Почти в половине районов региона за содержание трасс ответит компания "НордСтройТранс", раньше в крупных подрядах незамеченная. Вместо штата из полутора тысяч работников и техники на миллиард, в этой фирме – полсотни человек и нежелание тратить время. Председатель дорожного комитета Михаил Козьминых не в курсе, почему прервалась 30-летняя практика сотрудничества с ДРСУ.
Одномоментно поменялся рынок содержания дорог Ленинградской области. Накануне выходных по случаю Международного женского дня, 6 марта, начали объявлять победителей в конкурсах по содержанию региональных дорог на 2015 и I квартал 2016 года. Всего их проводилось семь, по семнадцати районам, а общая сумма контрактов составляет 2 миллиарда рублей.
Протоколы рассмотрения заявок позволяют сделать вывод о том, кто в ближайший год будет заниматься уборкой снега, посыпкой дорог солью зимой, поливкой летом, ямочным ремонтом и формированием обочин.
Если внимательно изучить документацию, выйдет, что впервые за всё время существования дорожно-ремонтной отрасли Ленобласти в её современном виде подряды не взяли региональные госпредприятия – дорожно-ремонтные строительные управления (ДРСУ).
Семь районов из семнадцати будет обслуживать ООО "НордСтройТранс". Речь идёт о Всеволожском, Ломоносовском, Кировском, Гатчинском, Тосненском, Киришском и Волосовском. Они объединены в два лота, общая сумма контрактов – 901 миллион рублей.
Три района отойдут к ООО "ЭнергоСтроительнаяКомпания". Это Лужский, Кингисеппский, Сланцевский районы и 324 миллиона рублей.
За дороги Волховского района отвечать будет ООО "РемСЭД", за что из казны ему передадут 95 миллионов рублей.
Оставшиеся шесть районов поделили между собой местные дорожные управления.
Так, за содержанием дорог Выборгского района будет следить Выборгское дорожное ремонтно-эксплуатационное управление (ДРЭУ), цена лота составила 288 миллионов рублей. В Приозерском районе победу одержало Приозерское ДРСУ, которому достанется 108 миллионов рублей. Лодейнопольскому ДРСУ отошли 347 миллионов рублей и соответствующие обязанности по Лодейнопольскому, Подпорожскому, Тихвинскому и Бокситогорскому районам.
Нетрудно сложить: из двух миллиардов 1 миллиард 320 миллионов достались частным фирмам, 743 миллиона рублей – ДРСУ. При этом почти половина средств уйдёт на счёт ООО "НордСтройТранс".
НА ЧЕТЫРЕ БУКВЫ
Для того чтобы понять, насколько щепетильна ситуация, стоит вспомнить, что скрывается за аббревиатурой из четырёх букв.
Дорожные ремонтно-строительные управления создавались в СССР во второй половине прошлого века. Их задача – сохранение существующей дорожной сети общего пользования и её содержание, в том числе и в зимние месяцы.
В Ленобласти 19 ДРСУ, каждое обслуживает определённую территорию. Традиционными зонами считаются не границы районов, а исторически сложившиеся участки. Например, Выборгский район разделён между Выборгским ДРЭУ и Рощинским ДРСУ, Ломоносовский – между Ломоносовским ДРСУ и Пригородным ДРСУ № 1. Лодейнопольский и Подпорожский районы, наоборот, объединены под Лодейнопольское ДРСУ. Единственным исключением являлась компания "РемСЭД", которая исконно, в советское время под другими названиями, обслуживала Волховский район.
Принцип такого деления соблюдался и в современном периоде. Как пояснил один из собеседников издания в дорожной отрасли, "хоть для получения денег стало нужно участвовать в конкурсе, но все всё понимали". Так, конкурсы, объявленные ГУ "Ленавтодор" на содержание и ремонт дорог в 2010-2013 годах, выиграли различные ДРСУ.
К 2013 году функции по содержанию дорог передали в дорожный комитет, в результате чего, впрочем, традиция не поменялась. Конкурсы по содержанию региональных дорог в 2014 году и первом квартале 2015 года проводились по 10 лотам на общую сумму 2 миллиарда 364 миллиона рублей.
Аукцион в Волховском, Киришском, Кировском районах выиграла фирма "РемСЭД" (248 миллионов рублей); в Ломоносовском районе – Пригородное ДРСУ (117 миллионов рублей); во Всеволожском районе – Пригородное ДРСУ (248 миллионов рублей); в Гатчинском и Тосненском районах – Гатчинское ДРСУ (278 миллионов рублей); в Лужском районе – Лужское ДРСУ (142 миллиона рублей); в Лодейнопольском и Подпорожском районах – Лодейнопольское ДРСУ (176 миллионов рублей); в Приозерском районе – Приозерское ДРСУ (108 миллионов рублей); в Бокситогорском и Тихвинском районах – Бокситогорское ДРСУ (171 миллион рублей); в Выборгском районе – Выборгское ДРСУ (288 миллионов рублей); в Волосовском, Кингисеппском и Сланцевском районах – Кингисеппское ДРСУ.
Считается, что тогда районы сгруппировали в лоты для того, чтобы уменьшить затраты предприятий. Тем более что, несмотря на формальный положительный баланс, финансовое состояние многих ДРСУ печально. По данным источников в дорожной отрасли, наиболее сложная обстановка в Ломоносовском, Рощинском, Тосненском управлениях.
Схема по участию всех ДРСУ рушилась только юридически, а на самом деле осуществлялась по принципу главенствующих и малых предприятий: если аукцион по Тихвинскому району выиграло Бокситогорское ДРСУ, это не значило, что Тихвинскому ДРСУ не доставался субподряд. И так далее.
Предполагалось, что схема "каждому по заказу" пройдёт и в 2015 году. Как иначе объяснить, что Всеволожское ДРСУ подавало заявки на лот по Всеволожскому, Ломоносовскому и Кировскому районам (выиграло НСТ), Гатчинское ДРСУ – на Гатчинский, Киришский, Тосненский и Волосовский районы (выиграло НСТ), Лужское ДРСУ – на Лужский, Кингисеппский и Сланцевский районы (выиграло ЭСК).
Но по этим лотам ДРСУ не допустили до участия в конкурсе – сняли сразу после рассмотрения заявок.
Руководители этих организаций, как показалось корреспонденту 47news, сейчас находятся в тяжелом недоумении. Так, директор Всеволожского ДРСУ Алексей Струков сообщил, что причиной отклонения его заявки стали мелкие недочеты в документах. Огрехи нашлись даже несмотря на то, что компания обслуживала территорию 30 лет. Глава Лужского ДРСУ Владимир Сацкий рассказал журналисту, что причиной отклонения его заявки "стало отсутствие в документах некоторых параметров используемой предприятием асфальтобетонной смеси". Несмотря на то, что ДРСУ использовало смесь с этими параметрами последние 35 лет.
НА ТРИ БУКВЫ
На этом моменте можно было бы говорить о новой вехе в истории дорог Ленобласти. Например, о том, что госпредприятия в целом считаются не самыми эффективными организациями.
Но 47news выяснил: без работы ДРСУ не останутся.
По данным "СПАРК-интерфакс", директором "НордСтройТранса" (НСТ) является Филипп Купоров, собственник – Виктор Стаганович. Компания зарегистрирована в 2010 году с уставным капиталом 10 тысяч рублей.
Известно, что в 2013 году фирма выиграла три конкурса комитета по дорожному хозяйству Ленобласти по ремонту дорог во Всеволожском и Выборгском районах. Общая сумма контрактов – 644 миллиона рублей. Речь идёт о ремонте участков дорог Санкт-Петербург – посёлок им. Свердлова – Всеволожск, Песочное – Киссолово, Санкт-Петербург – Колтуши, Санкт-Петербург – Матокса, Молодежное – Верхнее Черкасово, Высокое – Синицыно.
То есть, победа в двух новых конкурсах обеспечила НСТ больший доход, чем за все предыдущие годы существования.
Само предприятие зарегистрировано по улице Первого Мая в Красном Селе. Судя по данным Google-maps, здание, в котором располагается компания, занявшаяся содержанием дорог двух третей Ленобласти, представляет из себя двухэтажный домик, по соседству с магазинами мебели. По данным налоговой службы, по состоянию на 2013 год там числилось 8 сотрудников, а годом ранее был один.
Руководителю компании Филиппу Купорову 36 лет, он из Красного Села. Как таковая его фигура ничем непримечательна, кроме того, что лично на нём записано два прицепа, три КамАЗа, Mercedes Sprinter 2002 года выпуска, Ford Focus 2001 года, Dodge Challenger 2009 года, BMW 1991 года. Также Купоров является учредителем гатчинского ООО "Ростра", занимающегося строительными работами по прокладке труб.
Что касается требуемого количества техники для осуществления работ по выигранным тендерам, то его можно рассмотреть на примере Всеволожского района. Содержанием сети занимаются сразу два ДРСУ: Всеволожское и Пригородное №1. Совокупно два ДРСУ имеют на балансе 25 комбинированных дорожных машин. Каждый из этих автомобилей на базе самосвала КамАЗ, предназначенного для посыпки дорожного полотна, вместе с оборудованием стоит около 4,5 миллиона рублей. Кроме того, эти предприятия имеют 8 специальных погрузчиков и 8 грейдеров. Стоимость каждой единицы этой техники также колеблется между 3 и 4 миллионами рублей. Еще примерно 4 миллиона стоит шнековый ротор, применяемый для расчистки дорог при сильных снегопадах. Их у ДРСУ Всеволожского района два, как и поливальных машин, стоимость каждой из которых около пяти миллионов рублей.
Так что, если какое-либо предприятие захочет закупить столько тяжелой техники, сколько необходимо для содержания дорожной сети только одного Всеволожского района Ленобласти, ему придется истратить по меньшей мере 160 миллионов рублей. Не считая средств на массу переносного оборудования, легких автомобилей и зарплаты работников – в обоих ДРСУ работают около 200 человек.
По самым скромным подсчётам, если умножить на семь районов, НСТ понадобится около 1500 человек и более миллиарда рублей. Это, конечно, если выполнять работу самому, а не брать субподрядчиков.
ДВА МНЕНИЯ В ОДНОМ
Представившись потенциальным коллегой и попросив о возможности нанять НСТ на подряд по уборке улиц в одном из районов Санкт-Петербурга, мы поговорили с Купоровым (запись разговора имеется в редакции 47news).
- По количеству людей, сколько у вас работает человек?
– Разговор неправильный. У меня сейчас 50 человек работает, но у нас есть прямые подрядные договора с ДРСУ, понимаете? У нас они уже на субподряде – ДРСУ … которые содержат область по нашим контрактам. Поэтому рассмотреть их выход не проблема.
<…>
- А что касается техники, я правильно понимаю, что вы привлекаете ДРСУ с техникой, и они работают?
– Да, где-то наша техника работает. Но в большинстве случаев – да, ДРСУ работает.
- А вот КэДээМ – комбинированная дорожная машина. Их должно быть не менее десяти штук. Они у вас есть?
– Это и есть основная техника уборочная… Давайте, чтоб время нам не тратить, нужно вам рассказать мне, о каком контракте идёт речь, и какой процент понижения нам предлагается как субподрядчику… Так мы время тратим, говорим ни о чём… Я трачу время и силы, рассказываю какие-то нюансы. Хотя, в принципе, я вам скажу, что работой мы обеспечены. В бедственном состоянии по работе в данный момент не находимся…
Как показалось журналистам, разговор как раз был конкретный.
Кстати, на сайте НСТ можно найти упоминание об 11 единицах техники, которые фирма готова сдать в аренду.
Когда же корреспондент сделал официальный звонок Купорову, представившись журналистом 47news, директор Купоров был менее словоохотлив.
- По нашей информации, ваша компания выиграла конкурсы на содержание и уборку в семи районах Ленинградской области. Это верно?
– Верно.
- Также, по нашей информации, на этот объём работ нужно примерно 1500 человек и техники порядка на миллиард рублей. Вы обладаете такими силами?
– Я в данный момент комментарии не даю.
- Я же не прошу ваши комментарии. Деньги бюджетные, а информация о дорогах волнует жителей Ленобласти. Компания, выигравшая столь мощный подряд, имеет ли она возможности работы выполнить?
– На данный момент это является коммерческой тайной, и никаких комментариев я вам не дам.
- Верна ли информация, что у вас в штате 50 человек, а технику применяете на подряде?
– До свидания.
После переговоров с директором журналист издания задал вопрос руководителям Ломоносовского и Лужского ДРСУ, согласятся ли они стать подрядчиками в конкурсах, в которых намеревались выиграть.
– А куда деваться? – таков был общий смысл их ответов.
ИНТРИГА КОНКУРСА
Мы задали вопрос председателю комитета по дорожному хозяйству (КДХ) Михаилу Козьминых, как так получилось, что подряды взяла фирма практически без опыта, а подведомственные ему ДРСУ даже не допустили до аукциона. Выяснилось, что глава КДХ пока не знает точных причин, по которым ДРСУ были отстранены от участия в контрактах.
"Пока мы не получали комментарии от конкурсной комиссии. Будем встречаться и узнаем причины. Сейчас мы готовимся к подписанию контрактов, которые должны быть заключены до 20 марта", – рассказал он.
Председатель КДХ отметил, что компания "НордСтройТранс" (НСТ) ему знакома, но в качестве исполнителя по ремонтным работам.
"Я сомневаюсь, что у НСТ нет техники для обслуживания дорог. Иначе особого смысла ввязываться в эти конкурсы нет, ведь на самом деле они не являются прибыльными. Сейчас мы имеем возможность выделять не более 35% средств, необходимых для содержания дорог. На следующей неделе я буду встречаться с директором НСТ и обсуждать подробности", – пояснил Козьминых.
Он также добавил, что контракт по содержанию дорог начнет действовать с 1 апреля и будет выполняться в любом случае. Решение его исполнять – добровольные риски компании.
– Михаил Юрьевич, может, вы раскроете секрет, как не слишком известная компания может разом выбить половину конкурсного пирога? Может, дело во влиятельности настоящих владельцев?
– Я незнаком, так что не знаю, кто у этой фирмы владелец.