Затор в Суэцком канале из-за севшего на мель контейнеровоза Ever Given может серьёзно ударить по поставкам СПГ и спровоцировать всплеск спотовых цен на газ, — сообщает 26 марта «Коммерсантъ».
Среди десятков других судов, уточняет издание, на подходе к Суэцкому каналу второй день задерживаются три порожних танкера класса Arc4 с грузами НОВАТЭКа — Yamal Spirit, Clean Horizon и Yenisei River. Они возвращаются из Азии и, как передаёт «Ъ», не планируют идти по более продолжительному и затратному пути в обход мыса Доброй Надежды.
Однако разблокировка Суэцкого канала может занять несколько недель. Ever Given, преградивший путь 23 марта, не удалось снять с грунта во время высокого прилива. Скорее всего, судно придётся разгружать.
Заблокированными оказались и танкеры, перевозившие российскую нефть. Однако аналитики «Ъ» считают, что критического влияния на отгрузки российского сорта Urals ситуация не окажет, поскольку поставки Urals в Азию через канал идут редко.
Собеседники «Ъ» также отметили, что задержки танкеров увеличат транспортные расходы и, возможно, приведут к штрафам за задержку поставок, поскольку покупатели не склонны относить задержку грузов в данном случае к форс-мажору.
Что же касается спотовых цен на СПГ, то они, считает член рейтингового агентства Fitch Дмитрий Маринченко, могут вырасти из-за негибкости рынка. Транспортировка сниженного газа, отмечает аналитик, стоит дороже, но масштаб роста цен будет ограничен, поскольку отопительный сезон в Северном полушарии подходит к концу и, следовательно, спрос на СПГ снижается.
Также эксперты издания склоняются к тому, что посадка Ever Given на мель вряд ли будет рассматриваться в качестве форс-мажора, ведь по условиям страхования морского каско или грузов посадка на мель относится к «опасностям судоходства» (sea perils). В случае если будут выявлены признаки грубой неосторожности со стороны экипажа Ever Green, страховщики смогут отказать в выплате возмещения убытков в полном объеме.