Бывают такие дни, когда с утра включаешь телевизор, начинаешь смотреть новости, и наваливается на тебя тоска. Лютая тоска, кромешная. Сегодня как раз именно такой день и выдался. И вроде бы удивляться нечему – президент траур объявил по погибшим на «Булгарии», так что всяко не до веселья... И все же набор утренних новостей удивляет и потрясает даже мою, привыкшую ко многому, журналистскую натуру.
Бывают такие дни, когда с утра включаешь телевизор, начинаешь смотреть новости, и наваливается на тебя тоска. Лютая тоска, кромешная. Сегодня как раз именно такой день и выдался. И вроде бы удивляться нечему – президент траур объявил по погибшим на «Булгарии», так что всяко не до веселья… И все же набор утренних новостей удивляет и потрясает даже мою, привыкшую ко многому, журналистскую натуру.
Так бывает, когда одно на другое. И возникает в душе явление резонанса. Вот он, этот набор новостей:
1. Растет количество жертв на «Булгарии». Детские трупы исчисляются десятками. Водолазам, вернувшимся с затонувшего судна, требуется помощь психологов.
2. Министр транспорта Левитин заявляет, что строго накажет капитанов тех судов, что проплывали мимо тонущей «Булгарии». Он искренне возмущен.
3. А на Кипре жуткие взрывы на военно-морской базе. Двенадцать погибших, разрушена электростанция, пол-острова осталось без электроэнергии.
4. И министр обороны Кипра, и командующий национальной гвардией немедленно подают в отставку.
5. Писатель Радзинский, выехав на «встречку», врезается в автомобиль, где в итоге погибает молодая девушка...
А дальше уже не особенно реагируешь на перевернутый катер в Алтайском крае – тоже с жертвами, включая погибшего ребенка, на упавший в воду самолет в Югре…
В общем-то, этот новостной ряд не особо нуждается в комментариях. Но все же.
Скорбные лица высоких руководителей в телевизоре мучительно напоминают самих себя, но когда сгорела «Хромая лошадь», тогда казалось: ну после такой-то трагедии, ну должно же что-то измениться... Шли годы, смеркалось. И вот ровно такая же «Хромая лошадь», только на Волге. И те же вопросы: кто недоглядел, кто проморгал?.. И та же скорбь на лицах. И объявленный траур. А то, что капитаны мимо проплыли... Этой подлости уже не удивляешься. В стране, где элита не показывает нравственного примера, капитаны обязательно проплывут мимо. И не только они. Вся страна может проплыть куда-то…
Я по поводу элиты – тут ведь дело не только в министрах, сильно отличающихся от своих коллег на Кипре. Вот писатель Радзинский – он не министр. Но он – элита. И это очень плохо, что некий нравственный авторитет в нашей стране оказывается на встречной полосе. Потому что, глядя на него, кто-то может решить для себя: ну уж если он, то с меня-то какой спрос? Дай бог, если Радзинского выкинуло на «встречку» случайно. Но осадок в душе все равно останется. Он останется, даже если Левитин лично найдет тех проплывших мимо капитанов и расстреляет их на берегу Волги. Потому что на далеком Кипре министр обороны умудрился именно сегодня подать в отставку…
Я устал от утренних новостей и вышел прогуляться по Морской набережной. А у нас там, на Капитанской улице, расположен загс. И несмотря на ранний час, у загса суетилась свадьба. Всё как положено - ленты, цветы, невеста, жених, гости. Правда, траур в стране... Но люди же не виноваты, у них назначено, они же не знали… Да и Волга далеко. Это, конечно, так. Я смотрел на них и думал: смелые люди, сочетаться браком в день траура – дурная примета. Я не самый суеверный человек, но я бы не решился. Они смелые, эти жених и невеста. Но тоже проплывают мимо. Не со зла, просто так вышло. Кстати, а ведь загс - государственное заведение. И если президент объявляет общенациональный траур, то, может, со свадьбами стоит повременить? Даже если невесты и женихи очень храбрые? Может, стоит им сказать: "Не сегодня, ребята. Вам не повезло. Но гораздо меньше, чем тем, на «Булгарии»".
Бывают такие дни, когда одно на другое. Это совсем плохой день, если с утра смотришь на свадьбу, а в душе тоска, лютая тоска, кромешная.
Андрей Константинов, директор АЖУРа.