Вступая в новый год, «Водитель Петербурга» подводит итоги минувшего. Вспомнить всё невозможно, да и не нужно. Мы решили перечислить лишь некоторые из важных и громких событий, о которых говорили и писали в 2015-м. Изменения в законах, кризис, скандалы, парковка вместе с эвакуацией и, конечно, происшествия – вот что беспокоило нас в прошлом году и вряд ли покинет в этом.
Законы
Ежегодно принимается множество указов и поправок, корректирующих законодательство. В минувшем году новыми нормами пополнился главный закон автомобилистов – ПДД. Изменения в него (и, соответственно, в УК) были внесены 1 июля 2015 года. Водителей обязали в случае мелкой аварии как можно скорее очистить проезжую часть, то есть не дожидаясь сотрудников ГИБДД и по возможности вообще без их участия. За вождение в нетрезвом виде начали сажать в тюрьму – если водителя поймали на этом не первый раз и если он совершил смертельное ДТП. Строже стали контролировать и перевозчиков детей. Новые обязанности появились у пешеходов, правда пока только вне города.
Непростой бизнес автогигантов
«Дизельный скандал» обернулся для концерна Volkswagen многомиллиардными штрафами, значительным падением продаж, принудительным отзывом автомобилей, отставкой генерального директора и в целом провалом репутации. Началось все с того, что американцы обвинили Volkswagen в установке на дизельные автомобили программного обеспечения, занижающего реальные показатели выбросов вредных веществ в 40 раз. А Ди Каприо даже собрался снимать фильм на эту тему.
Россия тем временем осталась без GM. Падение спроса и рост цен вынудили американский концерн пересмотреть стратегию развития в нашей стране. Он полностью отказался от продаж Opel и большинства моделей Chevrolet, сохранив только премиальный сегмент. 18 марта компания остановила производство на заводе в Шушарах, а затем свернула контрактную сборку автомобилей на ГАЗе. 1 января 2016 года российские продавцы потеряли статус официальных дилеров Opel и Chevrolet. Подобные решения – об уходе или сокращении производства и продаж в России – приняли и некоторые другие автогиганты, например SsangYong, Honda, Mitsubishi.
Top Gear
Ещё один уход потряс весь мир. Причиной его стали не сложные процессы в экономике, а простой человеческий фактор. После скандала из-за куска стейка уволился известный ведущий Top Gear Джереми Кларксон. За ним ушли и его коллеги Джеймс Мэй и Ричард Хаммонд. Руководство BBC не простило бунтаря и оставило телезрителей без любимой передачи, несмотря на собственные убытки. Зато теперь будут две программы вместо одной. Новым ведущим Top Gear стал журналист Крис Эванс, а Кларксон с товарищами принялся снимать шоу для Amazon.
Парковка: намерения и реальность
Для петербуржцев одной из самых обсуждаемых тем прошлого года стала парковка. Во-первых, в центре города появилась большая зона платной парковки. И хотя многие ни разу ею не воспользовались, её введение стало переломным моментом использования городского пространства, обозначающим то, что правила игры изменились. Правда, пафос ситуации, как водится, оказался снижен комизмом русской действительности. Из-за отсутствия договоренностей с МВД Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга не получил возможности штрафовать нарушителей платных парковок, а значит, парковаться можно было бесплатно.
Что касается карательных мер к нарушителям правил парковки, здесь им, казалось бы, пошли навстречу. 19 июня 2015 года вступили в силу изменения в КоАП, разрешающие забрать автомобиль с эвакуатора, пока последний не начал движение. С 9 августа было запрещено увозить машины в отсутствие таблички «Работает эвакуатор». Тогда владельцы штрафплощадок Петербурга из своего кармана оплатили установку знаков.
Еще одна парковочная история развернулась на социально значимом поле защиты слабых. Летом сотрудники ГИБДД вместе со службами эвакуации резко взялись за очистку парковочных мест для инвалидов, в основном около торговых центров. В ГИБДД объяснили, что таким образом «будят совесть водителей». Автомобилисты же замечали множество странностей. Например, проведение эвакуации по вечерам, когда свободных мест в избытке и интересы инвалидов уж никак не ущемляются. Или непосредственное совмещение установки знаков «Места для инвалидов» и эвакуации. А то и вовсе исключение всякой возможности занять место для инвалида, в том числе самому инвалиду (фото).
В итоге общими усилиями 2015 год стал рекордным по количеству эвакуированных автомобилей, а значит, и по объему собранных с водителей денег.
«Сбор Ротенберга»
Еще один новый и очень мощный инструмент для сбора денег – система «Платон», запущенная 15 ноября 2015 года. Она позволяет собирать с грузовиков массой свыше 12 тонн плату в счет возмещения вреда, причиняемого дорогам, – так называемый «сбор Ротенберга». С 15 ноября по 30 декабря благодаря «Платону» в федеральный дорожный фонд поступило более 2 миллиардов рублей. Деньги обещают тратить на ремонт дорог. Правда, есть и тёмные стороны. Так, Навальный выяснил, что еще больше «Платон» получит собственно от государства – 10 миллиардов рублей. Дальнобойщики тем временем продолжают протестовать. Власть решила пойти на уступки: в 90 раз снижены штрафы за неуплату сбора (тем более что оплате мешают сбои в работе системы) и должен быть отменен транспортный налог для грузовиков.
ДТП
В минувшем году случилось множество страшных ДТП (при этом статистика говорит о снижении аварийности). Но их мы сейчас вспоминать не будем. Приз в номинации «ДТП» получает одна из самых необычных аварий года. Солнечным июньским днём на Кубинской улице не смогли разъехаться «прошлое» и «будущее»: от неизвестного транспортного средства отцепился прицеп с сеном и въехал в гибридный автомобиль Toyota Prius. Ни один юморист не пострадал.