У поставщиков аудио- и видеотехники, компьютеров и мобильных телефонов, а также их пользователей, появилась надежда на отмену так называемого «авторского налога» – сбора, взимаемого якобы в пользу композиторов, режиссеров, исполнителей и т.д. Законопроект, внесенный в Госдуму на минувшей неделе, позволит свободно вздохнуть и всем пользователям Интернета – планируется легализовать любое воспроизведение фильма или музыки в личных целях.
Конфликт вокруг деятельности организаций по управлению правами на коллективной основе (ОКУП) разгорается с момента их создания. Они берут «дань» с ресторанов, в которых звучит музыка, гостиниц, в которых есть телевизоры, а с прошлого года – даже с простых граждан, организующих вечеринки хотя бы «на троих». Российское авторское общество не постеснялось предъявить счет даже хору ветеранов, которые в святые для россиян майские дни посмели без разрешения ОКУПантов исполнять песни военных лет.
Компьютер для дела или потехи?
Осенью минувшего года в России стал взиматься еще один «авторский налог» – за использование произведений в личных целях. По мысли законодателей, записывая на бытовой видеомагнитофон транслируемый по телеканалу фильм, его владелец недоплачивает создателям произведения. Компенсировать этот ущерб и призван сбор, который в размере одного процента обязали платить производителей и импортеров записывающей техники и самих носителей информации (болванок дисков, кассет, флешек и пр.). А взимать «дань» и распределять ее между авторами делегировали Российскому союзу правообладателей, возглавляемому политическим деятелем Никитой Михалковым. Общую сумму «налога на болванки» эксперты оценивают в 200 млн долларов в год.
Однако список облагаемых таким «налогом» товаров не может не вызывать недоумения. Кроме видеомагнитофонов и иной предназначенной для записи «чужих» фильмов и музыки бытовой техники, в него попали все компьютеры, любые плееры (в том числе без функции записи), видеокамеры и телевизоры (которые даже теоретически не могут записать уже созданное произведение), а также все телефоны (включая простейшие мобильные и стационарные с дисковыми номеронабирателями) и т.д.
Сами плательщики «дани» занимают умеренную позицию: 24 августа Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) обратилась к правительству России с предложением лишь сократить список товаров, облагаемых «авторским налогом». В качестве доказательства она представила проведенные ВЦИОМ исследования, подтверждающие, что лишь треть россиян копируют музыкальные произведения и фильмы в своих личных целях. Кроме того, по данным опроса, для записи используется только 15 процентов мобильных телефонов с функцией MP3, лишь каждый четвертый компьютер, каждый десятый ноутбук и двадцатый МР3-плеер. Остальное оборудование, даже несмотря на наличие в нем функции копирования, населением для этих целей не используется. «Система компенсации ущерба авторам должна быть справедливой и сбалансированной. Товары, которые люди не используют для копирования музыки и фильмов, должны быть выведены из-под авторского налога», – констатировал президент РАТЭК Александр Онищук.
Поэтому ассоциация предлагает исключить из облагаемого списка все телефоны (кроме мобильных с объемом памяти более 1 ГБ), все камеры (цифровые, кино- и пр.), а также оборудование, не обладающее функцией записи (звуко-, видеопроигрывающие устройства, DVD-проигрыватели, радиоприемники, комбинированные ТВ-приемники).
В тот же день (24 августа) группа депутатов федерального парламента предложила более категоричное решение – вообще упразднить спорный сбор. Ведь действующая система, по их мнению, строится по принципу «презумпции виновности» всех граждан, покупающих телефоны, магнитофоны, чистые кассеты и т. д. «Фактически введен налог на всех потребителей оборудования и материальных носителей, вне зависимости от того, воспроизводит ли он то или иное авторское произведение в личных целях», – констатируют парламентарии (Игорь Лебедев, Сергей Иванов и Ярослав Нилов) в пояснительной записке к внесенному 24 августа законопроекту.
Деньги за хиты, ретро – бесплатно
В самом Российском союзе правообладателей (РСП) не возражают против уточнения списка, но убеждены в необходимости «авторского налога». «Вознаграждение за частное копирование – основной источник дохода для правообладателей во всем мире, позволяющий поддерживать справедливый баланс между их интересами и интересами пользователей контента, – заявила журналисту «Фонтанки» пресс-секретарь РСП Юлия Иванина. – Оно является источником финансирования культурных мероприятий и позволяет поддерживать на плаву творческую индустрию во многих странах мира».
Она также пояснила, что установленный правительством России перечень облагаемого «налогом» оборудования является вроде как примерным: «Заложенный в постановлении принцип позволяет РСП на практике выделять товары, которые не могут использоваться для частного копирования или же относятся к категории профессионального оборудования. В их отношении РСП не осуществляет сбор вознаграждения».
Сомнения у депутатов вызывает и методика распределения собранных средств. Ведь никто не знает и не может знать, фильмы или музыку каких студий записали пользователи на бытовых магнитофонах и т.д. В РСП утверждают, что оценивают статистические данные об объемах розничных продаж музыки и кино (в том числе через Интернет), кассовые сборы кинотеатров и данные о зрительской аудитории телевизионных каналов, национальные музыкальные и кинорейтинги. В то же время в реестре РСП нет огромного числа, в частности, популярных советских кинофильмов, включая «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Семнадцать мгновений весны», почти всех произведений Станислава Ростоцкого (в т.ч. номинировавшиеся на «Оскар» «Белый Бим Черное ухо» и «А зори здесь тихие») и т.д. Методика распределения сборов не опубликована, а просьбу журналиста «Фонтанки» предать гласности финансовый отчет РСП Юлия Иванина игнорировала.
Свободный Интернет
Опрошенные эксперты поддерживают доводы авторов «антиОКУПантского» законопроекта. Так, вице-президент Санкт-Петербургской ассоциации патентоведов Валерий Мордвинов убежден, что существующая система сбора вознаграждений технологически устарела еще до момента ее введения. При этом он апеллирует к позиции главы государства: «Еще в апреле Дмитрий Медведев заявил о необходимости «создавать основы будущей правовой базы международного регулирования авторских прав, потому что Женевская, Бернская конвенции – все они в далеком прошлом». А потому нужно внятно прописать в законодательстве главу об открытых лицензиях – это поручение президента России министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев не выполнил. Очевидно, что без общепризнанных баз данных произведений и прозрачной системы распределения вознаграждений ОКУП – это тупик. Тогда как произведениям в Интернете уже технически возможно присвоить цифровые метки («цифровые водяные знаки»), что позволит легко считать и распределять соответствующие сборы».
Кроме того, авторы представленного в Госдуму законопроекта обращают внимание на абсурдное ограничение права граждан свободно смотреть или слушать даже купленные легальные фильмы и музыку в домашней обстановке: согласно действующей норме Гражданского кодекса РФ, это можно делать только «при необходимости». Депутаты считают оное понятие «весьма расплывчатым и допускающим различные толкования, что неизбежно вызовет противоречивую правоприменительную практику».
А на практике это означает, что нелегальным может признаваться любое скачивание музыки или фильма, а, возможно, даже и просмотр литературных произведений (книг, статей и пр.) в сети Интернет. Если суд не признает, что пользователь делал это «при необходимости», ему грозят санкции в размере до 5 миллионов рублей. Притом что оное спорное понятие не смогли растолковать даже в самом РСП.
Павел Нетупский,
Фонтанка.ру