Сейчас

+8˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+8˚C

Ясная погода, без осадков

Ощущается как 6

2 м/с, ю-в

763мм

70%

Подробнее

Пробки

1/10

Финский залив ждет нефтянку Лукашенко

15554

Представитель белорусского государственного «Белнефтехима» заявил о готовности начать переговоры о поставках нефтепродуктов в российские порты Балтики взамен литовского транзита уже в сентябре. «Петербургский нефтяной терминал» — за, но в Высоцке и Усть-Луге — больше возможностей.

Фото: Евгений Переверзев/«Коммерсантъ»
ПоделитьсяПоделиться

Заявление представителя «Белнефтехима» 8 сентября транслировал «ТэкноБлог». Пресс-секретарь госконцерна Александр Тищенко сообщил о планах начать договариваться с участниками бизнес-сообщества на российском побережье Балтийского моря уже в этом месяце.

Переваливать нефтепродукты готовы в трех портах северо-запада России: петербургском, высоцком и усть-лужском. Больше нигде специализированных мощностей попросту нет.

В Большом порту Санкт-Петербург этим занимается в основном «Петербургский нефтяной терминал» Михаила Скигина и Сергея Васильева (ПНТ). Есть еще пара стивидоров, но их возможности сравнительно скромны, и для потенциального белорусского транзита погоду не сделают. ПНТ способен обрабатывать около 10 млн тонн в год, примерно 8 из которых благополучно имеет и без Беларуси. Многое зависит от объемов партий и сортового разнообразия, но по большому счету 2 млн тонн в год — максимум, который ПНТ может предложить батьке Лукашенко.

В компании рассказали «Фонтанке», что пару лет назад представители «Белорусской нефтяной компании» уже появлялись с визитом вежливости. Тогда в российском правительстве возмущались: мол, как это так, мы даем Беларуси нефть задешево, а те, пользуясь единой таможенной зоной (и как следствие — отсутствием пошлин), перепродают ее враждебному Западу. Белорусские специалисты были профессионально въедливы и любознательны, но политика взяла верх над экономикой, и Белоруссия благополучно продолжила использовать выгоды от российской дружбы. До поставок нефтепродуктов дело тогда не дошло.

В порту Высоцк перевалку нефтепродуктов осуществляет «Лукойл» Вагита Алекперова силами ООО «РПК-Высоцк «Лукойл II». Там сил хватит примерно на 16 млн тонн в год, а реально обрабатывается около 12 — недостает грузовой базы. Так что белорусские нефтепродукты в «Лукойле» возьмут с удовольствием. На условиях анонимности в компании рассказали «Фонтанке», что представители Беларуси несколько раз приезжали на переговоры в Высоцк, выражали полную готовность к поставкам, но уточняли: только после команды батьки — мол, так невыгодно. Но дорожку в Высоцк белорусские нефтетрейдеры давно уже протоптали.

Усть-Луга выглядит гораздо более многообещающей — это крупнейший морской хаб Европы. Нефтепродуктами там занимаются три компании, каждая из которых вписана в бизнес-конструкцию какого-нибудь крупного федерального холдинга.

АО «Усть-Луга Ойл» на 25% принадлежит «Транснефти» Николая Токарева, а на 48,99% «Толингу» Андрея Бокарева. Там переваливают около 20 млн тонн в год и пишут на сайте, будто готовы взять и 30 млн. Можно верить или не верить — пока такого не было.

Обрабатывает в Усть-Луге нефтепродукты и «НОВАТЭК» Леонида Михельсона силами ООО «НОВАТЭК Усть-Луга». Компания рассчитана на перевалку 6 млн тонн нефтепродуктов ежегодно, в последнее время она примерно так и работает. Кроме того, по данным ИАА «ПортНьюс», сейчас там увлечены реконструкцией собственных мощностей.

Третий участник рынка в Усть-Лужской губе — ООО «Портэнерго», замкнутое на «Сибур» Леонида Михельсона. Компания переваливает около 3 млн тонн нефтепродуктов в год, и не похоже, что может больше. Впрочем, из всех грузчиков нефтепродуктов в российской акватории Балтики именно «Портэнерго» попадало в публичное пространство как партнер белорусов. По сведениям Argus Media, пробную партию бензина «Белорусская нефтяная компания» грузила на причалах «Портэнерго» в январе 2018 года. Но складывается впечатление, что проблем недостатка грузовой базы у этой компании не наблюдается.

Математика такого расклада проста: белорусы могут повезти все свои нефтепродукты на терминалы «Усть-Луги Ойл» или «РПК-Высоцк «Лукойл II». В принципе, частично в процессе может поучаствовать и «Петербургский нефтяной терминал». У Усть-Луги сразу же просматривается объективное конкурентное преимущество — за счет большого объема свободных мощностей компания может предложить наиболее выгодные условия. Но в этом случае она, скорее всего, будет претендовать на весь белорусский трафик. Впрочем, не очень понятно, какие именно объемы поставок могут в данном случае заинтересовать Лукашенко.

Белорусский Ex-Press.by оценивает объем экспорта нефтепродуктов из страны в 10,5 млн тонн в год, около 6 млн тонн из которых уходят через порты Прибалтики. Российский министр энергетики Александр Новак заявляет, что сейчас речь идет о возможной переброске из прибалтийских портов около 4 млн тонн белорусских нефтепродуктов в год. Такой объем, конечно же, легко возьмет «Усть-Луга Ойл» или «РПК-Высоцк «Лукойл II» целиком. «Петербургский нефтяной терминал» осилит 4 миллиона лишь частично, но может показаться привлекательным за счет демпинга. Не случайно, наверное, именно поэтому глава ПНТ Михаил Скигин единственный из сектора бизнеса заявил о готовности принять белорусский продукт публично.

Впрочем, эксперты видят в происходящем как минимум одну унылую составляющую — экономику. Михаил Бурмистров из «Infoline-Аналитики» рассказал «Коммерсанту»: «Перевалка светлых нефтепродуктов в Усть-Луге стоит 1,15 тыс. руб. за тонну, тогда как в Клайпеде — €5,7, то есть в 2,3 раза дешевле». Но российские стивидоры, скорее всего, постараются снизить аппетиты — во-первых, из-за конкуренции друг с другом, во-вторых, по рекомендации из Кремля, которая наверняка в нужный момент появится.

Лев Годованник для «Фонтанки.ру»

Фото: Евгений Переверзев/«Коммерсантъ»

Вопрос о переносе экспорта белорусских нефтепродуктов из портов Прибалтики в порты Петербурга и Ленинградской области возник на фоне обострения внешней и внутренней политической ситуации в Беларуси после президентских выборов. Активно этот вопрос стал обсуждаться после визита премьер-министра России Михаила Мишустина в Минск в первых числах сентября.

© Фонтанка.Ру

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях.Присоединяйтесь прямо сейчас:

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии (17)

Если РФ надает еще больше кредитов или снизит цены на нефть для Беларуси, агрофюрер может переваливать нефтепродукты хоть через Находку. Российский налогоплательщик за все заплатит.

Вадики, лечите дислексию, срочно.)
Материал ровно о том, что Беларусь изыскивает возможность перевалки нефтепродуктов на экспорт через порты России.

Лукашеуску экспорт был интересен если бы он нефть покупал по сниженной цене у нас а не по биржевой по 30$ например и продавал по сниженной а так по общерыночной и ещё и после всех выкрутасов с отказом от объединения и проигрышем на выборах нет больше никакой перевалки нефтепродуктов больше никому он не нужен в Европе своего бензина завались

close