Перед 9 Мая показали знаменитый многосерийный фильм «Батальоны просят огня» со Збруевым в главной роли. И вот с очередным показом этого 4-серийного фильма и связано мое первое потрясение: в фильме есть эпизод, где герой Скляра дерется со снайпером-власовцем на колокольне и одолевает его в этой схватке. Понимает, что снайпер русский, когда тот заматерился. Герой Скляра подбирает пистолет и говорит: «Встал, сука, пошел». Вот слово «сука» в этом году на Пятом канале убрали (а я знаю фильм почти наизусть, поэтому очень удивился).
Даже из советских фильмов убирают слова
Поговорим о хорошем и о плохом. Начну с плохого, чтобы закончить хорошим. Плохое – это то, что показывали по нашему ТВ перед 9 Мая и непосредственно в День Победы.
Перед 9 Мая показали знаменитый многосерийный фильм «Батальоны просят огня» с Александром Збруевым в главной роли. Сам фильм – пример того, как все-таки умели у нас снимать кино про войну, хотя лично мне кажется, что экранизация бондаревских «Батальонов» лучше получилась у Юрия Озерова в одной из частей «Освобождения», там, где Николай Олялин играет тоже артиллерийского капитана, фамилию ему поменяли, но сюжетная история с гибнущими батальонами – та же. В «Освобождении» все сделано масштабнее, дороже, без оглядки на бюджет. Но, понятно, что и «Батальоны просят огня» очень хороши.
И вот с очередным показом этого 4-серийного фильма и связано мое первое потрясение: в фильме есть эпизод, где герой Игоря Скляра дерется со снайпером-власовцем на колокольне и одолевает его в этой схватке. Понимает, что снайпер русский, когда тот заматерился. Герой Скляра подбирает пистолет и говорит: «Встал, сука, пошел». Вот слово «сука» в этом году на Пятом канале убрали (а я знаю фильм почти наизусть, поэтому очень удивился).
Наверное, тем, кто это сделал, как и депутатам, которые напринимали всех этих законов по борьбе с разными словами, кажется, что они таким образом борются за нравственность нашего народа, но – это борьба наоборот, потому что, во-первых, если уж вы начинаете что-то запикивать в фильмах, которые в абсолютно вегетарианском Советском Союзе были сделаны (а там зловещее слово «жопа» боялись произнести, потому что от этого моральный облик молодого строителя коммунизма немедленно бы в руины обратился), то мои поздравления – вы действительно, ребята, стали круче советских цензоров. Но одновременно я считаю, что лицемеры и ханжи, которые появляются у нас в огромных количествах, – это страшнейший удар по нравственности нашего народа, потому что лицемеры и ханжи гораздо хуже людей, которые могут сказать слово «жопа».
Второе потрясение – 9 мая на Первом канале вышел мини-сериал под названием «Не покидай меня». Не поленюсь, в двух словах расскажу, о чем кино: есть заслуженный разведчик-капитан, его играет артист Гуськов, и вот он после ранений получает новое задание, ему нужно за две недели подготовить супергруппу для какой-то невероятной акции в тылу врага. Он очень удивляется, когда узнает, что в супергруппу отобрали трех гражданских девушек, а четвертая девушка – младший лейтенант – их и отбирала. Две недели их готовят, прямо как в конкурсе «А ну-ка, девушки». Они еще должны хорошо танцевать, потому что в зловещем немецком тылу наш разведчик-баянист ставит номер для гитлеровских офицеров, и девушки перед ними должны плясать в цветах гитлеровского флага.
В итоге подготовленные Гуськовым девушки скачут перед немецкими полковниками, и в этот момент наши дают по рации параметры квадрата, где этот концерт проходит. На это место совершается жуткий артиллерийский налет, после чего все гады должны погибнуть. Но дело осложнилось тем, что у нашего капитана, которого играет Гуськов, остались жена и дочка на оккупированной территории. И дочка тоже танцует перед немцами. В общем, в результате, кроме Гуськова, все погибают. Я молчу про то, что это многократно искаженный перепев фильма «А зори здесь тихие». Там старшина жив остался, здесь Гуськов рыдает над телом дочери. И, конечно, голыми девушек показали, как они купаются в реке, – понятно, что без этого было не обойтись. С военной точки зрения «А зори здесь тихие» – тоже абсолютно сказочный фильм, но там художественное мастерство компенсирует все ляпы про то, как четыре девочки плюс старшина смогли 18 немецких спецназовцев истребить. Но фильм там был про другое – его надо было воспринимать не как быль, а как поэму. А «Не покидай меня» – это сказка не художественная, а просто страшноватая. Набор девушек, конечно, неожиданный: крестьянка, еврейка и очень противная городская дама. Крестьянка, понятно, наступает на мину и сойти с нее не может, потому что тогда она взорвется. Этот сюжет – он из «Убойной силы» украден. Девушка-крестьянка стоит на этой мине, пока фашисты не подходят к ней со всех сторон, тут она и сходит с мины…
Такого рода сериалы, просто сам факт того, что их снимают и показывают в День Победы, – это уже гораздо хуже, чем «сука», которую Пятый канал вырезал из фильма «Батальоны просят огня». Это не просто плохо с точки зрения эстетики – это категорически опасно. Те, кто этот сериал снял и поставил в прайм-тайм 9 мая, они думают, что они в тренде идут, что несут народу патриотическую радость. То есть этот сериал освящен всеми возможными согласованиями. Получается, что государство у нас категорически против слова «сука» и категорически «за» всю эту квазипатриотическую клюкву. Посмотрите, товарищи депутаты и продюсеры, как в других странах сериалы делают. Не для того чтобы подражать, а чтобы хотя бы понять уровень.
Теперь про хорошее – это два американских сериала. Один – восхитительный, называется «Дедвуд», просмотр которого закончился для меня полным разочарованием. Я посмотрел 3 сезона «Дедвуда», это необычный вестерн-сериал, там действуют персонажи, культовые для американской истории, – шериф Буллок, легендарный стрелок Дикий Билл и так далее. Но сериал сделан не так, как обычные вестерны, он сделан в манере реконструкции, в манере «как это было на самом деле», с дегероизацией персонажей. Тут есть омерзительные подробности быта, некрасивые поступки героев, дикая матерщина, которая часть художественного полотна. Это очень странный сериал, но с внутренней магией, замечательным кастингом и музыкой.
А разочарование было в том, что сериал на самом интересном месте остановился. Ощущение у меня было, словно слушаешь симфонию, музыка набирает обороты, и вдруг – бац, музыканты собирают инструменты и уходят. Оказалось, что у создателей сериала не заладились переговоры с телеканалом, они, видимо, хотели получить больше денег, к компромиссу не пришли, и съемки прекратились. Очень жаль – получилась недописанная картина. Но «Дедвуд» все равно стоит посмотреть.
Второй сериал – True Detective – шедевр безо всяких оговорок. Вышел пока только первый сезон. В России название этого сериала перевели как «Честный детектив», но по смыслу ближе «Правдивый детектив». Двух главных героев играют суперизвестные американские актеры Мэтью Макконахи и Вуди Харрельсон. Это история их жизни, которая разворачивается в нескольких временных пластах, что режиссерски очень сложно сделать. В одном времени они полицейские, в другом – бывшие полицейские, но они все время возвращаются к серии убийств, которая имела место 17 лет назад. Название «Правдивый детектив» – очень подходит к этому фильму. Потому что однажды эти полицейские выдали себя за героев, хотя ими не были, а потом им суждено стать настоящими героями, только уже не так глянцево, как когда-то они придумали. В следующем сезоне будет совершенно другая история и другие актеры.
Вот люди, которые создали True Detective, они по-настоящему умеют удивлять – а это самое важное в искусстве. Я, конечно, понимаю, что ссылаться на американцев сегодня не в тренде, но не боятся они ни голые попы показывать, ни табуированной лексики. Американцы умеют запреты перешагнуть и цели достигнуть. А цель у искусства всегда одна. Как говорили древние греки, искусство – это то, после соприкосновения с чем ты становишься лучше.
И я очень прошу людей, которые убирали слово «сука» на Пятом канале и ставили сериал «Не покидай меня» на Первом: посмотрите, пожалуйста, сериал «Правдивый детектив» – может быть, вы станете немножко добрее и умнее и, может, лучше начнете к нам, зрителям, относиться, потому что мы не заслуживаем от вас такого зверства.
Андрей Константинов