Петербургский клуб проверен пожнадзором после письма, отправленного с IP-адреса прокуратуры. Сегодня, 9 февраля, бизнес впервые пожаловался своему омбудсмену на взаимовыручку госорганов. Прокуратура пеняет на wi-fi.
Сегодня, 9 февраля, петербургский бизнес-омбудсмен Александр Абросимов впервые погрузится в сетевые тайны прокуратуры. Его вмешательства потребовала недавняя проверка клуба «А2» прокуратурой, пожнадзором и Следственным комитетом. Точнее, ее повод – электронное письмо студента Поняткина, чья дислокация в Сети удивительным образом совпала с местоположением надзорного ведомства.
Обращение клуба «А2» к уполномоченному по правам предпринимателей навеяно не затянувшимся корпоративным спором, а хмурым ноябрьским вечером прошлого года. 17-го числа, в 18 часов 35 минут, в электронную приемную прокуратуры Петербурга поступило обращение № 70860/669. Форма письма предусматривает ввод ФИО, рода занятий и e-mail. Автоматически сервер прокуратуры дополнительно считал и прописал в шапке обращения IP-адрес – уникальный идентификатор устройства или организации, за которой этот адрес закреплен.
Податель письма представился студентом Игорем Станиславовичем Поняткиным.
«Уважаемый прокурор! 14 ноября 2015 года я принимал участие в концерте World of Drum&Bass в клубе «А2» на проспекте Медиков, 3», – начиналось письмо.
Студент делился с Сергеем Литвиненко тревогой: народу было много, при входе образовалась толпа, охрана не досматривала.
«В связи с недавними событиями в Париже (видимо, автор имел в виду террористическую атаку 13 ноября. – Ред.) у меня возникла мысль, что должны приниматься все меры для безопасности лиц, присутствующих на концерте, что не было, по моему мнению, предпринято».
Еще пытливый любитель музыки «бум-бум» не заметил огнетушителей, схем эвакуации и запасных выходов.
Утром 18-го, в 8 часов 57 минут, на распечатанное обращение работник прокуратуры поставил штампик, а от руки была наложена резолюция: «Организовать проверку с привлечением СК и МЧС». Что и было сделано.
В клубе удивились. Во-первых, с 21 октября пожнадзор уже проверял, и как раз 17 ноября составил акт, предписав устранить нарушения. Во-вторых, генпрокурор Чайка своим указанием № 236/7 от 8 августа 2011 года запретил необоснованное вмешательство подчиненных в деятельность организаций. Обращения, не входящие в компетенцию прокуратуры, направляются в профильные ведомства. В данном случае – пожнадзор. Но клуб проверяли комплексно.
Так бы и остался студент Поняткин безвестным, но без добра нет худа. В середине января было возбуждено административное дело, и «А2» ознакомили с материалами, в том числе – электронным обращением.
В нем значился IP 84.204.234.210. Открытый поиск приводит к диапазону адресов, которые с 2013 года предоставлены узлу с сетевым именем «Прокуратура». Мы грешным делом предположили, что некая организация арендовала IP и назвалась прокуратурой.
Принадлежность адреса точно знает арендодатель – «Северо-Западный Мегафон». В организации нам сообщили:
«Предоставим только по запросу правоохранителей. Прокуратуры, например».
Делать нечего, поинтересовались у надзорного ведомства. Оно признало «айпишник» своим и нашло неожиданное объяснение феномену:
«Обращение было отправлено с планшета. Воспользовались нашим wi-fi у приемной граждан в прокуратуре города».
«А2» обратился к бизнес-омбудсмену, добиваясь отмены результатов проверки и предполагая другую причину сетевой уязвимости:
«Гражданина с указанными ФИО не существует. Видимо, обращение направлено неустановленными сотрудниками прокуратуры, чтобы имелся повод для еще одной проверки».
Александр Абросимов примет коммерсантов сегодня. Случай для него прецедентный. «На проверки жалуются периодически, на письма контролирующих органов самим себе – впервые», – уточнили в его аппарате.
Независимо от того, к каким выводам придет бизнес-омбудсмен, от истории уже есть польза. Туристические справочники могут наносить Исаакиевскую площадь, 9 (Дом Мятлевых, или прокуратура Петербурга), на карту мест бесплатного Интернета с режимом работы после 18:00.
Александр Ермаков,
«Фонтанка.ру»