Нина Ануфриева мечтала стать балериной. Но с этой мечтой пришлось расстаться – в 12 лет из-за частичного паралича ног она перестала ходить. Однако танцы на кончиках пальцев сменились на не менее зрелищные танцы на колясках. А вновь ощутить свободу движения ей помогли лошади – уже 14 лет прошло с тех пор, как Нина занялась конным спортом, и мир вокруг стал биться в новом ритме.
Сегодня Нина Ануфриева – шестикратная чемпионка России и многократный призер международных турниров по паралимпийской выездке.
- Нина, занимались ли Вы спортом до травмы?
– Это не была травма, это был инсульт спинного мозга. Мне тогда было 12 лет. Но спорт как «быстрее, выше, сильнее» меня никогда не интересовал. Сколько себя помню я «бредила» балетом. Все детство ходила на пальцах. Даже не на цыпочках, а буквально на пальцах. В первом классе к нам вошла в кабинет живая Дюймовочка – это была моя первая преподавательница танцев Людмила Петровна. Она сказала: «Мальчики, девочки! Приходите к нам заниматься танцами». Я побежала со всех ног в тот же день, боясь опоздать. Тогда же был мой первый прессинг на маму: срочно, быстрее, сегодня, быстрее с работы приходи.
Это был 1981 год. Тогда дети могли передвигаться по городу самостоятельно, даже если им 7 лет. Поэтому после школы я ехала на танцы, на переменках делала школьное домашнее задание, а вечером меня забирал из ДПШа (Дом пионеров и школьников, – прим.ред.) папа. Так сбываются мечты: зал, паркет, фортепьяно, станок, зеркала. Я занималась в хореографическом ансамбле «Юность».
- Как Вы пришли в паралимпийский спорт? Почему оставили танцы на колясках и посвятили себя всецело конному спорту?
– Закончив институт – химико-фармацевтическую академию, найдя работу, я пошла в автошколу с ручным управлением, где встретила женщину, которая рассказала мне о танцах на колясках. Я читала об этом в газетах, но к себе почему-то не примеряла. Но в клуб «Танец на колесах» я не сразу попала. Зато случайно побывала на выставке «Иппосфера», где столкнулась со стендом «Солнечного острова» (оздоровительный конный центр во Всеволожске, где тренируются паралимпийцы, а для детей проводятся занятия иппотерапией – прим. ред.). Я стала думать, если не танцы, то может лошади помогут мне укрепить осанку?
Но «Солнечный остров» был далеко. Машины у меня не было, и я напросилась в ближайший конноспортивный клуб «Идель» попробовать посидеть верхом на лошади. И в мае 2002 года попала в прокат. Так лошади вошли в мою жизнь. А работа получила настоящий смысл – мне нужно было зарабатывать деньги на занятия верховой ездой.
Когда уже все наладилось с работой и лошадьми, мне позвонили и пригласили заниматься танцами на колясках. Первым же моим вопросом было: а сколько это будет стоить? Ответ меня удивил: нисколько, занятия бесплатные. Отказаться было невозможно. И папа снова по вечерам стал забирать меня с танцев.
Первый старт в танцах на колясках оказался в Голландии, и первая награда за почетное 4-е место. Танцы стали спортом, а лошади оставались моей жизнью. Но спорт рано или поздно заканчивается, а жизнь продолжается. И по совету друзей попробовала себя в конном спорте. В 2007-м впервые выступила на всероссийских конных соревнованиях в СКК. Тогда уже представляла «Солнечный остров». Удачно получилось.
- Как удается добиться от лошади такой дисциплины и взаимопонимания? Ведь в данном случае седок – человек с ограниченными возможностями здоровья…
– Инвалида или ребенка посадить на необъезженную лошадь было бы преступлением. Поэтому всю подготовку и воспитание лошади выполняют специалисты – берейторы. Берейтор – это тренер лошади. Он приучает лошадь к человеку, к амуниции, к манипуляциям: мыться, чиститься, расчистка копыт, посадка/высадка в коневоз, работа на корде, работа под седлом.
Инвалида сажают на лошадь, с которой уже три года трудились специалисты. Воспитывать лошадь начинают с 3-6 лет. Вот на шестилетнюю, в общем-то, еще молодую Эластику (лошадь, на которой выступает Нина, – прим.ред.) меня и пригласили в 2010 году. Работаем с ней со взаимным вниманием друг к другу. Требуется терпение, адекватность, спокойствие, уверенность, убедительность, иногда твердость. И, конечно же, много-много-много любви.
- Насколько опасно заниматься верхом?
– Падения случаются. Куда без них? Но именно поэтому нужно строго следовать технике безопасности: шлем, сапоги, песчаный грунт в манеже, ежедневная подготовка лошади к посадке инвалида. Ничего нельзя форсировать. В этом случае Бог милует, и травм не случается.
А вот на старте уже полная отдача – прочь страх, предосторожности. В спорте должна быть энергия, риск, азарт, драйв, выплеск адреналина, удовольствие для зрителей и интерес судей. Быть осторожным и сереньким на старте бесполезно. Вас не запомнят зрители и не оценят судьи. Это тот вид спорта, где ты соревнуешься сам с собой. Ведь рядом никого нет. Ты показываешь свой максимум.
- Много времени занимает уход за лошадьми?
– Круглосуточно! Кормить, поить, убирать денники, чистка лошади, подготовка к тренировке, подготовка к отдыху после тренировки, мойка, сушка. Еще нужно выгулять и попасти. И ни на минуту лошади не остаются без контроля. Только в своем денничке. Это их личная комнатка. Здесь прекращаются всяческие манипуляции.
Но в мои обязанности входит только почистить лошадь перед тренировкой, заплести косички, поговорить с ней, пощупать все части тела, понять, что все в порядке и мы готовы к седловке. Так же разобрать ее после тренировки.
- От чего зависит успех в конном спорте?
– От выступления пары. И всадник, и лошадь должны желать одного и того же, а не устраивать шоу на глазах зрителей и судей, кто кого переборет. К сожалению, бывает и такое.
Конечно же, лошадь должна соответствовать критериям судейства. Воздействия всадника должны приводить к абсолютно правильному исполнению программы и все это должно быть наполнено яркими, смелыми, равномерными движениями на всех аллюрах, природной эластичностью и сгимнастированностью лошади во всех упражнениях.
- Уже почти два года Вы занимаетесь в крытом манеже, который окончательно достроили в июне. Теперь есть крыша над головой, всегда под ногами твердый грунт и стены защищают от дождей и ветров. В чем разница тренировок на открытом воздухе и в помещении?
– Грунт благодаря крыше и стенам стал как раз не твердым, а мягким и всегда рабочим. Это очень важно для здоровья лошадей и всадников. Пока у нас не было регулярного грунта, у нас не было регулярной физической нагрузки для лошадей. Дома мы в щадящем режиме делали попытки рыси или даже просто шагали без рыси. А когда приезжали на соревнования, то на хорошем покрытии наши ненатренированные лошади начинали задыхаться – они не могли быть уверенными в своих шагах и аллюрах, потому что слишком велико было недоверие к домашнему грунту, в котором мы то вязли, то скользили.
- Какие существуют ограничения для людей, которые хотят заняться паралимпийской выездкой?
– Это – спорт для всех. Тем он и ценен. Если ты не видишь – лошадь станет твоими глазами. Если у тебя проблемы с руками или их вовсе нет – лошадь станет твоими руками. Если проблемы с ногами – лошадь станет твоими ногами. Конечно же, предварительно это необходимо согласовать с врачом. Если в позвоночнике или в суставах стоит железо, или суставы не смогут принять форму посадки в седле, то было бы безумием садиться на лошадь.
Очень бы хотелось, чтобы каждый колясочник хотя бы два раза в год садился верхом, оказывался на высоте полутора метров над землей и ощущал, что у него есть реальная возможность ходить ногами!
- В любом деле бывают трудности, что Вас вдохновляет идти вперед?
– Перелом и победа – это когда ты упал, поднялся и вернулся в седло. Это способность все отодвинуть, чтобы регулярно и равномерно тренироваться.
- Как Вам удается совмещать тренировки и работу?
– Больше не удается. 16 лет я совмещала свою работу, старты, тренировки. Полтора года назад я уволилась. Сейчас живу на стипендию, которую пока еще выигрываю. Спасибо государству за эту стипендию и клубу за возможность заниматься верховой ездой, Эластике за ее приятие меня и тренеру за достижения, которые складываются из всего вместе.
- Нина, а какой у Вас рецепт мотивации и хорошего настроения?
– Рецепт прост – ни минуты покоя!
Материал подготовлен БФ «ТОЧКА ОПОРЫ»