Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Туризм Хорошо, но мало. Как туристический кешбэк поддержал петербургских туроператоров

Хорошо, но мало. Как туристический кешбэк поддержал петербургских туроператоров

10 484
автор фото Геннадий Гуляев/«Коммерсантъ»

Судя по первым результатам, госпрограмма кешбэка за путевки вышла комом, но далеко не все петербургские туроператоры, которые приняли в ней участие, так считают. Те, кто хоть что-то сумел по ней продать, захотели продолжения банкета.

По госпрограмме кешбэка за покупку туров по России, несмотря на восторженные отзывы туроператоров, вместо заявленных 3 млн россиян деньги назад получили куда меньше людей. Расчеты разнятся от мрачных 30 до оптимистических 100 тысяч проданных путевок, но все равно понятно, что речь идет о единицах процентов от запланированного уровня.

Что касается бизнеса, кому-то из участников эксперимента он принес до 100% продаж (то есть, кроме как по госпрограмме, ничего продать у них не выходило). Но есть и те, кому не повезло. Среди недочетов программы игроки петербургского туристического рынка называют суматошный запуск и экстремально короткий срок для организации отдыха. Из-за всего этого многие нерешительные туристы так ничего и не купили. Несмотря на это, бизнес считает, что у программы больше плюсов, чем минусов, и надеется на продолжение.

Россияне могли получить от 5 до 15 тыс. рублей кешбэка за покупку с 21 по 28 августа туров по стране. Путешествие должно было начаться до 20 декабря 2020 года и завершиться до 31 декабря. Полный список направлений и гостиниц, участвовавших в программе, был размещен на сайте Федерального агентства по туризму (Ростуризм) — «Мирпутешествий.рф». Однако по окончании эксперимента этот перечень немедленно исчез с сайта.

Ростуризм уже подвел предварительные итоги, и они вызывают разочарование. За неделю россияне купили туров на 1,4 млрд рублей, а значит, вернутся путешественникам едва ли более 300 млн рублей, при том что всего на программу выделено 15 млрд рублей. Несмотря на это, путевки с кешбэком так воодушевили представителей сферы туризма и гостиничной индустрии, что они попросили главу правительства Михаила Мишустина продлить или повторить программу.

Как пишет вестник Ассоциации туроператоров России (АТОР), доля туров с кешбэком в структуре продаж за неделю у федеральных туроператоров варьируется от 60% у «Веди Групп» до 7% у «Мультитура». В пресс-службе крупного туроператора Anex Tour «Фонтанке» сообщили, что получили несколько сотен заявок по акции. Вряд ли это можно считать показательными цифрами, но «Фонтанка» смогла найти турфирмы, у которых на прошлой неделе вообще все проданные туры были с кешбэком, но туров этих были считаные единицы.

В числе счастливчиков, например, оказался петербургский туроператор «Северная жемчужина». По словам директора компании Нины Соловей, каждый день в течение недели у них покупали по 2–3 тура с кешбэком. При расчете, что средний чек по турам с возвратом составляет 50–57 тыс. рублей, туроператор мог выручить от 700 тыс. до 1,2 млн рублей.

Как сообщили «Фонтанке» в пресс-службе круизного центра «Инфофлот», среди его партнеров-операторов в программе принимала участие петербургская круизная компания «Созвездие». Примерно треть от всех проданных ею круизов за неделю пришлась на акцию кешбэка. «Преимущественно туристы покупали ближайшие круизы на осень. При этом мы заметили, что туристы выбирали более продолжительные, а соответственно более дорогие круизы, так как кешбэк добавил им привлекательности», — сообщили в «Инфофлоте».

«[Итоги] превзошли все ожидания. Очень позитивно, энергично, действительно, интерес колоссальный», — говорит генеральный директор петербургской компании «Арт-Тревел» Мария Ушакова. По её словам, компания за неделю продала путевок примерно на 2,2 млн рублей, что достаточно много для мелкого регионального оператора, при том что в Петербурге турфирмам разрешили работать офлайн только с 27 июля, а популярные направления выездного туризма недоступны с конца марта.

По условиям программы участники должны были создать отдельную посадочную страницу, на которую пользователи переходили с сайта «мирпутешествий.рф». У «Арт-Тревел» такая страница набрала около 15 тыс. посещений за неделю. Сильный прирост посетителей на сайте заметили и в «Петербургском магазине путешествий». Как говорит его директор Анна Твердохлебова, за неделю с 21 по 28 августа трафик сайта вырос примерно в 4 раза. По её предварительной оценке, продажи туроператора выросли примерно так же.

Звонки в петербургские офисы на прошлой неделе раздавались со всей страны. Клиенты интересовались разными направлениями, но практически везде среди лидеров называют Крым.

«Крым, Золотое кольцо, Сочи и Кавказ — четыре направления, которые пользовались максимальным спросом у нас. В меньшей степени Петербург». — говорит Анна Твердохлебова. Сотрудников «Северной жемчужины» чаще всего спрашивали про экскурсионные туры в Петербург, Калининград и Крым, а в «Арт-Тревел» спрос клиентов равномерно распределился между всеми предложенными вариантами: республиками Северного Кавказа, Сочи, Алтаем, Адыгеей, Золотым кольцом России и другими. У федерального Anex Tour в лидерах по бронированию с кешбэком оказались Алтай, Хакасия, Кавказские Минеральные Воды, а также экскурсионные туры в Казань и Калининград.

«Если такие запросы были бы каждую неделю и покупки были бы каждый день, я думаю, мы нормально прожили бы до зимы», — говорит директор «Северной жемчужины». По её словам, теперь, когда программа закончилась, продажи снова просядут, поскольку люди боятся что-либо планировать и покупать на будущее.

Однако не всем участникам программы повезло так же. Например, петербургскому туроператору All Travel Stars поступало множество вопросов по поводу туров на Сахалин, в Карелию и Калининград, однако купить какой-нибудь из них клиенты так и не решились. Представитель компании Наталья Чураева связывает это с не самым подходящим временем для запуска программы: некоторые клиенты оказались не готовы к тому, чтобы быстро решить такой вопрос прямо перед началом учебного года. К тому же в некоторых регионах уже закончились все места на самое благоприятное время сезона, потому что их заранее бронировали люди без кешбэка. А зима в большинстве регионов России — не самая туристическая пора.

Возможно, именно поэтому запуск программы происходил в несколько авральном режиме и участников торопили с оформлением документов. Они называют еще несколько недочетов, без которых программа сработала бы более эффективно.

В первую очередь — это слишком маленькое для турбизнеса окно продаж. Большинству клиентов недостаточно недели, чтобы определиться с выбором и экстренно согласовать на работе отпуск на эти даты. Во-вторых, стоит обнародовать список туров не в день запуска программы, а заранее, чтобы с ними могло ознакомиться как можно больше людей.

Операторы надеются, что в следующий раз, если он настанет, сбор документов и порядок подключения к программе Ростуризма и платежной системе «Мир» станет проще, а количество туров и направлений — шире.

Евгения Горбунова, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях