Олигарх, а нынче политик и экс-кандидат в президенты Михаил Прохоров усердно работает над созданием своей партии, состав которой и сейчас довольно-таки разнородный, а в результате политической текучки может стать еще пестрее. Впрочем, Прохоров в себе и в своем детище уверен: на ближайших выборах «Гражданская платформа» займет не ниже второго места. Об этом и том, почему он не пошел на Первомай, создатель «ё-мобиля» рассказал журналистам.
- Вы редко бываете в Петербурге, в основном новости о деятельности вашей партии создает Ирина Прохорова. Например, она недавно обсуждала культурную политику России в доме Ахматовой...
- Я, конечно, кое-что знаю про культуру, но сестра - первоисточник. Поэтому вопросами культуры занимается она. А я же строю партию и готовлюсь к выборам. Когда в Питере будут выборы, буду здесь появляться чаще. Мы планируем занять, как минимум, второе место.
- Помимо выборов чем еще занимаетесь в партии?
- Ее строительство - это такая неблагодарная работа, ежедневная и не великая. Каждый день встречаться с людьми, совершенствовать программу, совершенствовать лозунги - этим мы сейчас в основном и занимаемся. Каждый раз от политической деятельности ждут чудо, но чудес не бывает, надо просто работать.
- Можете назвать наиболее крупные партийные проекты?
- У нас есть ряд проектов, но о них я говорить не люблю. Когда ты делаешь что-то, не нужно заниматься самовосхвалением. Мы просто поддерживаем людей, это социальные проекты.
- Даже в рамках Российского географического общества, членом попечительского совета которого вместе с Владимиром Путиным и другими политиками и бизнесменами вы являетесь, создается молодежное движение. Как у вас в партии с этим?
- Я считаю, что в рамках партии выделять отдельно молодежное движение не надо. Это препятствует росту карьеры молодых людей. Если человек молодой, то это не значит, что ему нужно попасть сначала в движение и только потом пытаться пройти выше и выше по пути партии. Все молодые талантливые и яркие ребята должны сразу входить в руководящий орган, минуя молодежное движение.
- Политическое поле в России изменяется: в последнее время увеличилась текучка партийных кадров. Из «Единой России» уходили люди, из «Яблока», из «Справедливой». Много ли желающих сменить старую партию на вашу?
- Процессы перехода из одной партии в другую будут идти всегда, это доказательство того, что существует политическая конкуренция. У нас есть четкие критерии: человек, который к нам приходит, должен разделять определенные ценности. Мы задаем вопрос: что важнее - государство или человек? Если человек отвечает, что государство, то нам с ним не по пути. А если отвечает, что государство работает, чтобы человеку жилось хорошо, и это - базовые ценности, вся его остальная программа становится очень понятна и логична. Есть люди других взглядов, которые хотят прийти, но мы не находим общего языка. Мы хотим построить партию определенных ценностей, а не лишь площадку, на которой можно сделать карьеру.
- Ходили слухи, что Оксана Дмитриева хотела вступить в "Гражданскую платформу".
- Первый раз об этом слышу. Оксана Дмитриева - человек уважаемый, популярный в Санкт-Петербурге, но у нас взгляды очень сильно отличаются. Если говорить старыми категориями, то она совсем левая. Она за то, чтобы было доминирование государства по распределению социальных расходов, у нас позиция другая - налоги в нашей стране должны быть низкими, яркие личности должны иметь возможность делать карьеру, должна быть конкуренция. В этом у нас принципиальное отличие.
- Юрий Рыдник также разделяет взгляды партии? Почему вы начали с ним сотрудничать? Критики "Гражданской платформы" часто указывают на его якобы небезупречную политическую репутацию.
- Мы с Рыдником давно знакомы, он всегда интересовался политикой - знаете его богатую биографию. Он сам позвонил и предложил свои услуги. Я знаю его как хорошего управленца. Мы с ним сразу договорились, что он не будет членом, он - руководитель регионального политического комитета, который определяет политику Гражданской платформы. В этом комитете большинство - не члены партии. Таким образом осуществляется связь с гражданским обществом, иначе партия замыкается в себе.
Безупречная репутация может быть только у младенца. У каждого успешного человека есть светлая, а есть отрицательная сторона. К тому же в течение 20 лет были очень противоречивые условия в России. Он - человек сильный, с определенным жизненным опытом. Конечно, имеет минусы, но кому-то нравится, кому-то - нет, всем мил не будешь. Вопрос не в том, что он сделал в какой-то момент, а вопрос в том, что он осознал и хочет что-то исправить.
- "Гражданская платформа" готова к сотрудничеству с нынешней оппозицией? Будете выводить людей на митинги?
- Себя мы считаем не оппозицией, а альтернативой. Мы не хотим огульно что-то критиковать. Критикуешь - предложи свое. Важнее всего позитивная повестка, и у нас есть план ее реализации. Я не исключаю чистой критики. Кто хочет, пожалуйста, критикуйте, но я считаю такую позицию недостаточной.
Выходить же на площадь надо тогда, когда ты можешь получить результат. Я считаю, сейчас надо не на площади выходить, а заниматься политической работой, например подготовкой к выборам и помощью конкретным людям. Собирать людей на площадь надо под конкретные дела. А у нас много людей, которые отлично говорят языком и за этим ничего не происходит. И что потом? Поднимаются ожидания людей, а потом, когда ничего не происходит, люди разочаровываются и перестают интересоваться политикой. А это очень опасно - разочаровывать людей.
- То есть на майские демонстрации не пойдете?
- Не пойду ни на Первомай, ни на Болотную. Я уже воздухом подышал, сейчас надо тихо работать. Я человек, который любит показывать результат, а не процесс.
- А как относитесь к "делу Навального" и к делу участников митинга на Болотной площади 6 мая прошлого года?
- И тот, и другой - процессы политические и заказные. Считаю, что надо всех отпустить. А по поводу Навального – лучше генерала Маркина и не скажешь, он все уже сказал за нас (имеется в виду высказывание официального представителя СК РФ Владимира Маркина, который заявил, что Навальный мог бы избежать суда, если бы «не дразнил власть». - Прим. ред.).
- Вам предлагали посты в нынешнем правительстве? Если бы были соответствующие приглашения, согласились бы?
- Нет. Пост не является для меня самоцелью - вопрос в том, что делать. Если реализовывать ту концепцию, которую мы излагаем в рамках партии: Россия должна формировать третий центр силы в мире, мы должны развиваться в рамках Евразийского союза, по стандартам Евросоюза, одновременно с учетом того, какие были ошибки в нем, на Востоке нашим стратегическим партнером должна быть Япония... Сейчас мы уже год живем без правительства и продолжаем жить. Нет ни планов, ни результатов. Основа выживания любой экономики - снижение издержек и повышения производительности труда. Программы такой я от правительства не слышал.
Да и я никогда не работал заместителем, последние 25 лет - точно. Кроме того, не умею заниматься тем, во что не верю.
Слушала Ксения Клочкова, "Фонтанка.ру"