Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Автовокзал в Купчино показали лицом

Автовокзал в Купчино показали лицом

8 897
ПАТ

Совет по инвестициям одобрил проект создания автобусного вокзала рядом со станцией метро «Купчино». Осталось найти желающего продать что-нибудь 12,5 тысячам пассажиров.

Инвестиционный совет в Смольном 3 апреля одобрил проект автовокзала «Южный». Самой идее лет 30, в последние годы появление нового объекта анонсировали несколько раз. Считалось, что проектом заинтересовались китайцы. Теперь в профильном комитете Смольного говорят, что пока не знают ни инвестора, готового вложить 4 миллиарда рублей, ни модели, по которой его когда-нибудь приведут в Купчино.

Согласно презентации, автовокзал сможет обслуживать межрегиональные и международные маршруты (Псковское, Новгородское, Приволжское направления, страны Прибалтики, Восточной Европы), а также Ленобласть (Тосно, Гатчина, Поповка, Лодейное Поле, Тихвин и другие). На двух участках площадью почти в 4 с половиной гектара появится застройка в 5,8 тысячи квадратных метров, 5 перронов прибытия и 12 перронов отправления. В сутки автовокзал сможет выпускать 326 автобусов и 12,4 тысячи пассажиров.

Расположится вокзал восточнее проспекта Юрия Гагарина, прямо у станции метро «Купчино», проект планировки уже 7 лет как утвержден. Вокруг в основном жилая застройка, а также общественно-деловые объекты и инфраструктурные. Предполагается, что автовокзал разместится на нижних этажах торгово-развлекательного комплекса. Общая площадь коммерческих помещений в нем составит 8 тысяч квадратных метров, инвестор сможет зарабатывать здесь порядка 8,3 млн рублей в месяц. Кадастровая стоимость самого участка — 25 млн.

Есть и второй вариант: строить вокзал и магазины не на разных этажах одного здания, а на смежных участках. В этом случае на коммерцию приходится уже 12 тысяч квадратов, а месячный доход растет до 11,2 млн. Судя по всему, именно к этому склоняются в Смольном. Во всяком случае, вице-губернатор Михаил Мокрецов высказался на совете за то, чтобы торговля стояла отдельно. Губернатор города Георгий Полтавченко настоял на том, чтобы в этом месте был построен полноценный автовокзал, а не в виде сопутствующего объекта.

В 2016 году сообщалось, что проектом заинтересовалась китайская компания Beijing Uni-Construction Group Co., Ltd, ее представители даже встречались с «Пассажиравтотрансом». С тех пор вырос предполагаемый пассажиропоток, вчетверо увеличился планируемый объем вложений. Сейчас в комитете по инвестициям говорят, что инвестора нет; проект для того и представили, чтобы привлечь внимание потенциальных участников. Если таковой найдется, его могут наделить статусом стратегического инвестора либо объявить конкурс на заключение концессионного соглашения. Отбивать расходы предполагается за счет коммерческих площадей, сопутствующей инфраструктуры, арендной платы перевозчика или отчислений с тарифа, если инвестором выступит сам перевозчик.

Последнее предположение у экспертов доверия не вызывает. «Я вот что-то не знаю ни одного перевозчика, у которого есть несколько свободных миллиардов для строительства автовокзала в Купчино, – говорит председатель правления Союза ассоциаций автоперевозчиков пассажиров «Регионы» Олег Куксов. – По моим данным, уже несколько потенциальных участников «отвалились» от этого проекта, потому что не получилось наладить какой-то централизованный диалог с городом. Хотелось бы, чтобы именно город делал предложение, а бизнес реагировал. А сейчас получается, что именно компании рисуют какие-то презентации, бегают с бумажками».

Срок окупаемости, как говорят в Смольном, 11 лет. Инвестора должно приободрить то, что, по расчетам комитета, помимо пассажиропотока автовокзала в 12,4 тысячи человек еще 83 тысячи формирует станция метро. Планируемые инвестиции — 4,1 млрд рублей, проект реализуют за 3 года.

Появление автобусного вокзала в Купчино предусматривалось в генплане еще в 1987 году. Более предметно к вопросу вернулись в конце нулевых, когда появилась схема развития междугородных и международных транзитных перевозок. В ней были предусмотрены два автовокзала: в Купчино и у «Парнаса» (для северных направлений — Финляндии и Карелии). В 2014 году сообщали, что их построят в 2016 – 2017 годах.

В 2015 году проекты обоих показал «Пассажиравтотранс» на Петербургском международном инновационном форуме пассажирского транспорта, к тому времени ориентировочным сроком строительства назначили 2018-й. Речь тогда шла о том, что вокзал на Парнасе будет отправлять 205 междугородных и 220 пригородных автобусов, а «Южный» – 246 и 500 соответственно. Совокупный пассажиропоток двух объектов был немногим более той величины, которая теперь предусмотрена только для купчинского вокзала, — 15 тысяч человек в сутки. На сайте «Пассажиравтотранса» и сейчас можно увидеть эти презентации, причем ориентировочная стоимость строительства каждого из автовокзалов там составляет около миллиарда.

Год назад стало известно, что сроки снова сдвигаются, на этот раз минимум до 2020 года. В отличие от Южного вокзала, в случае с Парнасом имеется даже потенциальный инвестор. Около 10 лет назад компания «Сидней», на тот момент часть девелоперской группы Step, собиралась реализовать на этом месте амбициозный проект: конгресс-центр, гостиница, башня высотой 100 метров и, в качестве обязательств перед городом, автовокзал. Процесс затянулся, к 2014 году проект сильно усох: остались лишь коммерческие площади и автовокзал. Чтобы все же получить участки, «Сиднею» пришлось даже судиться с городом, однако пока реализована только коммерческая часть — двухэтажный торговый комплекс на улице Михаила Дудина.

Сейчас в списке собственников «Сиднея» три физлица — Эльшан Киржанов, Илхам Гаджиев и Байрам Мусаев. Ранее Киржанов был собственником небезызвестной компании «Елисей на Науки», которая билась с жителями на Науки, 44, за право построить магазин на месте детской площадки, но безуспешно. А до этого он же был учредителем компании «Скит», которая получила право аренды нескольких участков, после чего со скандалом снесла более 2 тысяч стоявших на них кооперативных гаражей. Затем земля переуступалась другим компаниям; в частности, на Дунайском проспекте так возник торговый центр «Дунай». В списке собственников управляющей компании «Дунай» все трое владельцев «Сиднея».

Дозвониться до руководства, чтобы узнать, собирается ли компания заниматься автовокзалом, редакции не удалось. Однако есть надежда, что проект не похоронен безвозвратно. По крайней мере, в ноябре прошлого года Дирекция транспортного строительства объявила конкурс на проектирование 9-го проезда (он же – подъездная дорога к автовокзалу «Парнас»).

«Необходимо строить автовокзал, который предлагал бы достойный уровень обслуживания по доступным ценам, – говорит Олег Куксов. – А для этого надо понимать, что нам не нужен вокзал размером с Исаакиевский собор. Это и так дорогая в обслуживании вещь, хотя бы из-за антитеррористической безопасности. С другой стороны, с таким объектом справится не любой частник, нужен профессиональный оператор. Иначе может получиться, как на Парнасе, где коммерцию всю построили, а по вокзалу уже все сроки вышли».

Сейчас в городе один автовокзал — на Обводном канале (еще один есть у метро «Девяткино» в Ленобласти). Его мощности исчерпаны, это признают и в Смольном. «На самом деле еще при Матвиенко разрабатывалась концепция, в которой было не два, а под десяток новых автовокзалов с реконструкцией существующего на Обводном, – напоминает председатель ассоциации перевозчиков пассажиров Василий Киселев. – Но у меня такое впечатление, что при смене губернаторов все материалы предыдущего градоначальника сжигают. Думаю, в этот раз тем же закончится».

Николай Кудин,

«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
16
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях