Компания «Воздушные Ворота Северной Столицы», которая управляет петербургским аэропортом, отчиталась о том, как будет бороться с очередями в Пулково этим летом. Помимо накопителя, уже построенного перед зданием второго терминала, в «ВВСС» надеются на программу по автоматическому заполнению миграционных карт, стойки саморегистрации на колесиках и площадки, на которые рабочие будут складировать багаж. «Фонтанка» оценила масштаб нововведений.
Любой аэропорт мира готовится к летнему сезону, когда обычно наблюдается пик пассажиропотока. Однако для петербургского Пулково эти мероприятия носят совсем иной характер. С 2010 года аэроузел находится в управлении инвестора – ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» (консорциум ВТБ и немецкой Fraport). Компания строит рядом с Пулково-1 новый терминал, открытие которого намечено на конец 2013 года. И одновременно – наращивает пассажиропоток, чтобы сразу же загрузить аэропорт после завершения строительства современного аэровокзала.
Так, если в 2011 году услугами Пулково воспользовались около 9,6 млн человек, то в 2012-м их было 11 млн, а в текущем, как ожидается, этот показатель достигнет величины в 12 млн. При этом наращивать мощности приходится в условиях устаревшей инфраструктуры терминалов Пулково-1 и Пулково-2. О том, что оба комплекса давно не справляются с пиковыми нагрузками, стало особенно очевидно летом 2012 года, когда пассажиры простаивали в очереди на паспортный контроль или по полчаса сидели в самолете.
Для того чтобы снизить эти проблемы летом 2013 года, ООО «ВВСС» провело целый ряд мероприятий, о которых 22 мая журналистам рассказал главный операционный директор компании Фолькер Вендефойер. О главном нововведении «Фонтанка» уже рассказывала: в апреле рядом с Пулково-2 со стороны взлетно-посадочной полосы был построен временный накопитель длиной 50 метров и шириной 12 метров. Внутри него стоят скамейки для пассажиров, помещение оборудовано кондиционерами и туалетами.
Предполагается, что в нем будут ждать своей очереди на паспортный контроль прибывающие пассажиры. В противном случае им пришлось бы сидеть в самолете, как в 2012 году. Как рассказал Фолькер Венцефойер, накопитель был введен в эксплуатацию 9 мая, чтобы протестировать его с 10 по 12 мая, когда петербуржцы возвращались после праздников. В ООО «ВВСС» уверяют, что максимальное время, которое пришлось находиться пассажирам в этом своеобразном шатре, – около 10–15 минут.
Еще один логичный шаг – оптимизация расписания. В 2012 году по пятницам с 15 до 16 часов в Пулково-2 прибывало на четверть больше пассажиров, нежели терминал мог обслуживать. В ООО «ВВСС» говорят, что в 2013 году таких пиковых часов не будет за счет переброски рейсов на другие часы. Кроме того, для ускорения прохождения границы в июне Росграница обещает ввести систему автоматического оформления и выдачи миграционных карт.
Аналогичные системы уже действуют в московских аэропортах. Сейчас иностранец, прибывший в Петербург, должен заполнять от руки миграционную карту, что особенно сильно удивляет европейцев. При наличии автоматики специальный сканер считывает основные данные – ФИО, гражданство, дату рождения – и заносит их в электронную карту. Пограничник с помощью клавиатуры вводит также информацию о цели визита, а затем распечатывает карту.
Целый ряд мероприятий был проведен и внутри терминалов. Так, бывшая московская зона Пулково-1 переоборудована таким образом, чтобы в пиковые часы ее можно было переключить на обслуживание прибывающих пассажиров международных рейсов. Сейчас она ориентирована только на вылеты внутренних линий. Бар в зоне вылета Пулково-2 был разобран, а вместо него установили скамейки. Помимо стационарных стоек для саморегистрации Пулково закупило мобильные на колесиках: сотрудники аэропорта будут передвигать их в те зоны, где в настоящий момент наблюдаются очереди.
Наконец, ООО «ВВСС» попыталось оптимизировать работу зоны выдачи багажа Пулково-1 и Пулково-2. Рядом с багажными лентами появились специальные площадки, на которые сортировщики багажа будут складывать чемоданы и сумки прибывших пассажиров. Длина площадок – около 8 метров, ширина – 3–4 метра. В аэропорту обещают, что на площадку будут устанавливать указатель с номером и названием рейса, с которого был снят багаж. Однако не исключено, что часть туристов, не знакомых с этим нововведением, будут ждать, пока их сумка появится на ленте, и не обратят внимания на площадку рядом.
Отметим, правда, что, несмотря на нововведения, пассажиры все равно жалуются на очереди и неудобства. Так, недавно «Фонтанке» написали читатели, которые в понедельник, 20 мая, прибыли рейсом UN9452 авиакомпании «Трансаэро» из египетского Шарм-эль-Шейха. По их словам, около 40 минут пассажиры переполненного «Боинга-747» сидели в салоне самолета.
В 2014 году все полеты уже будут осуществляться через новый терминал, рассчитанный на прием 17 млн. Одновременно «ВВСС» намерено начать строительство второй очереди проекта, после чего пропускная способность увеличится до 25 млн человек. Судьба здания Пулково-2 еще не решена, а Пулково-1 после реконструкции составит с новым терминалом единое целое.
Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру»