Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Адская кухня

9 021
Архив/Сергей Куликов/Интерпресс

«Фонтанка» предполагает, что в сфере интересов Евгения Пригожина находится безопасность нашего корреспондента Дениса Короткова, автора серии материалов с именем бизнесмена. Наверняка в целях обеспечения этой безопасности люди Пригожина очень интересуются биографией Дениса. Мы допускаем, что с этими материалами связана серия DDoS-атак на наш сайт.

С некоторых пор сотрудники «Агентства журналистских расследований» стали сталкиваться с ростом постороннего недоброжелательного внимания к своим скромным персонам. Мы не склонны к мании преследования и не драматизируем ситуацию. Обычно это воспринимается с юмором, просто как издержки профессии, когда журналист сталкивается нос к носу с «цинковой мордой соглядатая». Бывает, как говорится, дело житейское.

Поэтому здесь мы не станем рассказывать, как именно и сколько раз обнаруживал за собой слежку Андрей Константинов. И о том, как несколько недель частная «наружка» ездила за автомобилем Евгения Вышенкова, предварительно повесив под днищем радиомаячок. И о том, кто и как записывал встречу для официального интервью Александра Горшкова с послом США, а потом выкладывал эту запись в Интернет (притом что это были не сотрудники ФСБ, а абсолютно частные лица). Мы не станем грузить читателя и правоохранительные органы страшилками про тотальный заговор тайного зловещего ордена.

Мы расскажем простую историю, которую и проверить при желании можно быстро и просто. Было бы оно, это желание.

Материал «Кухня частной армии» о связях людей из службы безопасности Пригожина с замеченной в Сирии ЧВК Вагнера был опубликован «Фонтанкой» 9 июня. Через три часа в социальной сети нашим корреспондентам стали поступать сообщения от неизвестного с запросами личных данных автора статьи Дениса Короткова.

Два сообщения в соцсети «ВКонтакте» получили корреспонденты «Фонтанки». Содержание, за исключением имен, было идентичным:
«Привет. Не подскажете дату рождения Короткова? Хотели одноклассникам сюрприз сделать, и никто не помнит дату».

Автор послания Kriv Vetka. На аватарке Феликс Дзержинский. В биографии: 24 года, из Хабаровска. Анкета 24-летнего Kriv Vetka из Хабаровска есть на сайте знакомств «Фотострана», но в графе «пол» стоит галочка «женский». В Facebook пользователь с таким же именем и аватаркой указал, что живет в Петербурге.

«Фонтанка» задала свои вопросы и получила любопытные ответы. Журналисты по природе не могут держать в себе секреты, поэтому делимся с читателем.

Редакция знает все и даже немного больше, чем Денис. Например, мы знаем и можем доказать, что Kriv Vetka писал письма с IP-адреса, зарегистрированного на компанию «Главсеть». Это вновь образованное юрлицо знаменитой «фабрики троллей», которая базируется в бизнес-центре на Савушкина, 55. Под крылом «фабрики» работает широкий штат прокремлевских блогеров и СМИ. Считается, что ее деятельность спонсирует Евгений Пригожин. Директором «Главсети» является бывший начальник Московского РУВД Михаил Быстров. Он же был руководителем и предыдущего юрлица «фабрики» – компании «Интернет исследования».

Позволим себе дать совет неуклюжим «интернет-разведчикам»: разыскиваемые ими персональные данные журналиста, насколько известно редакции, уже давно имеются в службе безопасности их хозяина и заказчика.

«Фонтанка» вступила в переписку с «одноклассником» Дениса Короткова еще и потому, что наметилась нехорошая тенденция. Массированной атаке в социальных сетях в последнее время подвергаются петербургские блогеры и общественные деятели, которые позволяли себе не соглашаться с общепринятым восприятием окружающей действительности.

«Постебаться над страной»

Среди наиболее ярких эпизодов один связан с активистом движения «Наблюдатели Петербурга» Данилой Александровым. В начале года в соцсети «ВКонтакте» неизвестными был создан фейковый аккаунт «Даниила-Абу-Ильяс Александрова». Фотография аватарки в поддельном аккаунте насторожила Александрова, так как он узнал на ней себя, но понял, что снимок был сделан тайно, во время его прогулки с собакой. На странице «Абу-Ильяса» без намека на пунктуацию было написано: «Я могу постебаться над страной в которой живу, и над теми кто ее защищает. Я думаю что это круто и смешно. и мне ничего за это не будет».

Через несколько недель Данилу Александрова избили возле собственного дома.

На данный момент нельзя точно назвать количество нападений на пользователей соцсетей, у которых накануне появлялись фейковые аккаунты с «изобличающими» записями. Известно, что как минимум двум петербуржцам – Юлии и Руслану – сожгли автомобили, а перед этим писали им нелицеприятное с поддельных страниц, где на аватаре были установлены фотографии супругов.

Есть и еще одно обстоятельство, которое объединяет Данилу, Юлию и Руслана. Их имена числятся в базе данных на портале Whoiswhos.me (домен Черногории). Здесь аккумулировались данные о блогерах, которые допускали критические отзывы по отношению к власти. База данных обширна, «карточки» некоторых персоналий изобилуют такими подробностями, как скан паспорта или номер ИНН. После шумихи в СМИ и пулеметной очереди из депутатских запросов сайт перестал работать. Сейчас доступен только в кэше поисковика.

Очередное нападение произошло 9 июня. Неизвестные избили администратора группы в соцсети «Преступная власть» Егора Алексеева. Медики зафиксировали у блогера перелом носа и сотрясение мозга. По словам Алексеева, накануне нападения он также получал угрозы в соцсети, неизвестные пеняли ему на излишне оппозиционную деятельность.

Всего, по данным СМИ, за последнее время были избиты 7 человек. Существовало ли на них досье на сайте Whoiswhos.me, сейчас уже не установить, так как портал, напомним, был заблокирован. 20 июня стало известно, что как минимум одно уголовное дело возбуждено – по факту поджога автомобиля петербурженки Юлии.

«А если за ним ничего нет?»

Портал Whoiswhos.me был создан в конце ноября 2015 года, но его реальный собственник скрыт за сервисом Whois Privacy Corp. При этом услуги хостинга предоставляет харьковская компания ИТЛ. Примерно в одно время с Whoiswho.me у харьковского ИТЛа появился еще один клиент – портал frolnews.ru, который специфически освещает события на Украине. Например, на его главной странице можно найти следующий коллаж: президент Украины Петр Порошенко изображен в военной форме со свастикой.

Мы не стали бы упоминать вместе Whoiswhos.me и frolnews.ru, если бы не один факт. Как показало расследование британского журналиста Лоуренса Александера, «фабрика троллей», которую принято связывать с Евгением Пригожиным, имеет отношение к многочисленным сайтам, посвященным событиям на Украине. Британец обнаружил, что они имеют одинаковые id в системе Google Analytics – бесплатного инструмента для анализа посещаемости сайта. А в качестве контактной почты при регистрации был оставлен электронный адрес, который, предположительно, принадлежал сотруднику «фабрики» Никите Подгорному.

Среди десятка сайтов, которые британец связал с «фабрикой троллей», было «Новостное агентство Харькова» (НАХ) и Whoiswho.com.ua. Второй сайт впоследствии был заблокирован в украинской доменной зоне и переехал в зону .org, хотя контактный адрес почты по-прежнему указан с адресом com.ua. Whoiswho.org по контенту и манере подачи материала похож на frolnews.ru, а его название, как можно судить, напоминает адрес Whoiswhos.me, где публиковались личные данные избитых в Петербурге людей.

Примечателен и тот факт, что оба упомянутых портала хостятся за пределами Украины, хотя тому же «Новостному агентству Харькова» было бы логично пользоваться услугами харьковского ИТЛа.

Денискины рассказы

Денис Коротков пишет о разнообразных интересах знакового бизнесмена Пригожина с 2014 года, когда подробно расписал бизнес-схему работы "фабрики троллей" в Ольгино. Потом Денис увлекся Министерством обороны, посвятив себя исследованию земель на военных полигонах. От земельного вопроса перешел к жилищному и снова наткнулся на структуры, аффилированные с Пригожиным. Потом были проблемы с военными котельными, которые обслуживали так, что у прокуратуры появились неудобные вопросы. И снова звучало имя Евгения Пригожина.

Когда в Минобороны появилась новая структура «ГУ ЖКХ», отдавшая двухгодичные контракты объемом в 40 миллиардов рублей фирмам, за которыми стояла фигура ресторатора, мы не удивились. И когда выяснилось, что обслуживание военных городков лежит вне плоскости закона, не удивились тоже.

Кроме того, Коротков первым из журналистов рассказал о российских «солдатах удачи», принимавших участие в вооруженных конфликтах сначала в Сирии, потом в Донбассе, а затем снова в Сирии. Про ландскнехтов российского происхождения Денис пишет с 2013 года. Это материалы о том, как зарождалась частная военная компания, как погибла, как возродилась под именем ЧВК Вагнера.

В сентябре 2015 года РФ официально объявила о спецоперации в Сирии, а уже в октябре «Фонтанка» писала о наборе добровольцев, желающих сражаться на стороне Башара Асада. Весной 2016 года удалось документально подтвердить: за свою боевую работу вагнеровцы удостаиваются официальных государственных наград.

Имена людей из окружения Евгения Пригожина в связке с ЧВК Вагнера всплыли после 25 мая 2016 года, когда кортеж ресторатора был задержан ФСБ за незаконное использование спецсигналов и «блатных» номеров. После этого внезапного подарка от чекистов и появилась статья под названием «Кухня частной армии».

«Всегда что-то есть»

Остается только добавить, что своими публикациями мы доставили массу неудобств собственной службе IT-безопасности, которым пришлось отражать DDoS-атаки, обрушившиеся на сайт в день выхода материала «Кухня частной армии». Попытки вывести сайт из строя продолжались в течение недели. Заявление в полицию написано. При наличии воли установить исполнителей нападений и заказчика серии DDoS-атак не составит труда.

Для того чтобы определить авторов угроз, у полицейских есть два пути. Первый – отследить IP-адреса и провайдера отправителей. Официальный запрос – и на руках ФИО или данные юрлица. Второй путь основан на понимании того, что нападающие знали домашние адреса жертв, а значит, могли пользоваться услугами источников в правоохранительных органах. В этом случае занимающемуся расследованием оперативнику нужно лишь посмотреть, кто из его коллег запрашивал в ведомственных базах данных информацию на Даниила Александрова, Егора Алексеева и владелицу сожженной машины, а затем зайти в кабинет коллеги и задать вопрос: «Кто попросил?»

«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях