Городские парламентарии поддержали законопроект о борьбе с коррупцией, чтобы разрешить себе не отчитываться публично о дорогих покупках. Такую возможность им дал Путин. И они с радостью ею воспользовались.
Комитет по законодательству петербургского ЗакСа рекомендовал депутатам принять в первом чтении поправки к законопроекту о борьбе с коррупцией. В нем, в частности, говорится о возможности депутатов больше не отчитываться публично о том, за счёт каких средств были совершены дорогостоящие сделки с недвижимостью, транспортом и ценными бумагами в случае, когда сумма покупки превысила доход законотворца и его супруги за последние 3 года. Как говорят в ЗакСе, соответствующие изменения их обязал выполнить президент Владимир Путин.
Норма о публикации соответствующих объяснений при осуществлении роскошных приобретений депутатами существует с ноября 2013 года. Это значит, что теоретически петербургские законотворцы могли воспользоваться ею дважды: при отчете за 2013 и 2014 годы. Однако, согласно открытым источникам, официальной возможностью очистить совесть и развеять подозрения у избирателей воспользовался лишь один депутат ЗакСа. В 2014 году им стал эсер Алексей Ковалев. В декларации он написал, что купил квартиру площадью 105 кв. м на депутатскую зарплату, доходы от научной деятельности, от продажи имущества и накопления за предыдущие годы. Вспоминая об этом спустя 2 года, он рассказал «Фонтанке», что тогда «попал» под новую норму закона, ведь превышение его покупки было лишь на 100 тысяч рублей, и те он взял в долг, но писать об этом в декларации, по его мнению, было бы некорректно, поэтому в записке он указал «накопления».
Обязанность рассказывать о том, на какие шиши депутаты совершили роскошную покупку, придумали при Дмитрии Медведеве, а отменили по настоянию Владимира Путина. Соответствующий законопроект был внесен в Госдуму президентом летом 2015-го, принят и подписан уже осенью, в ноябре 2015 года. Событие прошло абсолютно не замеченным СМИ вкупе с другими изменениями.
Например, на сайте Кремля акцентировали внимание на корректировках, касающихся запрета отдельным категориям лиц открывать и иметь счета, хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках. О законодательных изменениях вряд ли бы вспомнили и сейчас, если бы депутатам не остался месяц до сдачи последней предвыборной декларации, когда к каждому рублю приковано повышенное внимание журналистов. Впрочем, в комитете по законодательству при петербургском парламенте считают по-другому.
«Федеральный законодатель внес такие изменения, поэтому и мы должны поменять наш закон. В ФЗ не написано, что субъект (Петербург) может определять порядок публикования сведений об источниках получения средств на сделку, если она превышала доход депутата и супруга за последние три года», – пояснили в аппарате комитета ЗакСа, который возглавляет депутат Виталий Милонов.
Другое мнение выразил «Фонтанке» депутат Александр Кобринский, участник комитета по законодательству, но сегодня на заседании не присутствовавший (однако проект читавший): «Дело в том, что федеральный закон – рамочный, и многое мы можем устанавливать сами. Если сказано, что в городах может быть от 45 до 100 депутатов, значит, можно и 50, и 90 посадить в ЗакС, – так же и здесь. Более того, не думаю, что прокуратура обратилась бы к нам с требованием убрать этот пункт».
По словам Кобринского, публикация сведений о средствах, потраченных на крупную сделку, – вещь формальная. То есть отсутствие публикации не означает снятие обязанности сообщить в службу кадров о том, Аллах ли послал деньги на квартиру, или сосед одолжил. «Это объяснение все равно ляжет на стол службы кадров, но его, скорей всего, никто и не увидит. С юридической точки зрения это ничтожно. Ведь депутату достаточно написать, что он получил, к примеру, 10 млн взаймы у столетней бабушки, у которой пенсия 5 тысяч рублей. Бабушка же в этой ситуации – лицо неподотчетное и 10 млн рублей даже при маленькой пенсии иметь может. Но речь идет о репутации. Раньше избиратели могли задуматься, верят ли они депутату про историю с бабушкой или нет. А теперь, видимо, не смогут. Это такой... политический вопрос», – добавляет Кобринский.
Отметим, что в целом депутаты ЗакСа довольно легкомысленно относятся к декларации о своих доходах, регулярно предоставляя информацию или неточную, или неполную. Например, в прошлом году прокуратура отметила, что депутат Сергей Никешин не указал в своей декларации о доходах 17 коммерческих структур, учредителями которых он является. До этого в 2014 году проверка комиссии петербургского ЗакСа установила, что депутат Игорь Коровин не указал сведения о своем участии в качестве учредителя ряда компаний.
Однако ни в одном, ни в другом случае санкций со стороны работодателя не последовало — мандата не лишились ни Коровин, ни Никешин. Упустил депутатское кресло, в том числе и из-за ошибок в декларации, лишь депутат Александр Салаев. В 2013 году «Фонтанка» выяснила, что вместо заседаний он проводит время на испанской вилле.
Претензии при этом к петербургским законодателям возникали нередко. Как напоминают в Фонде борьбы с коррупцией, тот же глава комитета по законодательству Милонов купил и отстроил коттедж в Стрельне на сумму, превышающую его доход.
«Это, на самом деле, очень показательно. Фонд борьбы с коррупцией разрабатывает инициативу, которая призвана бороться с незаконным обогащением, а депутат Милонов – инициативу, которая это незаконное обогащение будет скрывать», – сделали вывод в петербургском ФБК.
«По большому счету, это все для галочки. Сильно никого не накажут. Сколько у нас депутатов Госдумы живет на Рублевке? И стоимость их домов явно превышает их зарплаты. А сенатор Вячеслав Фетисов с американскими компаниями? И ему тоже — ничего. Эта норма не работает. Сложно работать закону в стране, где живут понятиями», – резюмировал глава петербургского Фонда борьбы с коррупцией Дмитрий Сухарев.
Ксения Клочкова, «Фонтанка.ру»