются у Перинных рядов, где всего навалом? И что значит чехарда "Пикников" - раз их согласовывает власть, то она ыактически попустительствует обману. И что значит, что машины закрыты щитами? Обман властей по их инициативе? Может проще разогнать этот Центр контроля качества, который вместо контроля подмахивает чсе подряд? Есть еще т.н. кофейные машины, расставленные по туристическим локациям. Ночью торгуют алкашкой и дурью, но никому и дела нет.

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...