16.09.2020 12:57
33

Запасов больше нет. Покупателям машин приходится брать что дают или ждать до ноября

Автомобильные салоны открылись еще в начале июня, а очереди за новыми машинами все никак не рассосутся. В дилерских центрах предлагают подождать в лучшем случае недельку-две, где-то новые партии обещают через полтора месяца. Не будь дефицита, салонам удалось бы увеличить продажи на 20%. Прогнозы особо не обнадеживают — цены, скорее всего, будут расти.

автор фото Эмин Джафаров/Коммерсантъ
автор фото Эмин Джафаров/Коммерсантъ

Попытки корреспондента «Фонтанки» купить новый бюджетный автомобиль остались безуспешными. Подобрать машину по всем озвученным критериям не смог ни один из опрошенных петербургских дилерских центров. Стоковых моделей много: белые, черные, серебристые и другие «скучные» цвета — все в ассортименте. А вот машин «с изюминкой» — единицы. Единственная красная Lada Vesta — и та оказалась в резерве. Следующая приедет только к ноябрю и, скорее всего, уже успеет подорожать.

Представить такую ситуацию в обычное, «докоронавирусное», время довольно сложно, отмечают эксперты. Машина популярная — должна быть в наличии. Обычно у дилеров есть запасы таких авто на складе, но сейчас из-за снижения объема производства ассортимент, в принципе, сократился — салоны уже распродали все остатки и терпеливо ждут очередную поставку. Вообще, как подсказывают участники рынка, стандартных сроков ожидания нет — все зависит от модели автомобиля. Единственное, если покупатель заказывает машину по индивидуальному запросу — сроки поставки могут растягиваться до полугода. И коронавирус тут будет ни при чем.

В одном из дилерских центров Hyundai подобрать машину нужной конфигурации смогли, только вот цена оказалась совсем не «специальная» — вместо 750 тыс. рублей, указанных на сайте за красный Solaris Active Plus, предлагают синий «Солярис», примерно за 930 тыс. рублей — другая комплектация. Успокоили тем, что, если взять кредит, стоимость машины может упасть на 9% — по крайней мере, возможность договориться есть. За наличную оплату таких скидок не обещали, но сказали, что снижение на 3–4% допустимо. Машины, которых в наличии нет, ждать придется минимум 1,5–2 недели, подчеркнули в салоне. В другом официальном дилерском центре новый синий Solaris пообещали привезти в течение недели за 900 тыс. рублей.

В салоне Volkswagen сроки поставки оказались расплывчатыми. Авто, уже заказанное у производителя, в так называемом «статусе подготовки к производству» можно приобрести через 3–4 недели, а вот модель по индивидуальному запросу придется ждать не меньше трех месяцев с момента предзаказа.

Больше всего корреспондента «Фонтанки» «порадовали» в одном из дилерских центров Skoda. В настоящее время там вообще не осталось машин Octavia с автоматической коробкой передач, зато есть «механика», но всего 3 штуки. Ближайшую поставку ожидают в ноябре, когда приедет полностью обновленная версия. Другой модели — Rapid — тоже в наличии не оказалось. «Все продано. Из-за пандемии у нас заводы не работали и поставки машин не было», — сказал менеджер салона. Следующая поставка будет через 1,5–2 месяца.

Дефицитный рынок

Продажи автомобилей в России в августе составили около 140 тыс. машин, что оказалось лишь на 0,5% меньше аналогичного периода прошлого года. При этом за 8 месяцев объем реализованных машин упал примерно на 17% год к году. Больше всего (около 192 тыс.) автомобилей с начала года продал «АвтоВАЗ» — правда, на 18% меньше, чем годом ранее, KIA (около 119 тыс.) — на 20% меньше прошлогодних показателей, и Hyundai (более 95,6 тыс.), который показал падение на 18% к 2019 году. Следующие по списку оказались Renault (74 тысячи и минус 17%) и Volkswagen (60 тыс. машин и минус 10%).

Дефицит моделей практически по всем брендам, включая отечественную Lada, российские дилеры обнаружили в середине августа. Тогда они предполагали, что нехватка некоторых автомобилей может продлиться до зимы. Кроме того, «Фонтанка» писала, что в июле петербургские заводы Hyundai, Nissan и Toyota выпустили всего 20,2 тысячи машин, что оказалось на 17% ниже показателей прошлого года. За первые семь месяцев 2020 года предприятия выпустили около 158 тыс. машин — на 26,3% меньше, чем в 2019-м. В плюсе из лидеров рынка только Skoda с 55,5 тысячами проданных автомобилей, что на 3% больше, чем годом ранее.

Возникновение такого коллапса эксперты объясняют просто — проблемы в работе мировых автопроизводств из-за пандемии, сложности с поставками комплектующих и рост валюты.

Как подчеркнул управляющий Объединенной Автомобильной Корпорации — РРТ Сергей Новосельский, пока что ситуация особо не изменилась: дефицит сохраняется, автомобилей мало — их нет практически ни по одному бренду в достаточном количестве.

«В связи с пандемией были нарушены все технологические цепочки. Соответственно, российские производства недополучили запчасти, компоненты — им не из чего было собирать машины, — подчеркивает Сергей Новосельский. — Сейчас расколбас где-нибудь на Тайване сказывается на продажах в России».

По его оценкам, в сентябре цены будут расти в среднем от 2% до 4% — это то, что производители «отыграют, чтобы компенсировать курсовую разницу и не уронить спрос». В ноябре — начале декабря можно будет наблюдать подорожание еще на 3–5%, уверен эксперт.

Партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто отмечает, что в этом году цены росли больше, чем в предыдущем. «В среднем за год модель дорожает примерно на 5%. В начале этого года сначала подняли утилизационный сбор, потом скакнул курс, и, соответственно, у нас по итогам восьми месяцев было около 9% подорожание», — говорит эксперт. Он также считает, что по итогам 2020 года цены увеличатся в среднем на 15%.

Новый виток

«Сейчас дилеры просто уменьшают потери, поскольку в последнее время продажи всех без исключения марок убыточные. Они компенсируются доходами от других источников — финансовые продукты, страхование, кредиты и так далее», — считает председатель совета директоров «Ауди Центр Петербург» Вячеслав Жигалов.

По словам Игоря Моржаретто, в августе компании могли продать на 20% машин больше, чем в итоге было реализовано. Автомобилей не хватало из-за того, что многие заводы запустились в полном объеме не в июне, а в июле, уверен эксперт. По его прогнозам, поставки машин с российских заводов стабилизируются к концу сентября, и уже в ноябре рынок вернется к «нормальной» работе.

«В бюджетном сегменте начинает работать нормальная европейская система, когда вы приходите в салон, выбираете модель, заказываете нужную вам комплектацию, и через месяц-полтора ее привозят. Это нормальная практика, а такого, как раньше: прийти и немедленно купить машину, — уже нет», — говорит автоэксперт.

Как показывает практика, купить машину «день в день» сейчас действительно сложно. Разве что какую-то ходовую с фиксированной — дороже базовой — комплектацией и стандартным цветом кузова.

«Мы контрактуем машины с поставки. Люди привыкли покупать их, как говорится, «с пола» — из тех, что есть в наличии или в ближайшем приходе, — отмечает директор официального дилера «Мерседес-Бенц» — филиала «АВТОДОМ Пулково» Михаил Глумов. — Сейчас в силу того, что склады у многих опустели, у нас возвращается ситуация 10-летней давности, когда основной пул машин — на 50–70% — приходит под заказ».

По словам экспертов, во время действия ограничений можно было наблюдать следующую тенденцию: автодилеры, у которых заканчивались автомобили на собственных складах, выкупали по рыночной цене машины у других игроков и продавали их впоследствии по схеме трейд-ин или другим льготным программам. По крайней мере, таким способом пользовались некоторые представители автомобилей премиум-сегмента. Там, как и в массовом сегменте, сейчас спрос заметно превышает предложение — машин не хватает практически во всех брендах.

«Премиум-сегмент страдает очень сильно. В первую очередь потому, что там очень много импортных машин, — отмечает Игорь Моржаретто. — Поставки автомобилей из Европы идут с серьезным «лагом». На некоторые модели сейчас запись на середину следующего года». По словам Вячеслава Жигалова, в особом дефиците сейчас находятся внедорожники.

Зато на рынке авто с пробегом ситуация выглядит куда приятнее. Как ранее писала «Фонтанка», вторичный рынок, который также просел во время пандемии, с зимы почти не пострадал и сейчас быстро растет. По оценке «Автостата», в июле 2020 года в Петербурге было реализовано 15,7 тыс. авто с пробегом, что на 18% больше, чем годом ранее.

«Интерес представляют дешевые иномарки и отечественные автомобили стоимостью около 200 тысяч рублей. Их продают все больше и больше, — подчеркивает Святослав Данилов, руководитель общественной организации автомобилистов «СПб — Авто». — По информации одной из наших сетей самообслуживания, спрос на машины под продажу растет процентов на 30% по сравнению с прошлым годом». По его оценкам, такая динамика сохранится и в следующем году.

Александра Сидоркина, специально для «Фонтанки.ру»

автор фото Эмин Джафаров/Коммерсантъ
автор фото Эмин Джафаров/Коммерсантъ

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Рассылка "Фонтанки": главное за день в вашей почте. По будним дням получайте дайджест самых интересных материалов и читайте в удобное время.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии (33)

jump
все денег нет у людей ..ага. Доить и доить еще! Люди - новая нефть!!

mavar
Нуууу, кому и кобыла невеста, и хёндай машина. Я худею, вёдра уже под лям стоят...

я не понял о чём статейка? Хотите машину на заказ - ждите! Так всегда было, ничего нового. Я вот, в своё время, почти 9 месяцев ждал.

Наши партнёры

СМИ2

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор