Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество «Лозунги про власть и наш город, может, и подхватила бы, но это ведь не так». (видео)

«Лозунги про власть и наш город, может, и подхватила бы, но это ведь не так». (видео)

Первомайские демонстранты так и не поняли, за что их разогнали

3 013
Александр Шуршев на выходе из ИВС//Штаб Навального в Санкт-Петербурге

Участники самого одиозного в Петербурге Первомая вышли на свободу. Щедрая на задержания власть оказалась скупа на аресты, отправив в изоляцию только двоих.

Назначенные судом десять суток лидеры региональных навальнистов и ходорковцев Александр Шуршев и Андрей Пивоваров отбыли к 11 мая. Из полусотни официально задержанных суд рассмотрел материалы только в отношении 15 человек. По большей части – штрафы, но не запредельные, одного оправдали вовсе. «Фонтанка» поговорила с теми, кто пришёл на согласованную акцию, а уехал в автозаке. По одну сторону с профессиональными оппозиционерами оказались пенсионер, школьник и педагог.

Член ликвидированной в марте организации «Открытая Россия» Артём Владимиров пришёл на Лиговский проспект с женой, успел постоять во главе колонны демократов и попасть в объективы фотографов до того, как внутри разрешённого шествия будто бы зародился несогласованный митинг. На них активист тоже бывал, опыт задержаний имеется, но от Первомая не ожидал. Его считал единственным днём, когда можно заявлять о своей позиции в центре и не беспокоиться. Последние три года демонстрации не пропускал, был верен демократам, проблем с властями не было.

В этот раз внимание плакатом «Сказочный президент. Зачем его только из КГБ выпустили» привлёк у рамок. Смотр атрибутики прошёл со скрипом. Карикатурное изображение президента терпели до старта колонны, но не выдержали.

«Налетели, выхватили плакат, вытянули меня из-за баннера, повалили на землю и сбили очки. Надо отдать должное, их поймали и вернули. В процессе получил несколько ударов в спину, в живот», – рассказывает Владимиров.

После трёхчасовой экскурсии в автозаке протокола он не увидел. Внешность интеллигента в очках и пиджаке, по-видимому, располагала. Вежливо придержав дверь полицейским, Артём в отдел так и не вошёл. Побег замечен не был, хватились через несколько часов.

Следующими из колонны исключили обоих барабанщиков. Ими оказались оппозиционеры с опытом. Михаил Борисов шел от штаба Навального. Говорит, кое-что из инвентаря отсеяла цензура у рамок – «порочная практика, которую из Москвы привёз генерал Плугин». Петру Трофимову тесное общение с полицией не в новинку. В публикации «Фонтанки» он попадал как почтальон, взбунтовавшийся против мизерной зарплаты и уволенный за неглубокое вложение газет. Соединять людей и письма нравилось настолько, что на работу вернулся через суд. Зарплаты не выросли, он продолжает стоять в пикетах, время от времени попадая под задержания на оппозиционных акциях.

«Шёл с объединёнными демократами, не продвинулся дальше угла Лиговского и Жуковского. И нет, барабан не мой – его дали в колонне. Детство было пионерское, так что навыки есть. Когда увидел, как из-за баннера вынимают первого, понял, что на очереди я. Отбарабанил, поднял руки вверх – мол, всё», – делится активист.

Покладистость аккуратности полицейским не добавила. На пути к автозаку Трофимова ощутимо приложило о барабан, его голова чудом не встретилась со столбом. Компания в автобусе быстро пополнялась. Вталкивая в салон, не нежничали. Двери за демонстрантами захлопывали с таким тщанием, что одному, по словам Трофимова, защемили палец. Сам он с ссадинами и ушибами обратился к врачам на следующий день.

На полпути между топтавшейся на Лиговском колонной и автозаком в руки полиции попали Олег Насонов и Георгий Марков. Оба пришли в качестве фотокорреспондентов, задержание барабанщиков притянуло к скоплению силовиков. Насонов оказался на земле после столкновения с сотрудником.

«Когда я поднялся и решил поинтересоваться, почему они так поступают, начали винтить Маркова, меня росгвардейцы опять сбивают с ног. Поднимаюсь во второй раз и слышу «Давай и этого тоже», после чего в автозак потащили уже меня», – описывает он своё недолгое пребывание на шествии. В полиции сочли его участником несанкционированного митинга у дома 69 по Невскому проспекту.

Выйти с Лиговского не удалось и единственному оправданному. Правда, время и место задержания в протоколе ему указали точно. Юрию Губареву 63 года, работает в электролаборатории, живёт в посёлке в Ленобласти. На Первомай ехал целенаправленно. Себя относит к сторонникам Навального, но на их протестных акциях не активничает.

«Бывал на митингах, но только на согласованных. Я бы и на несогласованные ходил – да возраст и здоровье уже не те. Поддерживаю душой», – рассказывает он. Пройтись бок о бок с оппозиционерами удалось недолго. Говорит, в колонне все были дружелюбны, выдали большой баннер. Нести его несподручно было даже вдвоём, но помощник нашёлся быстро.

«Потом оказалось, что он несовершеннолетний. Так и взяли на Лиговском. Несколько человек внедрились в колонну, окружили нас с баннером и мужчину, который просто шёл рядом и даже его не касался, оттеснили к тротуару», – продолжает Юрий. Задержали мягко, да и сопротивляться он не пытался, потому что «себе дороже».

Вечером того же дня в суде твердил об участии в согласованном мероприятии и был услышан. Время задержания – 12:20 – в выделенный демонстрантам промежуток укладывалось. Судья Красногвардейского суда Андрей Мальцев решил, что состава правонарушения в действиях Губарева нет.

«Не ожидал, честно. Задержанного в том же месте в то же время передо мной оштрафовали на десять тысяч, хотя плаката у него не было. Я был с баннером, так что готовился к более серьёзному», – признаёт он.

Задержанным уже на Невском в том же суде больше не везло. Шеф-редактор портала «Парни ПЛЮС» Виталий Беспалов маршировал в колонне «яблочников» с плакатом о запретах, вверху красовалось «ЛГБТ». Перед массовым разгоном он стоял рядом с тротуаром вместе с 18-летним знакомым.

Арсений заканчивает 11-й класс, и учёба времени на митинги не оставляет. Первомайские демонстрации удачно приходятся на внеурочное время, так что на последних трёх был. В прошлом году шёл с противниками дела «Сети», в этот раз требовал свободу собраний и выборов с «Яблоком».

«В партии не состою, но хотел вписаться против ограничений. Стоял прямо за растяжкой, так и дошёл до Невского, 89. Про наш город и «мы здесь власть» не кричали, у нас лозунги про выборы были. Где-то на половине пути мне передали флаг «Яблока». Ещё был маленький радужный флажок, но в суматохе потерял его. На Невском мы с Виталием оказались в стороне, сотрудники нас вытеснили почти на тротуар. И там же задержали. Я ещё вцепился в Виталия – чтобы не по одному, – описывает Арсений и признаёт: – На самом деле, страшно было».

Судья Мальцев назначил ему 10 тысяч штрафа. Виталий Беспалов получил 12. Оба говорят, что нарушителями их признали после просмотра видео скандировавшей головы колонны, в которой их не было.

Себя на видео ищет и бухгалтер Наталья Баринова. Полицейские на неё не прыгали, но, по словам женщины, опрокинули на асфальт. Руку с флагом согнуть не успела, падение закончилось переломом плечевой кости.

«Я коренная ленинградка, на Первомай ещё с родителями начала выходить. Была на многих митингах и акциях по разным поводам, 1 мая шла на согласованное мероприятие. Хотела пройти до площади Ленина за честные выборы – я собираюсь выдвигаться в муниципальные депутаты округа «Сампсониевское», – объясняет Наталья.

Свободу она получила через шесть часов, домой ушла без протокола. Правда, вскоре получила сразу два. Сначала за пикет у Смольного 5 мая, проход в колонне по Невскому припомнили только 7-го. По словам Натальи, в этот день в отдел её пригласили давать объяснение по заявлению о травме. Заготовленный рассказ о рвении силовиков не пригодился – слушать не стали, зато выдали запоздалый протокол.

Идентичный получила также 21-летняя гостья города. От Петербурга и политики она, по собственному признанию, далека настолько, что до 1 мая фамилия Беглов ей говорила мало. По версии полиции, это не мешало ей выкрикивать нелестное в адрес врио.

«У меня ничего в руках не было: ни флагов, ни плакатов. На Первомай я хотела пойти и собиралась сделать это в каком бы городе ни оказалась. Я фрилансер, курсирую между Москвой и регионами. Правительство и партии меня особо не волнуют, но за честные выборы хочется бороться», – объясняет она.

На Невском ее неудачно схватили за предплечье, перед автозаком приподняли так, что казалось – в салон будут закидывать. Обошлось, но синяки и ссадины остались. Успела заметить, что наличие атрибутики или голосистость роли уже не играли – хватали всех.

«Странно всё. Смотрела ведь – шествие согласовали. В противном случае не пошла бы. И я бы ушла с дороги, если бы полицейские сказали: всё, ваше время закончено, расходитесь. Но они такого не говорили. Просто топтали плакаты, разбивали людей. Особенно пугало, что сотрудник в амуниции упадёт и задавит», – говорит девушка, попросив не называть ее имя.

На себе это едва не испытала Инна Сергиенко. Её опрокинули на асфальт, но от толпы благородно заслонил один из демонстрантов. Инна – педагог. Работала на кафедре литературы и детского чтения в Институте культуры. Той самой, что была создана по инициативе Самуила Маршака в 1946 году и уничтожена в 2017-м. Сейчас научный сотрудник Пушкинского дома.

«Подумала – что может быть 1 мая? Казалось, что это не та акция, которая может привлечь внимание властей. Впервые за восемь лет пошла неготовой и была задержана», – рассказывает она.

Подготовка – это влажные салфетки, очки, жидкость для линз, вода, что-то съестное для себя и возможных соседей по отделу, лекарства, книжка, работа на случай, если придётся задержаться. В этот раз расслабило добро от администрации, и вместо сумки с самым необходимым были каблуки, платье, белый плащ.

«Шла с «Наблюдателями Петербурга», в руках – воздушный шарик. Честно говоря, поначалу больше общалась с друзьями и на задержания внимания не обратила. Уже на Невском стали выхватывать и из нашей части», – описывает Инна.

Дальше для неё всё несколько смешалось. Запомнились цепочки полицейских, которые вклинивались в колонну, рвали транспаранты, наступали на флаги, по случайному принципу хватали людей. Бросок кобры, продемонстрированный при задержании Александра Шуршева, отрабатывался и на других. Смотреть на то, как мирных участников хватают словно животных, было унизительно.

«Уже думала, что пора уходить. Дома уколов ждёт подхватившая гайморит кошка. Говорила с другими участниками, а через секунду уже одна стою. Двоих взяли с прыжка, повалили на землю, заломили руки и поволокли. Они не выкрикивали лозунги, не было ни флагов, ни барабанов, ничего. А я так и осталась стоять в растерянности. Дамочку в плаще и с шариком обошли – видимо, спас положительный сексизм».

После эмоционального «Да разгоняем к чёртовой матери всех!» он уже не уберёг. Инна успела с минуту посидеть на асфальте с такими же настроенными на мирный протест и была задержана.

«Полицейский пытался нас расцепить, я оказалась на спине, попыталась встать, но он тянул меня за руку и подняться не получалось. Честно говоря, единственной мыслью в тот момент было: только бы не задралось платье», – признаётся активистка.

В автозак проводили почти бережно, физическую силу не применяли. Правда, отсутствие травм, скорее, чудо. По словам Инны, 1 мая стражи правопорядка стандартам «пресекать с минимальным травматизмом» не соответствовали: метались, натыкались друг на друга, на людей, столкнули девушку с плакатом, уронили и не заметили.

– Для меня Первомай – это возможность мирным путём в серьёзной или праздничной форме заявить о своих взглядах. А ещё – пообщаться, посмотреть на весенний Петербург. Я вышла за честные выборы. Единственным, что кричала, было «Отпускай!». Лозунги про власть и наш город, может, и подхватила бы, но это ведь не так.

Татьяна Ципуштанова, «Фонтанка.ру»

В полиции сообщили, что после первомайской демонстрации в отделы доставили 50 человек. Правозащитники насчитали порядка 60. К 8 мая в суды передали материалы на половину. Из 15 решений одного не признали правонарушителем, лидеров штаба Навального и «Открытой России» как организаторов отправили в спецприёмник. Остальных наказывают обязательными работами и штрафами. Пока максимум - 20 тысяч рублей. Ещё по двум задержанным заседания пришлось отложить - демонстранты в суд не явились. В ближайшие дни заниматься «первомайцами» в судах не собираются.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
25
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях